РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 февраля 2012 года.
Лефортовский районный суд г. Москвы
В составе:
Председательствующего судьи Целищева А.А.
при секретаре Головчанской М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело за № 2-1114/2012 по заявлению Гусева В. И., Гусевой Л. Е., Гусевой М. В. об оспаривании действий начальника отделения по району Лефортово УФМС России по г. Москве в ЮВАО Алпатова А. И.
У С Т А Н О В И Л:
Гусевы В.И., Л.Е., М.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий начальника отделения по району Лефортово УФМС России по г. Москве в ЮВАО Алпатова А. И.
В обосновании своей жалобы заявители указывает, что Гусев В.И. служит во Внутренних Войсках МВД России, в настоящее время по контракту, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между ним и Министерством Внутренних дел в лице командира войсковой части 3025 генерал- майора П.В.В. сроком до наступления предельного возраста пребывания на военной службе, до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Приказом Главнокомандующего ВВ МВД России № 71 л ( от 4 июня 2010 года он назначен на низшую воинскую должность <данные изъяты> ; прохождение его военной службы определено в г. Москве, в связи с чем он вместе с семьей- женой Гусевой Л.Е., дочерью- Гусевой М.В.- прибыл на новое место службы в указанную часть, находящуюся по адресу: г. Москва., Красноказарменная ул., д. 9 « А».из г. Новочеркасска.
В соответствии с п.1 ст. 15 ФЗ « О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений и не позднее 3-х месячного срока со дня прибытия на новое место службы им должно было быть предоставлено жилое помещение за счет государственного и муниципального жилого фонда, закрепляемого за МО РФ, но жилье предоставлено не было.
15 декабря 2011 года, - поясняют заявители, - они обратились в Отделение по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве в ЮВАО, по месту нахождения ГК ВВ МВД России, где служит по контракту Гусев В.И. для оформления регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> на что в этот же день за № 95 получили уведомление об отказе в приеме документов на ее оформление за подписью начальника отделения Алпатова А.И., со ссылкой на то, что жилищной организацией не удостоверен факт его вселения в указанное жилое помещение в соответствии с законодательными и иными нормативными актами.
Полагая, что действия начальника Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве в ЮВАО по отказу в регистрации их по месту жительства по адресу: <адрес> ( <данные изъяты>) противоречит действующему законодательству, а именно, Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства, Закону РФ « О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральному закону « О статусе военнослужащих», Конституции РФ заявители просят признать их неправомерными и обязать начальника Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве зарегистрировать их по месту жительства по адресу: <адрес>».
Начальник Отделения по району « Лефортово» УФМС России по г. Москве в ЮВАО Алпатов А.И. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо – представитель ГК ВВ МВД России в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом.
Проверив письменные материалы дела, оценив собранные доказательства, суд находит, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы
Согласно ст. 255 ГПК РФ К решениям, действиям ( бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия ( бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая- либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как установлено в ходе судебного разбирательства Гусев В.И. служит во Внутренних Войсках МВД России, в настоящее время по контракту, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между ним и Министерством Внутренних дел в лице командира войсковой части 3025 генерал- майора П.В.В. сроком до наступления предельного возраста пребывания на военной службе, до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Приказом Главнокомандующего ВВ МВД России № 71 л ( с от 4 июня 2010 года он назначен на низшую воинскую должность офицера группа (контроля мобилизационной готовности) 3 отдела организационно- мобилизационного управления Главного Штаба ГК ВВ МВД России ; прохождение его военной службы определено в г. Москве, в связи с чем вместе с семьей- женой Гусевой Л.Е., дочерью- Гусевой М.В.- прибыл на новое место службы в указанную часть, находящуюся по адресу: г. Москва., Красноказарменная ул., д. 9 « А».из г. Новочеркасска.
В соответствии с п.1 ст. 15 ФЗ « О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений и не позднее 3-х месячного срока со дня прибытия на новое место службы им должно было быть предоставлено жилое помещение за счет государственного и муниципального жилого фонда, закрепляемого за МО РФ, но жилье предоставлено не было.
15 декабря 2011 года заявители обратились в Отделение по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве в ЮВАО, по месту нахождения ГК ВВ МВД России, где служит по контракту Гусев В.И., для оформления регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> на что в этот же день за № 95 получили уведомление об отказе в приеме документов на ее оформление за подписью начальника отделения Алпатова А.И., со ссылкой на то, что жилищной организацией не удостоверен факт его вселения в указанное жилое помещение в соответствии с законодательными и иными нормативными актами.
Однако, указанные действия начальника Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве нельзя признать правомерными.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона « О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года за № 76-ФЗ - военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место службы, до получения жилых помещений, регистрируются по месту жительства, в том числе, по их просьбе по адресам воинских частей.
Постановлением Конституционного Суда РФ № 4-П от 02.02.98г. « По делу о проверке конституционности пунктов 10,12 и 21 Правил регистрации и снятия с учета граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства от 17 февраля 1995 года № 713» определено, что уведомление гражданином РФ органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.
Сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких- либо прав и, согласно части второй ст. 3 Закона РФ « О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и пр.
Согласно названному ЗАКОНУ органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе места пребывания и жительства
Поэтому, регистрационный учет граждан не может носить разрешительный характер и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным Законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В ст.3 того же постановления, Конституционный Суд пояснил, что согласно ст.8 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»,данное право ограничивается лишь на территориях с определенным режимом /пограничных зонах, военных городках, зонах экологического бедствия, территориях, где введено чрезвычайное или военное положение/.
Перечисленные основания для ограничения права выбирать место жительства являются исчерпывающими и только они могут служить предпосылкой для введения разрешительного учета граждан, который отличается от уведомительной регистрации.
Признавая нормативные акты не соответствующими Конституции РФ, Конституционный Суд РФ в вышеназванном Постановлении указал: «Положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами»
Указанное Постановление Конституционного Суда РФ вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
Таким образом, поскольку Гусевы В.И., Л.Е., М.В. выразили свое волеизъявление быть зарегистрированным по месту жительства по адресу <адрес> куда прибыл на новое место службы Гусев В.И. Федеральный закон « О статусе военнослужащего » прямо предусматривает возможность регистрации по месту жительства военнослужащих и членов их семей адресам воинских частей, то органы регистрационного учета, в этом случае, уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданин при выборе места пребывания и жительства, следовательно, учитывая тот факт, что регистрационный учет заявителей по месту жительства не должен носить разрешительный характер, как в данной ситуации, суд приходит к выводу об удовлетворении их рассматриваемого заявления.
Ссылки Начальника Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве в ЮВАО Алпатова А.И. на то, что жилищной организацией не удостоверен факт вселения заявителей в жилое помещение в соответствии с законодательными актами несостоятельны.
Так, в соответствии с п. 18 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 ( с изменениями и дополнениями) ОУФМС обязано было произвести регистрацию заявителя в 3-х дневный со дня поступления документов, а согласно абзаца 3 п. 23 Правил - регистрация должна быть произведена по месту дислокации воинской части в Установленном порядке.
Вместе с тем, Постановлением Правительства г. Москвы от 31 октября 2006 года за № 859-ПП установлено, что военнослужащие, назначенные в установленном порядке для прохождения службы в Москву или Московскую область, могут регистрироваться по адресу воинской части до получения жилой площади по месту их пребывания.
Однако данное положение указанного Постановления противоречит Закону РФ « О статусе военнослужащего», который предусматривает, что военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место службы, до получения жилых помещений, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Учитывая, что подзаконные нормативные акты должны соответствовать Федеральным законам, то в случае их несоответствия должностные лица Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве в ЮВАО обязаны руководствоваться Федеральным законом, предусматривающим регистрацию по месту жительства- по месту дислокации воинской части.
На основании изложенного и ст. ст.254- 255 ГПК РФ, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Признать действия начальника Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве Алпатова А. И. по отказу в регистрации по месту жительства Гусева В. И., Гусевой Л. Е., Гусевой М. В. по адресу: <адрес> неправомерными.
Обязать начальника Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве Алпатова А. И. зарегистрировать Гусева В. И., Гусеву Л. Е., Гусеву М. В. по месту жительства по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в МОСГОРСУД в апелляционном порядке в течение одного месяца.
Судья: ( Целищев А.А. )