РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 февраля 2012 года г. Москва
Лефортовский районный суд г.Москвы в составе:
председательствующего судьи Федюнина С.В.,
с участием прокурора Самойловой И.С.,
при секретаре Татарканове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1078/2012 по заявлению политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» о признании незаконным решения ТИК района Лефортово об удалении наблюдателя Лужина А.В., признании недействительным итогов голосования по избирательному участку № 1349 (г.Москва), и по заявлению политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» о признании незаконным решения УИК № 1334 об удалении наблюдателя Крайнова В.О., признании недействительным итогов голосования по избирательному участку № 1334 (г.Москва),
У С Т А Н О В И Л :
Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение ТИК района Лефортово об удалении наблюдателя Лужина А. В. и признать недействительными итоги голосования по избирательному участку № 1349 (г.Москва), обосновывая свои требования тем, что Лужин А.В. был направлен наблюдателем в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 1349 на выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, решением Территориальной избирательной комиссии района Лефортово от 4 декабря 2011 г. наблюдатель Лужин А.В. был удален с территории участка № 1349. Заявитель считает, что решение ТИК района Лефортово об удалении наблюдателя Лужина А.В. незаконно, так как основание для удаления не подтверждается фактическими обстоятельствами, нарушения законодательства о выборах со стороны наблюдателя Лужина А.В. отсутствуют.
Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» также обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение УИК № 1334 об удалении наблюдателя Крайнова В.О. и признать недействительными итоги голосования по избирательному участку № 1334 (г.Москва), обосновывая свои требования тем, что Крайнов В. О. был направлен наблюдателем в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 1334 на выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, решением УИК № 1334 от 5 декабря 2011 г. № 7 наблюдатель Крайнов В.О. был удален с территории участка № 1334, в решении УИК № 1334 указано, что наблюдатель Крайнов В.О. мешал работе комиссии. Заявитель считает, что решение УИК № 1334 об удалении наблюдателя Крайнова В.О. не законно, так как основание для удаления не подтверждается фактическими обстоятельствами, нарушения законодательства о выборах со стороны наблюдателя Крайнова В.О. отсутствуют.
В судебном заседании представитель заявителя Хижняк А.И., действующий на основании доверенности, заявления поддержал.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Лефортово г.Москвы Стассий А.Д., действующий на основании доверенности, полагал, заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку нарушений законодательства не было.
Представитель Московской городской избирательной комиссии Реут Д.А., действующий на основании доверенности, полагал заявление не подлежащим удовлетворению по доводам представленных возражений.
Суд, выслушав представителей участников, допросив свидетеля Игонькина В.Н., заслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявления, проверив письменные материалы, приходит к выводу, что заявления по приведенным доводам не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями), законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов.
Указом Президента Российской Федерации № 1124 от 29.08.2011г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации нового созыва на 4 декабря 2011 года.
Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» участвовала в выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва в соответствие с федеральным списком кандидатов, зарегистрированным постановлением ЦИК РФ от 27.10.2011 г.
Итоги выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, прошедших 4 декабря 2011 года, оглашены Центризбирком 10.12.2011 г., опубликованы в Российской газете (Федеральный выпуск № 5654 от 10 декабря 2011 г.).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 2, 3 статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" после установления итогов голосования вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования может быть отменено только судом. Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной компании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Согласно ч.15 ст.75 ФЗГД члену участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство РФ о выборах. В указанных случаях соответствующе мотивированное решение принимается участковой или вышестоящей избирательной комиссией.
Как следует из заявлений Лужин А.В. был направлен наблюдателем в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 1349 и Крайнов В. О. был направлен наблюдателем в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 1334 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва.
Из жалобы председателя участковой избирательной комиссии № 1349 Жучкова С.В. от 04.12.2011 г. в адрес председателя ТИК района Лефортово следует, что он сообщает о нарушении ч.3 ст.56 ФЗ № 51 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» наблюдателем от партии «Яблоко» Лужиным А.В. в связи с ношением нагрудного агитационного материала своей партии в помещении участковой избирательной комиссии в день выборов и просит принять меры по пресечению нарушения и устранению его последствий.
Как следует из решения № 12/2 от 04.12.2011 г. Территориальной избирательной комиссии района Лефортово г.Москвы о рассмотрении жалобы председателя участковой избирательной комиссии № 1349 на нарушение ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» принято решение удовлетворить жалобу и удалить наблюдателя Лужина А.В. с территории участка № 1349, нарушающего нормы права ч.3 ст.56 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», немедленно, обратившись за соответствующими мерами реагирования в органы внутренних дел.
Как следует из заявления заместителя председателя УИК № 1334 Игонькина В.Н. от 04.12.2011 г. председателю УИК № 1334, в течение всего рабочего дня наблюдатель Крайнов В.О. совершает действия, направленные на воспрепятствование работе УИК, просит рассмотреть вопрос об отстранении Крайнова В.О. от работы на участке.
Из решения № 07 от 05.12.2011 г. участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1334 следует, что принято решение устранить Крайнова В.О., так как он мешал работе комиссии № 1334.
Свидетель Игонькин В.Н. пояснил, что наблюдатель Крайнов В.О. мешал работе, фотографировал избирателей, их паспортные данные и документы на столах. Оснований не доверять показаниям указанного свидетеля у суда не имеет, поскольку они даны лицом не заинтересованным в исходе дела, показания согласуются с материалами дела.
На вопрос суда о том, в чем заключается незаконность удаления наблюдателей, представитель заявителя Хижняк А.И. пояснил, что решения об удалении не мотивированны, не подробно написано, почему удаляют наблюдателей, удаление наблюдателей не дало возможности проследить за ходом голосования, и поэтому итоги голосования следует признать недействительными.
Доводы Хижняк А.И. о том, что удаление указанных наблюдателей следует считать незаконными, так как в решениях об их удалении не мотивированы причины их удаления, не подробно написаны причины, суд находит несостоятельными, поскольку как следует их представленных материалов Лужин А.В. был удален в связи с ношением нагрудного агитационного материала своей партии в помещении участковой избирательной комиссии в день выборов, Крайнов В.О. в связи с тем, что мешал работе комиссии, то есть в решениях указано, почему удалены наблюдатели, в законе не указано на сколько подробно должны быть расписаны причины удаления.
Таким образом, учитывая, что в решениях комиссии указаны причины удалений наблюдателей, наблюдатели мешали работе комиссий, что наблюдатель Крайнов мешал работе комиссии также подтвердил допрошенный в ходе судебного заседания свидетель, суд полагает, что поведение указанных наблюдателей мешало работе комиссий, и основания для их удаления имелись, поэтому оснований для признания незаконными решений комиссий об удалении наблюдателей не находит.
Суд учитывает, что каких-либо конкретных обстоятельств, которые в силу названных норм Федерального закона могут являться основаниями для отмены итогов голосования, заявитель не указывает, не поясняет, какие незаконные действия были осуществлены участковой избирательной комиссией при установлении итогов голосования, предположения о то, что удаление наблюдателей не дало возможности проследить за ходом голосования голословны, не являются основанием для отмены итогов голосования. Законом не установлено в качестве основания для отмены итогов голосования принятие комиссией решения об удалении наблюдателя. Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих допущенные участковой избирательной комиссией нарушения закона, которые могут являться основаниями для отмены итогов голосования. Протокол об итогах голосования, переданный в вышестоящую территориальную избирательную комиссию и находящийся в настоящее время в Московской городской избирательной комиссии, соответствует требованиям закона, в том числе указанный протокол в соответствии с пунктом 27 статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписан большинством от общего числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Итоги голосования избирателей на территории района установлены территориальной избирательной комиссией на основании первых экземпляров протоколов нижестоящих участковых избирательных комиссий в соответствии с требованиями статьи 69 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» территориальной избирательной комиссией проверялась правильность составления протокола участковой избирательной комиссии, нарушений закона не выявлено.
Отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах соответствующих выборов возможна при таких указанных в законе конкретных нарушениях, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Отмена результатов выборов возможна, когда судом будут установлены перечисленные в законе нарушения избирательного законодательства, которые привели к искажению характера выборов как свободных и подлинных выборов, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. Таких нарушений в ходе судебного заседания по указанным заявителем доводам судом не установлено, оснований, которые бы не позволяли выявить волю избирателей не установлено, поэтому оснований для удовлетворения заявлений не имеется, в связи с чем, суд отказывает в их удовлетворении.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 259-261 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» о признании незаконным решения ТИК района Лефортово об удалении наблюдателя Лужина А.В., признании недействительным итогов голосования по избирательному участку № 1349 (г.Москва), и заявления политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» о признании незаконным решения УИК № 1334 об удалении наблюдателя Крайнова В.О., признании недействительным итогов голосования по избирательному участку № 1334 (г.Москва) – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца в апелляционном порядке.
Федеральный судья С.В.Федюнина
Мотивированное решение изготовлено 24 февраля 2012 года.
Судья