Об оспаривании решения отделения УФМС



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 декабря 2011 года.

Лефортовский районный суд г. Москвы

В составе:

Председательствующего судьи Целищева А.А.

при секретаре Борисовой С.Ю.      

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело за по заявлению Иванченко Д. Н., Иванченко Р. А. об оспаривании действий заместителя начальника отделения по району Лефортово УФМС России по г. Москве

У С Т А Н О В И Л:

Иванченко Д.Н., Р.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий заместителя начальника отделения по району Лефортово УФМС России по г. Москве.

В обосновании своей жалобы заявители указывают, что Иванченко Д.Н. проходит военную службу во внутренних войсках МВД России, в настоящее время по контракту, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между ним и Министерством внутренних дел РФ в лице командира войсковой части полковника ФИО6сроком на 3 года.

Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ л/с он был назначен на воинскую должность - заместителя командира 3 взвода 3 автомобильной роты автомобильного батальона ЦВК по МТО ГКВВ МВД России.

ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству командования ЦБК по МТО ГКВВ МВД России - Отделением по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве он был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> по месту нахождения войсковой части в соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, п. 3 ст. 15гл. 2 Закона РФ «О статусе военнослужащих». П. 8 приказа Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Вместе с ним к месту службы прибыла его жена - Иванченко Р. А.- ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ они обратились в Отделение по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве в ЮВАО, по месту нахождения войсковой части где служит по Иванченко Д.Н., для оформления регистрации его и членов его семьи, по месту жительства по адресу: <адрес> на что в этот же день получили уведомление об отказе в приеме документов на их оформление за подписью заместителя начальника отделения, со ссылкой на то, что жилищной организацией не удостоверен факт их вселения в указанное жилое помещение в соответствии с законодательными и иными нормативными актами.

Полагая, что действия заместителя начальника Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве в ЮВАО по отказу в регистрации их по месту жительства по адресу: <адрес>» противоречит действующему законодательству, а именно, Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства, Закону РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральному закону «О статусе военнослужащих», Конституции РФ заявители просят признать их неправомерными и обязать Отделение по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве в ЮВАО зарегистрировать их по месту жительства по адресу: <адрес>».

Заявители в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, против вынесения решения не возражали.

Заместитель начальника Отделения по району « Лефортово» УФМС России по г. Москве в ЮВАО в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Заинтересованные лица - представители ГК ВВ МВД России, ЦВК по МТО ГКВВ МВД РФ в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, оценив собранные доказательства, суд находит, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы

Согласно ст. 255 ГПК РФ К решениям, действиям ( бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия ( бездействие), в результате которых:

  • нарушены права и свободы гражданина;
  • созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
  • на гражданина незаконно возложена какая- либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как установлено в ходе судебного разбирательства Иванченко Д.Н. проходит военную службу во внутренних войсках МВД России, в настоящее время по контракту, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между ним и Министерством внутренних дел РФ в лице командира войсковой части полковника ФИО6.сроком на 3 года.

Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ л/с он был назначен на воинскую должность - заместителя командира 3 взвода 3 автомобильной роты автомобильного батальона ЦВК по МТО ГКВВ МВД России.

ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству командования ЦБК по МТО ГКВВ МВД России Отделением по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве Иванченко Д.Н. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>» по месту нахождения войсковой части в соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, п. 3 ст. 15гл. 2 Закона РФ «О статусе военнослужащих». П. 8 приказа Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Вместе с ним к месту службы прибыла его жена - Иванченко Р. А. -ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились в Отделение по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве в ЮВАО, по месту нахождения войсковой части , где служит по Иванченко Д.Н., для оформления регистрации его и члена его семьи, по месту жительства по адресу: <адрес>», на что в этот же день получили уведомление об отказе в приеме документов на их оформление за подписью заместителя начальника отделения, со ссылкой на то, что жилищной организацией не удостоверен факт их вселения в указанное жилое помещение в соответствии с законодательными и иными нормативными актами.

Вместе с тем, указанные действия начальника Отделения по району                                « Лефортово» УФМС России по г. Москве нельзя признать правомерными.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона « О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года за № 76-ФЗ - военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место службы, до получения жилых помещений, регистрируются по месту жительства, в том числе, по их просьбе по адресам воинских частей.

Постановлением Конституционного Суда РФ № 4-П от 02.02.98г. « По делу о проверке конституционности пунктов 10,12 и 21 Правил регистрации и снятия с учета граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства от 17 февраля 1995 года № 713» определено, что уведомление гражданином РФ органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.

Сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких- либо прав и, согласно части второй ст. 3 Закона РФ « О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и пр.

Согласно названному ЗАКОНУ органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе места пребывания и жительства

Поэтому, регистрационный учет граждан не может носить разрешительный характер и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным Законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

В ст.3 того же постановления, Конституционный Суд пояснил, что согласно ст.8 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»,данное право ограничивается лишь на территориях с определенным режимом /пограничных зонах, военных городках, зонах экологического бедствия, территориях, где введено чрезвычайное или военное положение/.

Перечисленные основания для ограничения права выбирать место жительства являются исчерпывающими и только они могут служить предпосылкой для введения разрешительного учета граждан, который отличается от уведомительной регистрации.

Признавая нормативные акты не соответствующими Конституции РФ, Конституционный Суд РФ в вышеназванном Постановлении указал: «Положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами»

Указанное Постановление Конституционного Суда РФ вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

Таким образом, поскольку Иванченко Д.Н. и член его семьи- жена Иванченко Р.А. выразили свое волеизъявление быть зарегистрированными по месту жительства по адресу войсковой части <адрес> куда они прибыли на новое место службы Иванченко Д.Н., Федеральный закон « О статусе военнослужащего » прямо предусматривает возможность регистрации по месту жительства военнослужащих и членов их семей адресам воинских частей, то органы регистрационного учета, в этом случае, уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданин при выборе места пребывания и жительства, следовательно, учитывая тот факт, что регистрационный учет заявителей по месту жительства не должен носить разрешительный характер, как в данной ситуации, суд приходит к выводу об удовлетворении их рассматриваемого заявления.

Ссылки начальника Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве в ЮВАО на то, что жилищной организацией не удостоверен факт вселения заявителей в жилое помещение в соответствии с законодательными актами несостоятельны.

Так, в соответствии с п. 18 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 (с изменениями и дополнениями) ОУФМС обязано было произвести регистрацию заявителей в 3-х дневный со дня поступления документов, а согласно абзаца 3 п. 23 Правил - регистрация должна быть произведена по месту дислокации воинской части в Установленном порядке.

Вместе с тем, Постановлением Правительства г. Москвы от 31 октября 2006 года за № 859-ПП установлено, что военнослужащие, назначенные в установленном порядке для прохождения службы в Москву или Московскую область, могут регистрироваться по адресу воинской части до получения жилой площади по месту их пребывания.

Однако данное положение указанного Постановления противоречит Закону РФ «О статусе военнослужащего», который предусматривает, что военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место службы, до получения жилых помещений, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Учитывая, что подзаконные нормативные акты должны соответствовать Федеральным законам, то в случае их несоответствия должностные лица Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве в ЮВАО обязаны руководствоваться Федеральным законом, предусматривающим регистрацию по месту жительства- по месту дислокации воинской части.

На основании изложенного и ст. ст.254- 255 ГПК РФ, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Признать действия заместителя начальника Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве по отказу в регистрации по месту жительства Иванченко Д. Н. и члена его семьи- жены- Иванченко Р. А. неправомерными.

Обязать Отделение по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве зарегистрировать Иванченко Д. Н. и члена его семьи- жену- Иванченко Р. А. по месту жительства по адресу<адрес>

Решение может быть обжаловано в МОСГОРСУД в течение 10 дней.

Судья:                                                    ( Целищев А.А.)