РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2011г. г.Москва
Лефортовский районный суд г.Москвы
В составе:
Председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.,
При секретаре Топтыгиной Т.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карасевой Галины Владимировны к Государственному учреждению Главному управлению Пенсионного фонда № 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась с вышеуказанными требованиями, указывая в их обоснование, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионные органы за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии в назначении пенсии ей было отказано в соответствии со ст.27 п.1 пп.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», из-за отсутствия требуемого педагогического стажа 25 лет. Ей не был засчитан в педагогический стаж период ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Истица просит включить спорный период в ее специальный стаж, указывая, что занималась педагогической деятельностью и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с даты обращения.
Ответчик иск не признал.
3 лицо - представитель колледжа декоративно - прикладного искусства им. Фаберже № иск поддерживает.
Заслушав стороны, 3 лицо, проверив письменные материалы дела, суд находит, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.27 п.1 пп.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Данный закон вступил в силу с 01.01.2002г. Действовавшим ранее ФЗ «О государственных пенсиях в РФ», ст.80, также предусматривалось, что пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.
В судебном заседании установлено, что, согласно представления пенсионных органов, специальный стаж истицы составляет 23 года 03 мес. 21 дн. В указанный стаж ей не засчитана работа в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности исполняющей обязанности старшего мастера в ГПТУ №, так как данное наименование - «исполняющей обязанности старшего мастера» не предусмотрено Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 /Список/.
Из трудовой книжки истицы усматривается, что она ДД.ММ.ГГГГ зачислена мастером производственного обучения в ГПТУ №; ДД.ММ.ГГГГ переведена исполняющей обязанности старшего мастера; ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность мастера производственного обучения; … работает по настоящее время.
Как указывалось выше, спорные периоды не включены в подсчет специального стажа истицы, так как наименование должности «исполняющей обязанности старшего мастера» не предусмотрено Списком.
Истица указывает, что в спорный период ею осуществлялась педагогическая деятельность, она фактически работала мастером производственного обучения. Работая исполняющей обязанности старшего мастера, как указывает истица, она полностью исполняла обязанности мастера производственного обучения, кроме этого выполняла и другие обязанности.
Как усматривается из копии приказа №-Л от ДД.ММ.ГГГГ по СПТУ №, из справки Колледжа декоративно - прикладного искусства им. Фаберже № Карасева Г.В. была принята в Среднее городское профессиональное техническое училище № на должность мастера производственного обучения ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность временно исполняющего обязанности старшего мастера с выполнением закрепленных обязанностей мастера производственного обучения на группе №-А, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность мастера производственного обучения и работает по настоящее время.
Изложенное истицей подтвердила в судебном заседании представитель 3 лица.
У суда не имеется оснований не доверять доказательствам, представленным истицей, каких-либо доводов, опровергающих представленные истицей доказательства суду не представлено. Следовательно, трудовая деятельность истицы в спорный период носила характер педагогической, она фактически работала мастером производственного обучения, что предусмотрено Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, а поэтому период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж истицы.
Однако в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имел место отпуск по уходу за ребенком, ребенок ДД.ММ.ГГГГ рождения, уходила в этот отпуск истица и возвращалась из него с должности и учреждения, предусмотренных Списком, что не оспаривалось ответчиком.
В настоящее время при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы не включается для категорий работников, указанных в ст.ст.27 и 28 ФЗ « О трудовых пенсиях», в том числе и работников, осуществлявших педагогическую деятельность.
Однако, истица находилась в отпусках по уходу за ребенком в период 1985-1986г., 1989г. - 1992г. В таком случае при решении вопроса о том, подлежит ли включению в стаж для назначения пенсии отпуск по уходу за ребенком, следует руководствоваться законодательством, действовавшим на период предоставления указанного отпуска и исходить из того, включались ли указанные периоды в аналогичный стаж в момент предоставления отпусков или нет.
Такой вывод вытекает из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в ряде постановлений и определений в связи с обращениями граждан, в том числе и по жалобе Спесивцева Ю.И. в определении №-О от 05.11.2002г. Из указанного решения Конституционного Суда РФ следует, что законодатель, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен при этом обеспечивать соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Внесение законодателем изменений в условия приобретания права на получение каких-либо льгот, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действующего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в том случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права.
Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность его специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим на этот период законодательством.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст.ст.1 ч.1,2,18,54 ч.1,55 ч.2 и 3,57 Конституции РФ.
Между тем, по ранее действовавшему законодательству отпуск по уходу за ребенком включался в стаж работы по специальности для назначения пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения и в связи с педагогической деятельностью.
Согласно ст.167 КЗОТ РСФСР в первоначальной редакции 1971г. отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
В соответствии с п.10 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968г. № 517 руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны были предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года.
Из п.2 принятого в развитие данного постановления разъяснения Госкомтруда СССР и Секритатриата ВЦСПС № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года» (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий, включая пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.
Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 22 января 1981г. № 235 «О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятиях по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В целях правильного применения указанного постановления, Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС были утверждены разъяснения от 06 июля 1982г. № 7/10-30 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижении им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет» в соответствии с п.6 которого отпуск по уходу за ребенком (в том числе без сохранения заработной платы) до достижения возраста полутора лет засчитывался в общий, непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении государственных пенсий. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года засчитывался в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и льготных размерах.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено право на получение дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
В соответствии с п.7 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989г. № 23/24-1 «О порядке предоставления женщинам частичного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (в том числе и отпуска без сохранения заработной платы) засчитывалось как в общий, так и непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.
Таким образом, при определении специального стажа истицы, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости следует руководствоваться законодательством, действовавшим на момент предоставления отпуска по уходу за ребенком, в 1986г. - 1987г. закон предусматривал включение в указанный стаж отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста полутора лет, а поэтому период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть исключен из специального стажа истицы.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что спорный период подлежит включению истице в педагогический стаж, так как истицей осуществлялась педагогическая деятельность.
Таким образом, на момент обращения за назначением пенсии, специальный стаж истицы, с учетом спорного периода, периодов, зачтенных пенсионными органами, составлял 25 лет.
В судебном заседании установлено, что истица обратилась за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», днем обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами.
Таким образом, досрочная трудовая пенсия истице подлежит начислению со дня обращения за назначением пенсии, то есть, с 24.03.2010г.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Карасевой Галиной Владимировной право на получение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Обязать Государственное учреждение Главное Управление Пенсионного фонда № 3 по г.Москве и Московской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью Карасевой Галине Владимировне период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Государственное учреждение Главное Управление Пенсионного фонда № 3 по г.Москве и Московской области назначить Карасевой Галине Владимировне досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение 10 дней.
Судья: