РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2 ноября 2011 года. Лефортовский районный суд г. Москвы В составе: Председательствующего судьи Целищева А.А. при секретаре Борисовой С.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело за № по заявлению Скрипник Ю.Н. об оспаривании действий ВРИО начальника отделения по району Лефортово УФМС России по г. Москве в ЮВАО Алпатова А.И. У С Т А Н О В И Л: Скрипник Ю.Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий ВРИО начальника отделения по району Лефортово УФМС России по г. Москве в ЮВАО Алпатова А.И. В обосновании своей жалобы заявительница указывает, что служит во Внутренних Войсках МВД России, в настоящее время по контракту, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между ней и Министерством Внутренних дел в лице командира войсковой части № полковником ФИО9 сроком на 3 года. В соответствии с Приказом командира войсковой части № (центральная войсковая комендатура по МТО ГК ВВ МВД России) от ДД.ММ.ГГГГ № л/с она назначена на воинскую должность помощника начальника отделения учета материальных средств. Приказом Министра Внутренних дел РФ от ДД.ММ.ГГГГ № л /с прохождение ее военной службы определено в г. Москве, в связи с чем она прибыла на новое место службы в указанную часть, находящуюся по адресу: г. Москва., <адрес> « А».из г. Курска. В соответствии с п.1 ст. 15 ФЗ « О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений и не позднее 3-х месячного срока со дня прибытия на новое место службы ей должно было быть предоставлено жилое помещение за счет государственного и муниципального жилого фонда, закрепляемого за МО РФ, но жилье предоставлено не было. ДД.ММ.ГГГГ, - поясняет заявительница, - она обратилась в Отделение по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве, по месту нахождения войсковой части № где служит по контракту, для оформления регистрации по месту жительства по адресу: г. Москва., <адрес> на что в этот же день за № получила уведомление об отказе в приеме документов на ее оформление за подписью ВРИО начальника отделения Алпатова А.И., со ссылкой на то, что жилищной организацией не удостоверен факт ее вселения в указанное жилое помещение в соответствии с законодательными и иными нормативными актами; не представлены документы, являющиеся основанием для вселения и пр. Полагая, что действия ВРИО начальника Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве в ЮВАО по отказу в регистрации ее по месту жительства по адресу: г. Москва., <адрес> ( месту нахождения войсковой части) противоречит действующему законодательству, а именно, Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства, Закону РФ « О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральному закону « О статусе военнослужащих», Конституции РФ заявительница просит признать их неправомерными и обязать начальника Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве в ЮВАО зарегистрировать ее по месту жительства по адресу: г. Москва., <адрес>». ВРИО Начальника Отделения по району « Лефортово» УФМС России по г. Москве в ЮВАО Алпатов А.И. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Заинтересованные лица - представители войсковой части №, ГК ВВ МВД России в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом. Проверив письменные материалы дела, оценив собранные доказательства, суд находит, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы Согласно ст. 255 ГПК РФ К решениям, действиям ( бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия ( бездействие), в результате которых: Как установлено в ходе судебного разбирательства Скрыпник Ю.Н. служит во Внутренних Войсках МВД России, в настоящее время по контракту, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между ней и Министерством Внутренних дел в лице командира войсковой части № полковником ФИО9. сроком на 3 года. В соответствии с Приказом командира войсковой части № (центральная войсковая комендатура по МТО ГК ВВ МВД России) от ДД.ММ.ГГГГ № л/с она назначена на воинскую должность помощника начальника отделения учета материальных средств. Приказом Министра Внутренних дел РФ от ДД.ММ.ГГГГ № л /с прохождение Скрыпник Ю.Н. военной службы определено в г. Москве, в связи с чем она прибыла на новое место службы в указанную часть, находящуюся по адресу: г. Москва., <адрес> « А».из г. Курска. В соответствии с п.1 ст. 15 ФЗ « О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений и не позднее 3-х месячного срока со дня прибытия на новое место службы заявительнице должно было быть предоставлено жилое помещение за счет государственного и муниципального жилого фонда, закрепляемого за МО РФ, но жилье предоставлено не было. ДД.ММ.ГГГГ заявительница обратилась в Отделение по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве, по месту нахождения войсковой части № где служит по контракту, для оформления регистрации по месту жительства по адресу: г. Москва., <адрес> «А», на что в этот же день за № получила уведомление об отказе в приеме документов на ее оформление за подписью ВРИО начальника отделения Алпатова А.И., со ссылкой на то, что жилищной организацией не удостоверен факт ее вселения в указанное жилое помещение в соответствии с законодательными и иными нормативными актами; не представлены документы, являющиеся основанием для вселения и пр. Однако, указанные действия ВРИО начальника Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве нельзя признать правомерными. Так, в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона « О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ за № 76-ФЗ - военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место службы, до получения жилых помещений, регистрируются по месту жительства, в том числе, по их просьбе по адресам воинских частей. Постановлением Конституционного Суда РФ № 4-П от 02.02.98г. « По делу о проверке конституционности пунктов 10,12 и 21 Правил регистрации и снятия с учета граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства от ДД.ММ.ГГГГ №» определено, что уведомление гражданином РФ органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких- либо прав и, согласно части второй ст. 3 Закона РФ « О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и пр. Согласно названному ЗАКОНУ органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе места пребывания и жительства Поэтому, регистрационный учет граждан не может носить разрешительный характер и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным Законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. В ст.3 того же постановления, Конституционный Суд пояснил, что согласно ст.8 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»,данное право ограничивается лишь на территориях с определенным режимом /пограничных зонах, военных городках, зонах экологического бедствия, территориях, где введено чрезвычайное или военное положение/. Перечисленные основания для ограничения права выбирать место жительства являются исчерпывающими и только они могут служить предпосылкой для введения разрешительного учета граждан, который отличается от уведомительной регистрации. Признавая нормативные акты не соответствующими Конституции РФ, Конституционный Суд РФ в вышеназванном Постановлении указал: «Положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами» Указанное Постановление Конституционного Суда РФ вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно. Таким образом, поскольку Скрыпник Ю.Н. выразила свое волеизъявление быть зарегистрированной по месту жительства по адресу войсковой части (г. Москва., <адрес> куда она прибыла на новое место службы, Федеральный закон « О статусе военнослужащего » прямо предусматривает возможность регистрации по месту жительства военнослужащих и членов их семей адресам воинских частей, то органы регистрационного учета, в этом случае, уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданин при выборе места пребывания и жительства, следовательно, учитывая тот факт, что регистрационный учет заявителей по месту жительства не должен носить разрешительный характер, как в данной ситуации, суд приходит к выводу об удовлетворении его рассматриваемого заявления. Ссылки ВРИО Начальника Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве в ЮВАО Алпатова А.И. на то, что заявителем не представлены документы, являющиеся основанием для вселения, а также на то, что жилищной организацией не удостоверен факт его вселения в жилое помещение в соответствии с законодательными актами и пр. несостоятельны. Так, в соответствии с п. 18 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 ( с изменениями и дополнениями) ОУФМС обязано было произвести регистрацию заявительницы в 3-х дневный со дня поступления документов, а согласно абзаца 3 п. 23 Правил - регистрация должна быть произведена по месту дислокации воинской части в Установленном порядке. Вместе с тем, Постановлением Правительства г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ за №-ПП установлено, что военнослужащие, назначенные в установленном порядке для прохождения службы в Москву или Московскую область, могут регистрироваться по адресу воинской части до получения жилой площади по месту их пребывания. Однако данное положение указанного Постановления противоречит Закону РФ « О статусе военнослужащего», который предусматривает, что военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место службы, до получения жилых помещений, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Учитывая, что подзаконные нормативные акты должны соответствовать Федеральным законам, то в случае их несоответствия должностные лица Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве обязаны руководствоваться Федеральным законом, предусматривающим регистрацию по месту жительства- по месту дислокации воинской части. На основании изложенного и ст. ст.254- 255 ГПК РФ, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Признать действия ВРИО начальника Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве Алпатова А.И. по отказу в регистрации по месту жительства ФИО10 по адресу: г. Москва., <адрес> неправомерными. Обязать начальника Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве зарегистрировать Скрипник Ю.Н. по месту жительства по адресу: г. Москва., <адрес> Решение может быть обжаловано в МОСГОРСУД в течение 10 дней. Судья: ( Целищев А.А. )