О назначении пенсии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 апреля 2011г. г. Москва

Лефортовский районный суд г. Москвы

В составе:

Председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.,

При секретаре Топтыгиной Т.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мирман Лилии Васильевны к Государственному учреждению Главному Управлению ПФР № 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью

УСТАНОВИЛ:

Истица просит включить в специальный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста 55 лет в календарном исчислении периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Истица указывает, что считает, что ответчик необоснованно не включил названные периоды в специальный стаж в календарном исчислении, в льготном исчислении, указывая, что она занималась медицинской деятельностью, просит устранить допущенное нарушение ее права и обязать ответчика назначить пенсию с момента обращения, с 07.07.2010г.

Ответчик иск не признал.

Третье лицо - представитель Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. Пучкова в судебное заседание явилась, иск поддержала.

Заслушав представителей сторон, третье лицо, проверив письменные материалы дела, суд находит, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что 07.07.2010г. истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, указывая, что имеет более 30 лет медицинского стажа.

ПП 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 55-60 лет лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из трудовой книжки истицы усматривается, что она ДД.ММ.ГГГГ зачислена на должность выездного фельдшера Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. Пучкова; ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность фельдшера выездного; ДД.ММ.ГГГГ считать работающей на должности фельдшера линейной выездной бригады; ДД.ММ.ГГГГ считать работающей на должности фельдшера группы анестезиологии реанимации бригады анестезиологии реанимации выездной; ДД.ММ.ГГГГ работает по настоящее время.

В специальный стаж истицы не включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда она работала в должности выездного фельдшера 21 подстанции, поскольку истица находилась в учебном отпуске после окончания медицинского училища, однако из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в лицевом счете по заработной плате за 1983г. Мирман /Мухина/ Л.В., сведений о предоставлении ученического отпуска после окончания медицинского училища с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Истица указывает, что в спорный период ею выполнялись обязанности фельдшера, указание на то, что она работает как «выездной фельдшер» свидетельствует о том, какую конкретно работу как фельдшер станции скорой медицинской помощи она выполняла.

Из должностных инструкций выездного среднего медицинского персонала усматривается, что на должность выездного фельдшера бригады скорой медицинской помощи назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование и специальную подготовку или опыт работы по оказанию медицинской помощи при неотложных состояниях, угрожающих жизни заболеваниях и владеющее методами реанимации, следовательно, вышеуказанный спорный период следует включить в специальный стаж истицы в календарном исчислении.

Как было указано выше, истице не были включены в специальный стаж в календарном исчислении периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда она работала фельдшером линейной выездной бригады на СсиНМП, так как в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не выработана норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы (согласно архивной справке работала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 0,5 ставки, дополнительные сведения в условиях для досрочного назначения трудовой пенсии в выписке из ИЛСЗЛ отсутствуют), а за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ дополнительные сведения и основание условий для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в выписке из ИЛСЗЛ отсутствуют (согласно архивной справке норма времени, установленная за ставку заработной платы за указанный период выработана).

Согласно Письма Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2510/1220-99-32 "О норме рабочего времени и порядке определения часовой тарифной ставки из установленной месячной тарифной ставки в 1999 году" норма рабочего времени на определенные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье, исходя из следующей продолжительности ежедневной работы (смены):

при 40 - часовой рабочей неделе - 8 часов, в предпраздничные дни - 7 часов;

при 38,5-часовой рабочей неделе - 7,7 часа;

при 36-часовой рабочей неделе - 7,2 часа;

при 33-часовой рабочей наделе - 6,6 часа;

при 30-часовой рабочей неделе - 6 часов;

при 24-часовой рабочей неделе - 4,8 часа.

При продолжительности рабочей недели менее 40 часов количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней, накануне праздничных дней - не сокращается (статья 47 КЗоТ Российской Федерации).

Исчисленная в указанном порядке норма рабочего времени распространяется на все режимы труда и отдыха.

В материалах дела имеется копия табеля учета рабочего времени за 1999г., из которого усматривается, что норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы Мирман Л.В. в 1999г. вырабатывалась полностью. Кроме того, в материалах дела имеется архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ №, из которой усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Мирман Л.В. работала на полную ставку.

Из должностных инструкций выездного среднего медицинского персонала усматривается, что на должность фельдшера (медсестры, медбрата) бригады скорой медицинской помощи назначается специалист, имеющий среднее медицинское образование и специальную подготовку или опыт работы по оказанию медицинской помощи. Фельдшер (медицинская сестра) выездной бригады выполняет следующие основные функции: оказание в минимально короткие сроки и в максимально полном объеме экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим на догоспитальном этапе, включая их доставку в ЛПУ города по экстренным показаниям; доставка или участие в доставке больных и пострадавших в стационары города по заявкам ЛПУ в случаях, когда по состоянию здоровья они нуждаются в доставке в стационар в сопровождении медицинского работника; работа на границе очага при чрезвычайных ситуациях и массовых катастрофах по ликвидации медицинских последствий «ЧС» и массовых катастроф.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды истица работала на должности фельдшера, что предусмотрено Списками, вырабатывала норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, следовательно, вышеуказанные спорные периоды следует включить в специальный стаж истицы в календарном исчислении.

Истице также не был включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда истица находилась в отпуске по уходу за ребенком, ребенок ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Действительно, в настоящее время при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы не включается для категорий работников, указанных в ст.ст.27 и 28 ФЗ « О трудовых пенсиях», в том числе и работников, осуществлявших педагогическую деятельность.

Однако, истица находилась в отпусках по уходу за ребенком в период 1990-1991г. В таком случае при решении вопроса о том, подлежит ли включению в стаж для назначения пенсии отпуск по уходу за ребенком, следует руководствоваться законодательством, действовавшим на период предоставления указанного отпуска и исходить из того, включались ли указанные периоды в аналогичный стаж в момент предоставления отпусков или нет.

Такой вывод вытекает из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в ряде постановлений и определений в связи с обращениями граждан, в том числе и по жалобе Спесивцева Ю.И. в определении № 320-О от 05.11.2002г. Из указанного решения Конституционного Суда РФ следует, что законодатель, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен при этом обеспечивать соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Внесение законодателем изменений в условия приобретания права на получение каких-либо льгот, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действующего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в том случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права.

Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность его специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим на этот период законодательством.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст.ст.1 ч.1,2,18,54 ч.1,55 ч.2 и 3,57 Конституции РФ.

Между тем, по ранее действовавшему законодательству отпуск по уходу за ребенком включался в стаж работы по специальности для назначения пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения и в связи с педагогической деятельностью.

Согласно ст.167 КЗОТ РСФСР в первоначальной редакции 1971г. отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с п.10 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968г. № 517 руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны были предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года.

Из п.2 принятого в развитие данного постановления разъяснения Госкомтруда СССР и Секритатриата ВЦСПС № 4/11 от 30.03.1970г. «О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года» (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 марта 1970г) следует, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий, включая пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.

Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 22 января 1981г. № 235 «О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятиях по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В целях правильного применения указанного постановления, Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС были утверждены разъяснения от 06 июля 1982г. № 7/10-30 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижении им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет» в соответствии с п.6 которого отпуск по уходу за ребенком (в том числе без сохранения заработной платы) до достижения возраста полутора лет засчитывался в общий, непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении государственных пенсий. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года засчитывался в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и льготных размерах.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» от 22 августа 1989г. № 677 с 1 декабря 1989г. было предоставлено право на получение дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

В соответствии с п.7 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989г. № 23/24-1 «О порядке предоставления женщинам частичного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (в том числе и отпуска без сохранения заработной платы) засчитывалось как в общий, так и непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.

Таким образом, при определении специального стажа истицы, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости следует руководствоваться законодательством, действовавшим на момент предоставления отпуска по уходу за ребенком, в 1990г. - 1991г. закон предусматривал включение в указанный стаж отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста трех лет, а поэтому период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует включить в специальный стаж истицы в календарном исчислении.

Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не были включены истице в ее специальный стаж в календарном исчислении, так как она находилась на курсах повышения квалификации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», порядок исчисления периодов их работы устанавливается определенными правилами, утвержденными Правительством РФ. Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002г. №516. В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течении полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в пенсионный фонд РФ. Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе и для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.

Аналогичная позиция содержится в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006г., утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006г. Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, следовательно, суд приходит к выводу о том, что указанные спорные периоды подлежат включению истице в ее специальный стаж в календарном исчислении.

Истице также не были включены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев, когда истица работала фельдшером группы анестезиологии реанимации бригады анестезиологии реанимации выездной, поскольку наименование должности не предусмотрено Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.

Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ( пункт 1 ст.27 и подпункты 7-13 пункта 1 ст.28 названного Закона)периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения(организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании ( характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Как усматривается из Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, в льготном исчислении засчитывается работа в должности медсестер палатных, в том числе старших; медсестер - анестезисток отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений.

Истица указывает, что в оспариваемые периоды она работала на должности, в отделении и в учреждении предусмотренных Перечнем - работала фельдшером - анестезисткой выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии, выполняла все функции медсестры - анестезистки, просит включить спорные периоды в ее специальный стаж в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 6 месяцев.

Данный довод подтверждается отзывом Станции скорой и неотложной медицинской помощи им Пучкова от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, сравнительный анализ должностных обязанностей и квалификационных характеристик должностей медицинская сестра - анестезист и фельдшер группы анестезиологии и реанимации выездной бригады анестезиологии и реанимации (копии имеются в материалах дела), позволяют сделать вывод о тождественности выполняемых должностных функций, квалификационных требованиях.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала фельдшером - анестезисткой выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии - реанимации, что тождественно обязанностям медсестры - анестезистки, следовательно, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истицы в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев.

Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленный иск следует удовлетворить, так как при включении спорных периодов в календарном исчислении, в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев в специальный стаж истца, у нее, с учетом периодов, зачтенных пенсионными органами, образуется необходимый 30-летний стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

В соответствии со ст.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», досрочная трудовая пенсия должна быть назначена с даты подачи заявления о назначении пенсии, истица с таким заявлением обратилась ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, досрочная трудовая пенсия должна быть ей назначена с ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Мирман Лилией Васильевной право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с медицинской деятельностью.

Обязать Государственное учреждение - Главное управление ПФР № 3 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью Мирман Лилии Васильевне периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, а также периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев.

Обязать Государственное учреждение - Главное управление ПФР № 3 по г. Москве и Московской области назначить Мирман Лилии Васильевне досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением медицинской деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение 10 дней.

Судья: