О назначении пенсии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2011 г. г.Москва

Лефортовский районный суд г.Москвы

В составе:

Председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.,

При секретаре Мухаметшиной Л.Р.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1135/2011 по иску Макуриной Натальи Ивановны к Государственному учреждению Главному управлению пенсионного фонда № 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с вышеназванными требованиями, указывая в их обоснование, что обратилась в пенсионный отдел с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с имеющимся 25-ти летним специальным стажем педагогической деятельности, однако в назначении пенсии ей было отказано в соответствии со ст. 27 п.1 п.п. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» из-за отсутствия у нее требуемого специального стажа. Ей не был засчитан в специальный стаж период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа воспитателем в детском комбинате - на том основании, что наименование учреждения не предусмотрено Списком.

Истец, указывая, что в спорный период работала воспитателем в яслях-саду, просит устранить допущенное нарушение ее права, включить указанный период в педагогический стаж и назначить ей пенсию с момента обращения - с ДД.ММ.ГГГГ

Ответчик иск не признал.

Заслушав стороны, проверив письменные материалы дела, суд находит, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.27 п.1 п.п. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Данный закон вступил в силу с 01.01.2002г. Действовавшим ранее ФЗ «О государственных пенсиях в РФ», ст.80, также предусматривалось, что пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет.

Указанные нормативные акты не связывают возможность реализации прав, социальных гарантий и льгот педагогических работников с организационно-правовыми формами образовательных учреждений.

Пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса и названия учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.

Как усматривается из трудовой книжки истца, она ДД.ММ.ГГГГ принята на работу на должность воспитателя в детский комбинат №, ДД.ММ.ГГГГ уволена в порядке перевода в Управление народного образования ЮВАО г. Москвы.

Истцу не засчитан в специальный стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как наименование учреждения «детский комбинат» не предусмотрено Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 /Список/.

Истица указывает, что она фактически работала в яслях - саду, но они были ведомственными, принадлежали Московскому нефтеперерабатывающему заводу, поэтому их называли «Детский комбинат», что также подтверждается справкой, выданной ОАО « Московский НПЗ», согласно которой, истец в указанный период работала воспитателем детского комбината №, при этом, из справки, выданной данной организацией 17.03.11 г. за № 27/42-17, следует, что приказом по Московскому городскому отделу народного образования от ДД.ММ.ГГГГ № вновь отрываемому ясли-саду на 280 мест (8 групп детского сада и 4 группы яслей) Московского нефтеперерабатывающего завода был присвоен порядковый номер 692, однако в штатном расписании дошкольного образовательного учреждения № за отдельные годы записано наименование «Детский комбинат» вместо его действительного наименования «Ясли-сад».

Из штатного расписания работников аппарата завода за 1983 г. видно, что в Комбинате имеются ясельные группы, утверждены штатные единицы воспитателей.

Таким образом, «детский комбинат» по своему названию фактически являлся «детскими яслями - садом», которые поименованы Списками, в результате чего суд делает вывод, что в оспариваемый период истец работала в яслях - саду, осуществляла педагогическую деятельность, а поэтому данный спорный период должен быть включен в педагогический стаж истца, так как организационное устройство образовательного учреждения не может являться фактором, лишающим педагогического работника права на досрочное пенсионное обеспечение.

Кроме того, в оспариваемый период, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имел место отпуск по уходу за ребенком, что усматривается из справки, выданной ОАО «Московский НПЗ» за №.

Действительно, в настоящее время, при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы не включается для категорий работников, указанных в ст.ст.27 и 28 ФЗ « О трудовых пенсиях», в том числе и работников, осуществлявших педагогическую деятельность.

Однако, истец находилась в отпуске по уходу за ребенком в период 1990-1992г. В таком случае при решении вопроса о том, подлежит ли включению в стаж для назначения пенсии отпуск по уходу за ребенком, следует руководствоваться законодательством, действовавшим на период предоставления указанного отпуска и исходить из того, включались ли указанные периоды в аналогичный стаж в момент предоставления отпусков или нет.

Такой вывод вытекает из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в ряде постановлений и определений в связи с обращениями граждан, в том числе и по жалобе ФИО4 в определении № 320-О от ДД.ММ.ГГГГИз указанного решения Конституционного Суда РФ следует, что законодатель, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен при этом обеспечивать соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Внесение законодателем изменений в условия приобретания права на получение каких-либо льгот, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действующего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в том случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права.

Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность его специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим на этот период законодательством.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст.ст.1 ч.1,2,18,54 ч.1,55 ч.2 и 3,57 Конституции РФ.

Между тем, по ранее действовавшему законодательству отпуск по уходу за ребенком включался в стаж работы по специальности для назначения пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения и в связи с педагогической деятельностью.

Согласно ст.167 КзоТ РСФСР в первоначальной редакции 1971г. отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с п.10 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968г. № 517 руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны были предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года.

Из п.2 принятого в развитие данного постановления разъяснения Госкомтруда СССР и Секритатриата ВЦСПС № 4/11 от 30.03.1970г. «О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года» (утв.Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий, включая пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.

Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 22 января 1981г. № 235 «О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятиях по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года.Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В целях правильного применения указанного постановления, Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС были утверждены разъяснения от 06 июля 1982г. № 7/10-30 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижении им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет"» в соответствии с п.6 которого отпуск по уходу за ребенком ( в том числе без сохранения заработной платы) до достижения возраста полутора лет засчитывался в общий, непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении государственных пенсий. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года засчитывался в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и льготных размерах.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» от 22 августа 1989г. № 667 с 1 декабря 1989г. было предоставлено право на получение дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

В соответствии с п.7 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989г. № 23/24-1 «О порядке предоставления женщинам частичного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет ( в том числе и отпуска без сохранения заработной платы) засчитывалось как в общий, так и непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.

Таким образом, при определении специального стажа истца, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости следует руководствоваться законодательством, действовавшим на момент предоставления отпуска по уходу за ребенком, в 1990-1992г., до 06.10.1992 г., закон предусматривал включение в указанный стаж отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста трех лет, а поэтому указанный период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не может быть исключен из подсчета специального стажа истца.

Таким образом, на момент обращения за назначением пенсии, специальный стаж истца, с учетом спорного периода, периодов, зачтенных пенсионными органами, составлял 25 лет, что усматривается из протокола заседания комиссии пенсионного фонда.

В судебном заседании установлено, что истец обратилась за назначением пенсии 25.10.2010г.

В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», днем обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами.

Таким образом, досрочная трудовая пенсия истцу подлежит начислению со дня обращения, то есть, с 25.10.2010г.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Макуриной Натальей Ивановной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Обязать Государственное учреждение - Главное управление ПФР № 3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью Макуриной Наталье Ивановне период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Государственное учреждение - Главное управление пенсионного фонда России № 3 по г. Москве и Московской области назначить Макуриной Наталье Ивановне досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение 10 дней.

Судья: