О понуждении к разработке и утверждению проекта нормативов размещения отходов, получения разрешения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июля 2011 года         г. Москва

Лефортовский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Жданюк Е.В., при секретаре Новиковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2568/11 по иску Лефортовского межрайонного прокурора г. Москвы в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания «ТЭН-Девелопмент» о понуждении к разработке и утверждению проекта нормативов размещения отходов, получения разрешения,

У С Т А Н О В И Л:

Лефортовский межрайонный прокурор г. Москвы, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Управляющая компания «ТЭН-Девелопмент» с требованиями разработать и утвердить проект нормативов образования отходов производства и потребления, лимита на их размещение по адресу: <адрес>, обязать ООО «Управляющая компания «ТЭН-Девелопмент» получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух по адресу: <адрес>. В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой в период с 02.02.2011 г. по 09.02.2011г. совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в отношении ответчика, находящегося по адресу: <адрес>. На территории общества располагаются действующие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу: газовая котельная, вытяжные системы пунктов приготовления пиши (столовая, пункты общественного питания), постоянная стоянка автотранспорта. В результате ведения хозяйственной деятельности и эксплуатации рабочих помещений образуются отходы производства и потребления 1-5 класса опасности: отработанные люминесцентные лампы, отходы оргтехники и канцелярской деятельности, мусор от уборки бытовых помещений и помещений оптово-розничной торговли. На момент проведения проверки (02.02.2011г.), проект нормативов образования отходов производства и потребления ответчиком не разработан, не утвержден, однако хозяйственная деятельность ведется. В результате хранения (накопления) отходов, осуществления выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников, организация оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Указанное прокурор полагал нарушением требований Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», посягательством на гарантированные ст. 42 Конституции РФ право на благоприятную окружающую среду, экологические права неопределенного круга лиц и представляющее угрозу для безопасности окружающей среды и здоровья населения.

В судебном заседании прокурор Герасимов Р.В. требования поддержал по доводам иска.

Представитель ответчика - Черемисин С.В., действующий на основании доверенности, не оспаривая доводы прокурора, приведенные в обоснование иска и отсутствие в настоящее время разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, просил учесть, что ответчиком ведется деятельность по устранению выявленных в результате прокурорской проверки нарушений законодательства, административный штраф уплачен, о чем представил подтверждающие документы.

3-е лицо - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) представителя для участия в судебном заседании не направила.

Выслушав явившихся участников, проверив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора. При этом исходит из следующего:

В преамбуле Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ
"Об охране окружающей среды" (с изменениями) определено, что настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В ст. 1 закона приведены определения понятий нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, технологический норматив, нормативы допустимых физических воздействий, лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, требования в области охраны окружающей среды и других.

Согласно ст. 3 закона, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе приведенных в статье принципов, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 2 ст. 16 закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; размещение отходов производства и потребления.

В соответствие со ст. 19 приведенного закона, нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду определены в ст. 22 закона.

Согласно положениям ст. 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ
"Об охране атмосферного воздуха" (с изменениями), выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 11, 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ
"Об отходах производства и потребления" (с изменениями), юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. Согласно ст. 19 того же закона, юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Выявление фактов нарушения норм приведенного законодательства ответчиком в виде осуществления хозяйственной деятельности, в процессе которой образуются отходы производства и потребления 1-5 класса опасности в отсутствие разработанных и утвержденных в установленном порядке норматив образования отходов производства и потребления, лимитов на их размещение, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух подтверждено представленными суду материалами прокурорской проверки - актом от ДД.ММ.ГГГГ, объяснением представителя ООО УК «ТЭН-Девелопмент» Майорова И.Ю., иными материалами, оснований не доверять которым у суда нет. Представителем ответчика указанные факту признаны. Нахождение стационарных объектов источников выбросов загрязняющих веществ, накопления и хранения отходов производства и потребления организации-ответчика по адресу: <адрес> подтверждено представленными суду копиями хозяйственных договоров, правоустанавливающих документов, перепиской организации-ответчика с органами исполнительной власти, в том числе по вопросам образования отходов производства и потребления.

Представленные ответчиком документы о рассмотрении представления прокурора об устранении выявленных нарушениях законодательства об охране окружающей среды 14.04.2011 года, об охране атмосферного воздуха, о чем направлено соответствующее сообщение, уплату штрафа 10.000 руб. 27.04.2011г. по постановлению Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № 1010-74/2011 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, сомнений в достоверности у суда не вызвали. Суд учитывает доводы ответчика о том, что им принимаются меры к исполнению обязанностей по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получению необходимых разрешений. Однако приведенные доводы не свидетельствуют о том, что такие обязанности ответчиком выполнены и основанием к отказу прокурору в иске служить не могут.

При установленных обстоятельствах ответчика следует обязать разработать и утвердить проект нормативов образования отходов производства и потребления, лимита на их размещение, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Обязать ООО «Управляющая компания «ТЭН-Девелопмент» разработать и утвердить проект нормативов образования отходов производства и потребления, лимита на их размещение по адресу: <адрес> обязать ООО «Управляющая компания «ТЭН-Девелопмент» получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней.

Судья           Е.В.Жданюк