О назначении досрочной трудовой пенсии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2010г. г.Москва

Лефортовский районный суд г.Москвы

В составе:

Председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.,

При секретаре Топтыгиной Т.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриевой Натальи Михайловны к Государственному учреждению Главному управлению пенсионного фонда № по <адрес> и <адрес> о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с вышеназванными требованиями, указывая в их обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, решением комиссии пенсионного отдела ей было отказано в соответствии со ст. 27 п.1 пп.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» из-за отсутствия у нее требуемого специального стажа. Ей не были засчитаны в специальный стаж периоды ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Истица просит включить указанные периоды в педагогический стаж и назначить ей пенсию с момента обращения.

Ответчик иск не признал.

Заслушав стороны, проверив письменные материалы дела, суд находит, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.27 п.1 пп.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Данный закон вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ Действовавшим ранее ФЗ «О государственных пенсиях в РФ», ст.80, также предусматривалось, что пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет.

Указанные нормативные акты не связывают возможность реализации прав, социальных гарантий и льгот педагогических работников с организационно-правовыми формами образовательных учреждений.

Пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса и названия учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.

Как усматривается из протокола заседания комиссии пенсионного фонда, истице не был засчитан в специальный стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, ребенок ДД.ММ.ГГГГ рождения. В отпуск истица уходила с должности учителя физической культуры средней школы №, куда и возвратилась после указанного отпуска.

Действительно, в настоящее время при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы не включается для категорий работников, указанных в ст.ст.27 и 28 ФЗ « О трудовых пенсиях», в том числе и работников, осуществлявших педагогическую деятельность.

Однако, истица находилась в отпусках по уходу за ребенком в период 1990-1991г. В таком случае при решении вопроса о том, подлежит ли включению в стаж для назначения пенсии отпуск по уходу за ребенком, следует руководствоваться законодательством, действовавшим на период предоставления указанного отпуска и исходить из того, включались ли указанные периоды в аналогичный стаж в момент предоставления отпусков или нет.

Такой вывод вытекает из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в ряде постановлений и определений в связи с обращениями граждан, в том числе и по жалобе Спесивцева Ю.И. в определении №-О от ДД.ММ.ГГГГ Из указанного решения Конституционного Суда РФ следует, что законодатель, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен при этом обеспечивать соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Внесение законодателем изменений в условия приобретания права на получение каких-либо льгот, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действующего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в том случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права.

Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность его специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим на этот период законодательством.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст.ст.1 ч.1,2,18,54 ч.1,55 ч.2 и 3,57 Конституции РФ.

Между тем, по ранее действовавшему законодательству отпуск по уходу за ребенком включался в стаж работы по специальности для назначения пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения и в связи с педагогической деятельностью.

Согласно ст.167 КЗОТ РСФСР в первоначальной редакции 1971г. отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с п.10 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968г. № 517 руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны были предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года.

Из п.2 принятого в развитие данного постановления разъяснения Госкомтруда СССР и Секритатриата ВЦСПС № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года» (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий, включая пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.

Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 22 января 1981г. № 235 «О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятиях по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В целях правильного применения указанного постановления, Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС были утверждены разъяснения от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижении им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет» в соответствии с п.6 которого отпуск по уходу за ребенком (в том числе без сохранения заработной платы) до достижения возраста полутора лет засчитывался в общий, непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении государственных пенсий. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года засчитывался в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и льготных размерах.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» от 22 августа 1989г. № 677 с 1 декабря 1989г. было предоставлено право на получение дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

В соответствии с п.7 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989г. № 23/24-1 «О порядке предоставления женщинам частичного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (в том числе и отпуска без сохранения заработной платы) засчитывалось как в общий, так и непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.

Таким образом, при определении специального стажа истицы, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости следует руководствоваться законодательством, действовавшим на момент предоставления отпуска по уходу за ребенком, в 1990г. - 1991г. закон предусматривал включение в указанный стаж отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста трех лет, а поэтому период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует включить в специальный стаж.

Истице также не засчитан в специальный стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда истица работала в должности учителя физической культуры Балашихинской средней школы №, поскольку данный период не указан в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица как льготная работа.

Истица указывает, что в данный период выполняла обязанности учителя физической культуры в лицее, поэтому считает, что указанный период должен быть включен в ее специальный стаж.

Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ Дмитриева Н.М. принята в Балашихинскую среднюю школу № учителем физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ средняя школа № <адрес> была переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей» и лицевые счета с этого периода в архиве Управления по образованию городского округа Балашиха не числятся.

Как усматривается из справки МОУ «Лицей» от ДД.ММ.ГГГГ Дмитриева Н.М. действительно была принята в среднюю школу № (с ДД.ММ.ГГГГ преобразованной в МОУ «Лицей») на должность учителя физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ и уволена с занимаемой должности ДД.ММ.ГГГГ Данное обстоятельство также подтверждается записями в трудовой книжке истца.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что спорный период подлежит включению истице в педагогический стаж, поскольку в указанный период она работала учителем физической культуры в лицее, наименование должности и учреждения предусмотрены Списками, кроме того, отсутствие кода льготной работы в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица не может лишать педагогического работника права на досрочное пенсионное обеспечение, так как обязанность по надлежащему ведению этого документа возложена на работодателя истца, ненадлежащее исполнение работодателем своих обязанностей не может лишать истца права на досрочное пенсионное обеспечение.

Также в специальный стаж истицы не был включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда истица работала в должности учителя физической культуры в средней школе №, так как дата регистрации устава средней общеобразовательной школы № - ДД.ММ.ГГГГ

Истица указывает, что она фактически работала в средней общеобразовательной школе, но в спорный период организация не имела устава.

Как усматривается из справки Центра образования № от ДД.ММ.ГГГГ Дмитриева Н.М. действительно работает в данном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности учителя физической культуры на полную ставку и полную рабочую неделю.

Согласно справки Центра образования № от ДД.ММ.ГГГГ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением области знания «Искусство» № начала функционировать с ДД.ММ.ГГГГ Данная школа осуществляла функцию обучения детей, несмотря на то, что статус юридического лица приобрела позже.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что спорный период подлежит включению истице в педагогический стаж, поскольку не своевременная регистрация устава не может лишать педагогического работника права на досрочное пенсионное обеспечение.

Таким образом, с зачетом спорных периодов истица имеет педагогический стаж 25 лет, в связи с чем приобрела право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

В судебном заседании установлено, что истица обратилась за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», днем обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами.

Таким образом, досрочная трудовая пенсия истице подлежит начислению со дня обращения, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Дмитриевой Натальей Михайловной право на назначение досрочной трудовой пенсии по возрасту в связи с педагогической деятельностью.

Включить в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью Дмитриевой Натальи Михайловны периоды ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Главное управление пенсионного фонда России № по <адрес> и <адрес> назначить Дмитриевой Натальи Михайловне досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение 10 дней.

Судья: