об оспаривании решения начальника отделения по району Лефортово



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 февраля 2012 года.

Лефортовский районный суд г. Москвы

В составе:

Председательствующего судьи Целищева А.А.

при секретаре Головчанской М.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело за № 2-1002/2012 по заявлению Новоселова И. А., Новоселовой С. Н. об оспаривании действий начальника отделения по району Лефортово УФМС России по г. Москве Алпатова А.И.

У С Т А Н О В И Л:

Новоселовы И.А., С.Н. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий начальника отделения по району Лефортово УФМС России по г. Москве в ЮВАО Алпатова А.И.

В обосновании своей жалобы заявители указывают, что Новоселов И.А. приказом командира в/ч 5380 от ДД.ММ.ГГГГ л/с назначен на должность старшего инструктора по вождению автомобильной техники учебной автомобильной роты в/ч 5380

В соответствии с Приказом Главнокомандующего ВВ МВД России и Министра внутренних дел РФ, по ходатайству командования в/ч 5380 получил свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>, в/ч 5380 в соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, п.3 ст.15 гл.2 Закона РФ «О статусе военнослужащих», п.8 приказа Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Вместе ним к месту службы прибыла: жена- Новоселова С. Н. -ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - Н.Д.И. -ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ, - поясняют заявители, - они обратились в Отделение по району «Лефортово» Управления Федеральной миграционной службы России по г. Москве для оформления регистрации его и членов его семьи, по месту жительства по месту дислокации в/ч 5380 по адресу: <адрес>», на что в этот же день за № 85 получили уведомление об отказе в приеме документов на ее оформление за подписью начальника отделения, со ссылкой на то, что жилищной организацией не удостоверен факт их вселения в указанное жилое помещение в соответствии с законодательными и иными нормативными актами.

Полагая, что действия начальника Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве в ЮВАО по отказу в регистрации их по месту жительства по адресу: <адрес> ( месту нахождения войсковой части) противоречат действующему законодательству, а именно, Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства, Закону РФ « О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральному закону « О статусе военнослужащих», Конституции РФ заявители просят признать их неправомерными и обязать Начальника отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве зарегистрировать их по месту жительства по адресу: <адрес>

Неправомерность действий начальника отделения по района Лефортово УФМС России по г.Москве в Юго-Восточном административном округе г. Москвы подтверждается следующим: в соответствии с указанным выше Законом и приказом, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, для получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам войсковых частей.

В соответствии с п. 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию» ОВД обязан произвести регистрацию в 3-х дневный срок со дня поступления документов

В соответствии со статьей 6 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства» определение гражданином своего пребывания и срока нахождения в нем не обязательно связано с наличием соответствующего жилого помещения в качестве места пребывания.

Следствием неправомерных действий явилось нарушение пункта 3 «Контракта о прохождении военной службы» между ним и Министерством внутренних дел РФ, согласно которому Министерство внутренних дел РФ обеспечивает соблюдение прав военнослужащего, заключившего настоящий контракт, и прав членов его семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательными и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Заявители - Новоселовы И.А., С.Н. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Начальник Отделения по району « Лефортово» УФМС России по г. Москве в ЮВАО в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Заинтересованные лица – представители войсковой части № 5380, ГК ВВ МВД России в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, оценив собранные доказательства, суд находит, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст. 15 ФЗ « О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений и не позднее 3-х месячного срока со дня прибытия на новое место службы.

В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы

Согласно ст. 255 ГПК РФ К решениям, действиям ( бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия ( бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая- либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как установлено в ходе судебного разбирательства Новоселов И.А. приказом командира в/ч 5380 от ДД.ММ.ГГГГ л/с назначен на должность старшего инструктора по вождению автомобильной техники учебной автомобильной роты в/ч 5380

В соответствии с Приказом Главнокомандующего ВВ МВД России и Министра внутренних дел РФ, по ходатайству командования в/ч 5380 получил свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>, в/ч 5380 в соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, п.3 ст.15 гл.2 Закона РФ «О статусе военнослужащих», п.8 приказа Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Вместе ним к месту службы прибыла: жена- Новоселова С. Н. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), дочь - Н.Д.И. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения).ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились в Отделение по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве для оформления регистрации его и членов его семьи, по месту жительства и по месту дислокации в/ч 5380 по адресу: <адрес>», на что в этот же день за № 85 получили уведомление об отказе в приеме документов на ее оформление за подписью начальника отделения, со ссылкой на то, что жилищной организацией не удостоверен факт их вселения в указанное жилое помещение в соответствии с законодательными и иными нормативными актами.

Однако, указанные действия начальника Отделения по району « Лефортово» УФМС России по г. Москве нельзя признать правомерными.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона « О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года за № 76-ФЗ - военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место службы, до получения жилых помещений, регистрируются по месту жительства, в том числе, по их просьбе по адресам воинских частей.

Постановлением Конституционного Суда РФ № 4-П от 02.02.98г. « По делу о проверке конституционности пунктов 10,12 и 21 Правил регистрации и снятия с учета граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства от 17 февраля 1995 года № 713» определено, что уведомление гражданином РФ органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.

Сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких- либо прав и, согласно части второй ст. 3 Закона РФ « О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и пр.

Согласно названному ЗАКОНУ органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе места пребывания и жительства

Поэтому, регистрационный учет граждан не может носить разрешительный характер и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным Законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

В ст.3 того же постановления, Конституционный Суд пояснил, что согласно ст.8 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»,данное право ограничивается лишь на территориях с определенным режимом /пограничных зонах, военных городках, зонах экологического бедствия, территориях, где введено чрезвычайное или военное положение/.

Перечисленные основания для ограничения права выбирать место жительства являются исчерпывающими и только они могут служить предпосылкой для введения разрешительного учета граждан, который отличается от уведомительной регистрации.

Признавая нормативные акты не соответствующими Конституции РФ, Конституционный Суд РФ в вышеназванном Постановлении указал: «Положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами»

Указанное Постановление Конституционного Суда РФ вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

Таким образом, поскольку Новоселов И.А. и члены его семьи выразили свое волеизъявление быть зарегистрированными по месту жительства по адресу войсковой части <адрес> куда они прибыли на новое место службы Новоселова И.А., Федеральный закон « О статусе военнослужащего » прямо предусматривает возможность регистрации по месту жительства военнослужащих и членов их семей адресам воинских частей, то органы регистрационного учета, в этом случае, уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданин при выборе места пребывания и жительства, следовательно, учитывая тот факт, что регистрационный учет заявителей по месту жительства не должен носить разрешительный характер, как в данной ситуации, суд приходит к выводу об удовлетворении их рассматриваемого заявления.

Ссылки начальника Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве в ЮВАО на то, что жилищной организацией не удостоверен факт вселения заявителей в жилое помещение в соответствии с законодательными актами несостоятельны.

Так, в соответствии с п. 18 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 ( с изменениями и дополнениями) ОУФМС обязано было произвести регистрацию заявителей в 3-х дневный со дня поступления документов, а согласно абзаца 3 п. 23 Правил - регистрация должна быть произведена по месту дислокации воинской части в Установленном порядке.

Вместе с тем, Постановлением Правительства г. Москвы от 31 октября 2006 года за № 859-ПП установлено, что военнослужащие, назначенные в установленном порядке для прохождения службы в Москву или Московскую область, могут регистрироваться по адресу воинской части до получения жилой площади по месту их пребывания.

Однако данное положение указанного Постановления противоречит Закону РФ « О статусе военнослужащего», который предусматривает, что военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место службы, до получения жилых помещений, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Учитывая, что подзаконные нормативные акты должны соответствовать Федеральным законам, то в случае их несоответствия должностные лица Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве обязаны руководствоваться Федеральным законом, предусматривающим регистрацию по месту жительства- по месту дислокации воинской части.

На основании изложенного и ст. ст.254- 255 ГПК РФ, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Признать действия начальника Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве Алпатова А. И. по отказу в регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>» Новоселову И. А. и членам его семьи- жене - Новоселовой С. Н.; дочери - Н.Д.И. неправомерными.

Обязать Начальника Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве зарегистрировать Новоселова И. А. и членов его семьи- жену- Новоселову С. Н. и дочь Н.Д.И. по месту жительства по адресу: <адрес>».

Решение может быть обжаловано в МОСГОРСУД в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья:                              ( Целищев А.А. )