РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2012 года.
Лефортовский районный суд г. Москвы
В составе:
Председательствующего судьи Целищева А.А.
при секретаре Головчанской М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело за № 2-1192/2012 по заявлению Коваленко О. П. об оспаривании действий начальника отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве Алпатова А. И.
У С Т А Н О В И Л:
Коваленко О.П. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий начальника отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве Алпатова А. И.
В обосновании своей жалобы заявительница указывает, что служит во Внутренних Войсках МВД России, в настоящее время по контракту, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между ней и Министерством Внутренних дел в лице командира войсковой части № 5380 полковником Т.Д.М. сроком на 3 года.
В соответствии с Приказом командира войсковой части № 5380 (центральная войсковая комендатура по МТО ГК ВВ МВД России) от 13 сентября 2010 года № 177 с/ч она назначена на воинскую должность <данные изъяты>.
Приказом Министра Внутренних дел РФ от 10 октября 2011 года № 1387 л /с прохождение ее военной службы определено в г. Москве, в связи с чем она прибыла на новое место службы в указанную часть, находящуюся по адресу: <адрес>из <адрес>.
В соответствии с п.1 ст. 15 ФЗ « О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений и не позднее 3-х месячного срока со дня прибытия на новое место службы ей должно было быть предоставлено жилое помещение за счет государственного и муниципального жилого фонда, закрепляемого за МО РФ, но жилье предоставлено не было.
9 февраля 2012 года, - поясняет заявительница, - она обратилась в Отделение по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве, по месту нахождения войсковой части 5380, где служит по контракту, для оформления регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> на что в этот же день за № 06 получила уведомление об отказе в приеме документов на ее оформление за подписью начальника отделения Алпатова А.И., со ссылкой на то, что жилищной организацией не удостоверен факт ее вселения в указанное жилое помещение в соответствии с законодательными и иными нормативными актами.
Полагая, что действия начальника Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве по отказу в регистрации ее по месту жительства по адресу: <адрес> ( месту нахождения войсковой части) противоречит действующему законодательству, а именно, Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства, Закону РФ « О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральному закону « О статусе военнослужащих», Конституции РФ заявительница просит признать их неправомерными и обязать начальника Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве зарегистрировать ее по месту жительства по адресу: <адрес>, обратив решение суда к немедленному исполнению.
Начальник Отделения по району « Лефортово» УФМС России по г. Москве Алпатов А.И. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованные лица – представители войсковой части № 5380, ГК ВВ МВД России в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.
Проверив письменные материалы дела, оценив собранные доказательства, суд находит, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы
Согласно ст. 255 ГПК РФ К решениям, действиям ( бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия ( бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая- либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как установлено в ходе судебного разбирательства Коваленко О.П. служит во Внутренних Войсках МВД России, в настоящее время по контракту, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между ней и Министерством Внутренних дел в лице командира войсковой части № 5380 полковником Т.Д.М. сроком на 3 года.
В соответствии с Приказом командира войсковой части № 5380 (центральная войсковая комендатура по МТО ГК ВВ МВД России) от 13 сентября 2010 года № 177 с/ч она назначена на воинскую должность <данные изъяты>.
Приказом Министра Внутренних дел РФ от 10 октября 2011 года № 1387 л /с прохождение ее военной службы определено в г. Москве, в связи с чем она прибыла на новое место службы в указанную часть, находящуюся по адресу: <адрес>из <адрес>.
В соответствии с п.1 ст. 15 ФЗ « О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений и не позднее 3-х месячного срока со дня прибытия на новое место службы ей должно было быть предоставлено жилое помещение за счет государственного и муниципального жилого фонда, закрепляемого за МО РФ, но жилье предоставлено не было.
9 февраля 2012 года заявительница обратилась в Отделение по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве, по месту нахождения войсковой части 5380, где служит по контракту, для оформления регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> на что в этот же день за № 06 получила уведомление об отказе в приеме документов на ее оформление за подписью начальника отделения Алпатова А.И., со ссылкой на то, что жилищной организацией не удостоверен факт ее вселения в указанное жилое помещение в соответствии с законодательными и иными нормативными актами. Однако, указанные действия начальника Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве нельзя признать правомерными.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона « О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года за № 76-ФЗ - военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место службы, до получения жилых помещений, регистрируются по месту жительства, в том числе, по их просьбе по адресам воинских частей.
Постановлением Конституционного Суда РФ № 4-П от 02.02.98г. « По делу о проверке конституционности пунктов 10,12 и 21 Правил регистрации и снятия с учета граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства от 17 февраля 1995 года № 713» определено, что уведомление гражданином РФ органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.
Сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких- либо прав и, согласно части второй ст. 3 Закона РФ « О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и пр.
Согласно названному ЗАКОНУ органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе места пребывания и жительства, поэтому, регистрационный учет граждан не может носить разрешительный характер и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным Законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В ст.3 того же постановления, Конституционный Суд пояснил, что согласно ст.8 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»,данное право ограничивается лишь на территориях с определенным режимом /пограничных зонах, военных городках, зонах экологического бедствия, территориях, где введено чрезвычайное или военное положение/.
Перечисленные основания для ограничения права выбирать место жительства являются исчерпывающими и только они могут служить предпосылкой для введения разрешительного учета граждан, который отличается от уведомительной регистрации.
Признавая нормативные акты не соответствующими Конституции РФ, Конституционный Суд РФ в вышеназванном Постановлении указал: «Положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами»
Указанное Постановление Конституционного Суда РФ вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
Таким образом, поскольку Коваленко О.П. выразила свое волеизъявление быть зарегистрированной по месту жительства по адресу войсковой части (<адрес>»), куда она прибыла на новое место службы, Федеральный закон « О статусе военнослужащего » прямо предусматривает возможность регистрации по месту жительства военнослужащих и членов их семей адресам воинских частей, то органы регистрационного учета, в этом случае, уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданин при выборе места пребывания и жительства, следовательно, учитывая тот факт, что регистрационный учет заявителей по месту жительства не должен носить разрешительный характер, как в данной ситуации, суд приходит к выводу об удовлетворении ее рассматриваемого заявления.
Ссылки Начальника Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве в ЮВАО Алпатова А.И. на то, что заявителем не представлены документы, являющиеся основанием для вселения, а также на то, что жилищной организацией не удостоверен факт его вселения в жилое помещение в соответствии с законодательными актами несостоятельны.
Так, в соответствии с п. 18 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 ( с изменениями и дополнениями) ОУФМС обязано было произвести регистрацию заявительницы в 3-х дневный со дня поступления документов, а согласно абзаца 3 п. 23 Правил - регистрация должна быть произведена по месту дислокации воинской части в Установленном порядке.
Вместе с тем, Постановлением Правительства г. Москвы от 31 октября 2006 года за № 859-ПП установлено, что военнослужащие, назначенные в установленном порядке для прохождения службы в Москву или Московскую область, могут регистрироваться по адресу воинской части до получения жилой площади по месту их пребывания.
Однако данное положение указанного Постановления противоречит Закону РФ « О статусе военнослужащего», который предусматривает, что военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место службы, до получения жилых помещений, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Учитывая, что подзаконные нормативные акты должны соответствовать Федеральным законам, то в случае их несоответствия должностные лица Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве обязаны руководствоваться Федеральным законом, предусматривающим регистрацию по месту жительства- по месту дислокации воинской части.
На основании изложенного и ст. ст.254- 255 ГПК РФ, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Признать действия начальника Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве Алпатова А. И. по отказу в регистрации по месту жительства Коваленко О. П. по адресу: <адрес>» неправомерными.
Обязать начальника Отделения по району «Лефортово» УФМС России по г. Москве зарегистрировать Коваленко О. П. по месту жительства по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в МОСГОРСУД в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательном виде.
Судья: ( Целищев А.А. )