о признинии права собственности на комнату



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 января 2012 года г. Москва

Лефортовский районный суд г. Москвы в составе председательствующего федерального судьи Целищева А.А.,

С участием прокурора Гавриловой М.Н.

при секретаре Борисовой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-504/2012 по иску Ермакова Н. А. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании права собственности на жилое помещение и по встречному исковому заявлению Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы к Ермакову Н. А. о признании имущества вымороченным, истребовании имущества из чужого незаконного владения, выселении

УСТАНОВИЛ:

Ермаков Н.А. обратился в суд с иском к ДЖП и ЖФ г. Москвы о признании права собственности на комнату № 2 в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, обосновывая свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и Ш.Е.В. был заключен договор пожизненного содержания с иждивением, согласно которому Ш.Е.В. передала ему бесплатно в собственность, принадлежащую ей на праве собственности комнату № 2 в вышеуказанной коммунальной квартире жилой площадью 13,7 кв. м., а он (Ермаков Н.А.) получил в собственность упомянутое жилое помещение.

ДД.ММ.ГГГГ Ш.Е.В. умерла.

До момента ее смерти, - указывает взыскатель, - он выполнял условия договора - обеспечивал Ш.Е.В. питанием, одеждой, осуществлял уход в связи с состоянием здоровья, приобретал лекарства, оказывал бытовые услуги.

Стоимость всего указанного объема пожизненного содержания с иждивением в месяц составляла 4 МРОТа.

За Ш.Е.В. до смерти сохранялось право проживания и пользования указанной комнатой.

После заключения договора пожизненного содержания с иждивением они не обращались для регистрации договора и получения свидетельства о государственной регистрации права в Управление Федеральной регистрационной службы по Москве в силу юридической неграмотности.

Однако, он пользуется комнатной, своевременно вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, что подтверждается квитанциями.

В соответствии с ч. 1 ст. 601 ГК РФ, «по договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты - гражданин передает принадлежащие ему жилой дом, квартиру, земельный участок или иную недвижимость в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина и (или) указанного им третьего лица (лиц)».

Согласно ст. 164 ГК РФ,

«1. Сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

2. Законом может быть установлена государственная регистрация сделок с движимым имуществом определенных видов».

В силу ст. 12 ГК РФ, «защита гражданских прав осуществляется путем: признания права...».

Государственная регистрация права истца не совершалась.

Иных лиц, наследников, оспаривающих права истца на данное жилое помещение, не имеется.

Умершая Ш.Е.В. родственников не имела, завещания не составляла.

Истец – Ермаков Н.А. в судебное заседание явился, поддержав исковые требования в полном объеме.

Ответчик - представитель ДЖП и ЖФ г. Москвы в судебное заседание явился возражал против удовлетворения основных исковых требований, предъявив встречный иск о признании вымороченным имущества, истребовании имущества из чужого незаконного владения.

При этом, данный представитель ответчика отмечает, что спорным является жилое помещение в виде комнаты № 2 жилой площадью 13,7 кв.м в двухкомнатной коммунальной квартире общей площадью 58,6 кв.м., жилой площадью 30,6 кв.м. по адресу: <адрес>.

На основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ собственником указанного жилого помещения является Ш.Е.В., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

ДД.ММ.ГГГГ Ш.Е.В. по договору пожизненного содержания с иждивением передала бесплатно в собственность Ермакова НА., принадлежащую ей по праву собственности одну комнату под №2 жилой площадью 13,7 кв.м. в квартире коммунального заселения из двух комнат по адресу: <адрес>, а тот, в свою очередь, получил в собственность указанное жилое помещение.

Данный договор удостоверен П.Н.Н., исполняющей обязанности нотариуса г. Москвы З.И.Л.

При жизни Ш.Е.В. договор пожизненного содержания с иждивением от ДД.ММ.ГГГГ в государственных органах, регистрирующих имущество или права на него, их ограничения (обременения), переход и прекращение, зарегистрирован не был.

ДД.ММ.ГГГГ Ш.Е.В. умерла.

В установленный законом срок никто не принял наследство Ш.Е.В.

В соответствии со ст. 425 Гражданского кодекса РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Согласно п. 3 ст. 433 Гражданского кодекса РФ моментом заключения договора, подлежащего государственной регистрации, является момент его регистрации.

Как указано в ст. 583 ГК РФ, по договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме.

В силу ст. 584 Гражданского кодекса договор ренты подлежит нотариальному удостоверению, а договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, подлежит также государственной регистрации.

Пожизненная рента может быть установлена на период жизни гражданина, передающего имущество поя выплату ренты (п. 1 ст. 596 ГК РФ).

К договору пожизненного содержания с иждивением применяются правила о пожизненной ренте, если иное не установлено правилами параграфа (п. 2 ст. 601 ГК РФ).

В соответствии с п. 9 договора пожизненного содержания с иждивением от ДД.ММ.ГГГГ, договор считается заключенным с момента его регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службе по г. Москве, после чего гр. Ермаков Н.А. становится собственником указанной комнаты и принимает на себя все обязательства по уплате налогов на недвижимость, обязуется осуществлять за свой счет эксплуатацию и ремонт комнаты и мест общего пользования в целой квартире.

По Федеральному закону от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности и другие вещные на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

П. п. 7 ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» гласит, что сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия - наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в Едином государственном реестре.

Исходя из указанных правовых норм, поскольку договор пожизненного содержания с иждивением подлежит государственной регистрации, то права и обязанности по нему возникают у сторон именно с этого момента.

В случае, когда предусмотренное законом обязательное требование о государственной регистрации договора не соблюдено, такой договор не имеет юридической силы и не может иметь никаких юридических последствий.

Следовательно, - заключает представитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, - в силу п. 3 ст. 433 Гражданского кодекса РФ договора пожизненного содержания с иждивением нельзя считать заключенным с момента его нотариального удостоверения.

Учитывая то обстоятельство, что договор пожизненного содержания с иждивением от ДД.ММ.ГГГГ не был зарегистрирован в установленном законом порядке, его нельзя считать заключенным, поэтому, права собственности на упомянутую квартиру на основании указанного договора у Ермакова Н.А. не возникло.

Ст. 1152 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что для приобретения наследства наследник должен его принять.

Для приобретения выморочного имущества (статья 1151 ГК РФ) принятия наследства не требуется.

По положениям ст. 1153 Гражданского кодекса РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Ст. 1154 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

По ст. 1151 Гражданского кодекса РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет право наследовать, или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследство, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имуществ умершего считается выморочным.

Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации.

Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

Ст. 301 Гражданского кодекса РФ гласит, что собственник вправе истребовать имущество из чужого незаконного владения.

По ст. 302 Гражданского кодекса РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело право его отчуждать, о чем приобретатель не мог знать, то собственник вправе истребовать имущество у приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо воли.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 № 44-ПП «Об утверждении положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы» Департамент осуществляет функции по распоряжению и управлению государственным имуществом города Москвы в виде жилых помещений, входящих в имущественную казну города Москвы.

Договор пожизненного содержания с иждивением от ДД.ММ.ГГГГ, - по мнению представителя истца по встречному иску, - не может считаться заключенным, а переход права собственности к Ермакову Н.А. - состоявшимся, так как данный договор не прошел государственную регистрацию, в установленный законом срок никто не принял наследство Ш.Е.В., следовательно, комната № 2 жилой площадью 13,7 кв.м в квартире коммунального заселения по адресу: <адрес>, является выморочным имуществом.

При таких обстоятельствах представитель ответчика просит суд:

Признать комнату № 2 жилой площадью 13,7 кв.м в двухкомнатной (коммунальной квартире общей площадью 58,6 кв.м., жилой площадью 30,6 кв.м. по адресу: <адрес>, выморочным имуществом, переходящим в порядке наследования по закону в собственность субъекта Российской Федерации - города Москвы, указав, что решение является основанием для государственной регистрации права собственности города Москвы;

Истребовать из чужого незаконного владения комнату № 2 жилой площадью 13,7 кв.м в двухкомнатной коммунальной квартире общей площадью 58,6 кв.м. жилой площадью 30,6 кв.м. по адресу: <адрес>.

Выселить Ермакова Н.А. из комнаты № 2 жилой площадью 13,7 кв.м в двухкомнатной коммунальной квартире общей площадью 58,6 кв.м., жилой площадью 30,6 кв.м. по адресу: <адрес>.

Ответчик по встречному иску- Ермаков Н.А.- против удовлетворения встречных исковых требований возражает.

Выслушав мнение явившихся лиц, участвующих в деле, показания допрошенных свидетелей, заключение прокурора, проверив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит, что основной иск обоснован и подлежит удовлетворению, в удовлетворении встречного искового заявления следует отказать по следующим основаниям.

Как установлено в ходе судебного заседания, собственником комнаты № 2 жилой площадью 13,7 кв. м., расположенной в 2-х комнатной коммунальной квартире <адрес> на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ - является Ш.Е.В., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ года сделана запись регистрации .

ДД.ММ.ГГГГ Ш.Е.В. и Ермаков Н.А. заключили договор пожизненного содержания с иждивением, который был удостоверен и.о. нотариуса г. Москвы З.И.Л. -П.Н.Н., зарегистрирован в реестре за (л.д.29).

Как следует из вышеупомянутой сделки Ш.Е.В. передала бесплатно в собственность Ермакова Н.А., принадлежащую ей по праву собственности одну комнату под № 2 жилой площадью 13, 7 кв. м. в квартире коммунального заселения по адресу: <адрес> а Ермаков Н.А., в свою очередь, получил в собственность указанную комнату.

В п. 6 договора указано, что передача комнаты осуществляется посредством вручения правоустанавливающих документов на указанную комнату с момента регистрации настоящего договора в УФРС по г. Москве.

Из п. 9 договора следует, что договор считается заключенным с момента его регистрации в УФРС по Москве, после чего Ермаков Н.А. становится собственником указанной комнаты.

В договоре также указано, что в соответствии со ст. 558 ГК РФ право собственности и право залога по настоящему договору подлежит регистрации в УФРС по г. Москве.

За Ш.Е.В. до смерти сохранялось право проживания и пользования указанной комнатой.

После заключения договора пожизненного содержания с иждивением стороны не обращались для регистрации договора и получения свидетельства о государственной регистрации права в Управление Федеральной регистрационной службы по Москве со ссылкой на юридическую неграмотность.

ДД.ММ.ГГГГ Ш.Е.В. умерла (л.д.10).

Между тем, до момента ее смерти истец выполнял условия договора - обеспечивал Ш.Е.В. питанием, одеждой, осуществлял уход в связи с состоянием здоровья, приобретал лекарства, оказывал бытовые услуги.

Стоимость всего указанного объема пожизненного содержания с иждивением в месяц составляла 4 МРОТа.

Однако, истец пользуется комнатной, своевременно вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Истцом к материалам гражданского дела приобщены оригиналы квитанций об уплате коммунальных услуг за спорное жилое помещение, в которых указана фамилия - Ермаков Н.А.

Изложенные обстоятельства подтвердили в суде допрошенные в качестве свидетелей - Свидетель 1- мать Ермакова Н.А., Свидетель 2, Свидетель 3 – подруги матери истца, которые, в частности пояснили, что Ермаков Н.А. исполнял обязательства по договору - обеспечивал Ш.Е.В. питанием, одеждой, осуществлял уход в связи с состоянием здоровья, оплачивал ритуальные услуги, коммунальные услуги за спорное жилое помещение.

Суд доверяет показаниям указанных свидетелей, поскольку они последовательны, не противоречат иным собранным доказательствам, и не доверять им у суда нет оснований.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание тот факт, что до момента смерти Ш.Е.В. не оспаривала рассматриваемый договор пожизненного содержания с иждивением, данный договор сторонами фактически исполнялся и не зарегистрирован в регистрирующих органах вследствие смерти одной из сторон сделки, суд приходит к выводу о признании за Ермаковым Н.А. право собственности на комнату № 2, жилой площадью 13,7 кв.м., расположенную <адрес> и, соответственно, об отказе в удовлетворении встречных исковых требований в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Ермаковым Н. А. право собственности на комнату № 2, жилой площадью 13,7 кв.м., расположенную в квартире коммунального заселения <адрес>.

Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в удовлетворении встречных исковых требований к Ермакову Н. А. о признании имущества выморочным, истребовании имущества из чужого незаконного владения, выселении отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в Апелляционном порядке в течение одного месяца.

Федеральный судья А.А. Целищев