Дело №12-82/2012
Р Е Ш Е Н И Е
г.Москва 25 апреля 2012 года
Судья Лефортовского районного суда г. Москвы Канева Е.В., с участием представителя должностного лица по доверенности №77 АА 6126470 от 05.03.2012 года Воробьева В.А., рассмотрев материалы жалобы - генерального директора ООО «Выставочный центр Стройэкспо» Капралова А.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 406 Нижегородского района г. Москвы Котовой М.Н. от 23 марта 2012 года, которым:
должностное лицо – генеральный директор ООО «Выставочный центр Стройэкспо» Капралов А. В., расположенное по адресу г. Москва, ул. Рязанский проспект, д. 2, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 ч.1 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей, -
У С Т А Н О В И Л:
Как следует из вышеуказанного постановления мирового судьи и представленных материалов, что должностное лицо – генеральный директор ООО «ВЦ Стройэкспо» Капралов А. В., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рязанский проспект, д. 2, не выполнил предусмотренные законодательством обязательные требования в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенные требованиями Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положения по гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804, Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 года № 841, порядка подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 июля 1995 года № 738, Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687, распоряжения Премьера Правительства Москвы от 29 декабря 2000 года № 1292-РП «Об обязательном наличии в организациях, предприятиях и учреждениях города Москвы коллективных аптечек первой помощи», Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 21 декабря 2005 года №993, рекомендаций по разработке Планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций административных округов, районов г. Москвы, Департаментов, Комитетов, Управлений Правительства Москвы, городских служб гражданской обороны и организаций, утвержденных распоряжением первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 12 октября 2001 года № 108-РЗМ, Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области ГО, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 года № 782, а именно:
- 1) не планируется и не осуществляется обучение должностных лиц и работников организации в области защиты от ЧС;
- 2) отсутствуют коллективные аптечки первой помощи для должностных лиц и работников организации при защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- 3) не разработан план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки;
- 4) не разработан годовой план, предусматривающий основные мероприятия по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации;
- 5) не соответствует установленным требованиям приказ об организации защиты от ЧС с приложениями;
- 6) не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На постановление мирового генеральный директор ООО «Выставочный центр Стройэкспо» Капралов А.В. подал жалобу, в которой просит отменить постановление мирового судьи, мотивируя тем, что:
-ООО «ВЦ Стройэкспо» не входит в единую систему органов, отвественных за защиту населения и территории чрезвычайных сиутаций;
-Управлением ГУ МЧС России по г. Москве не представлены доказательства возложения на ООО «ВЦ Стройэкспо» обязательств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
-ООО «ВЦ Стройэкспо» не является объектом надзора в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В судебное заседание генеральный директор ООО «Выставочный центр Стройэкспо» Капралов А.В. не явился, ходатайств об отложении слушания жалобы не заявлял, был извещен о дате и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом
В судебное заседание явился представитель Капралова А.В. – Воробьев В.А. (по доверенности 77 АА 6126479 от 05.02.2012 года) в связи, с чем суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Капралова А.В., так как его не явка не препятствует полному и всестороннему исследованию обстоятельств дела.
В судебном заседании представитель Капралова А.В. – Воробьев В.А. явился, доводы изложенные в жалобе поддержал и пояснил, что с протоколом об административном правонарушении не согласен, вину свою не признает, так как ООО «Выставочный Центр Стройэкспо» не входит в единую систему органов, ответственных за защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций, никаких обязанностей на ООО «ВЦ Стройэкспо» возложено не было, а также штат данной организации состоит всего из двух человек, полагал, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица - генерального директора ООО «Выставочный Центр Стройэкспо» необходимо прекратить за отсутствием состава правонарушения.
Допрошенный в судебном заседании в ходе рассмотрении жалобы в качестве свидетеля государственный инспектор районов Лефортово, Нижегородский, Южнопортовый г. Москвы по пожарному надзору, старший инженер регионального отдела надзорной деятельности, подполковник внутренней службы Свидетель 1 пояснил, что проверка ООО «ВЦ Стройэкспо», расположенного по адресу: г. Москва, Рязанский проспект, д. 2, была проведена 13 февраля 2012 года на основании распоряжения № 24 от 26 января 2012 года, в ходе данной проверки были выявлены нарушения, которые были указаны в протоколе об административном правонарушении. Также свидетель пояснил, что согласно ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», действие данного закона распространяется на все организации, независимо от их организационно-правовой формы, отдельных распоряжений о наложении определенных обязанностей на конкретные организации не выносится, в связи с чем проверка производится во всех организациях. Также свидетель пояснил, что независимо от количества человек в организации, должны выполняться указанные предписания. Район, в котором расположен ООО «ВЦ Стройэкспо» является промышленным, в непосредственной близости расположено 5 потенциально опасных предприятий, одно из них – ЗАО «Кузьминки» - химически опасное предприятие.
Суд, проверив материалы дела, выслушав представителя Капралова А.В. по доверенности – Воробьева В.А., а также показания свидетеля государственного инспектора районов Лефортово, Нижегородский, Южнопортовый г. Москвы по пожарному надзору, старшего инженера регионального отдела надзорной деятельности, подполковника внутренней службы Свидетель 1, находит постановление мирового судьи подлежащим отмене, а дело прекращению по следующим основаниям.
Так в судебном заседании в ходе рассмотрения административного дела мировым судом, исследованным следующие доказательства:
-определение о передаче материалов административного дела (л.д. 1);
-протокол об административном правонарушении (л.д. 2-3);
-акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя (л.д. 4);
-предписание № 24/4/1-7-ЧС по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций (л.д. 5-6);
-решение единственного участника ООО «ВЦ Стройэкспо» о назначении генеральным директором Капралова А.В. (л.д. 7);
-распоряжение о проведении плановой выездной проверке (л.д. 8); свидетельство о внесении в ЕГР (л.д. 9-10);
-приказ № 1 ООО «ВЦ Стройэкспо» (л.д. 11);
-устав ООО «ВЦ Стройэкспо» (л.д. 12-26);
-приказ № 1 об утверждении штатного расписания (л.д. 36);
-штатное расписание (л.д. 37);
-устав ООО «Выставочный центр Стройэкспо» (л.д. 38-55).
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Часть 1 статьи 20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Как следует из протокола об административном правонарушении, Капралову А.В., как должностному лицу, инкриминируется невыполнение требований нормативных Актов и Федерального закона №68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту Федеральный закон № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года).
Так, Федеральный закон № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).Статьей 4 настоящего Закона определена Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. №794 утверждено Положение «О единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которое определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), далее именуемой единой системой.
Согласно ст.2 Положения, единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В соответствии со ст. 3 Положения, единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Согласно ч.4 ст. Положения, функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций.
Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.(ст.5 Положения).
На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Органы повседневного управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.(ст.6 Положения).
Подготовка работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенных в состав органов управления единой системы, организуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст.18 Положения).
Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.(ст.23 Положения).
Исходя из Постановления Правительства от 29 ноября 1999 г. №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» следует, что организации могут создавать объекты и средства защиты, но только по своей воле. МЧС и его структурные подразделения обязаны вести учет таких объектов. Постановление устанавливает, что к объектам гражданской обороны относятся противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
На основании п. 10 вышеуказанного Постановления, что организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
На основании п. 14 вышеуказанного Постановления, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Таким образом, из смысла действующего законодательства следует, что организации, могут быть включены в единую государственную системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций только на основании Распоряжения компетентных органов, и осуществляют свою деятельность в рамках единой государственной системы на основании Положений, утвержденных в установленном Законом порядке, в котором отражены права и обязанности конкретной организации (учреждения) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Между тем, государственным инспектором районов Лефортово, Нижегородский, Южнопортовый г. Москвы по пожарному надзору, старший инженер регионального отдела надзорной деятельности, подполковник внутренней службы Свидетель 1 не представлены доказательства, подтверждающие какие именно конкретные обязанности были возложены на ООО «Стройэкспо» в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и какими нормативными Актами они закреплены.
Анализируя собранные по делу доказательства, суд соглашается с доводам жалобы генерального директора ООО «Стройэкспо» - Капралова А.В., а также представителя Каправлова А.В. по довереннсти Воробьева В.А., который в судебном заседании пояснил, что с правонарушением он не согласен, считает, что ООО «Выставочный Центр Стройэкспо» не входит в единую систему органов, ответственных за защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций, никаких обязанностей на ООО «ВЦ Стройэкспо» возложено не было, а также штат данной организации состоит всего из двух человек.
При таких обстоятельствах, принимая во внимания, что согласно данным протокола об административном правонарушении, Капралову А.В., как должностному лицу, инкриминируется невыполнение требований нормативных Актов и Федерального закона №68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», положения которых носят общий характер, а доказательств, подтверждающих какие конкретно возложенные на ООО «Стройэкспо» обязанности по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не были выполнены по вине генерального директора общества – Капралова А.В., со стороны органа, составившего протокол, не представлены, суд находит постановление мирового судьи подлежащим отмене, ввиду имеющихся доказательства не достаточными, а вину Капралова А.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, не доказанной.
Согласно ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах суд приходит к мнению, что производство по настоящему делу подлежит прекращению по основаниям п. 2 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку объективных и неоспоримых доказательств вины Капралова А.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не представлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8, п. 2 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, -
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 406 Нижегородского района г. Москвы Котовой М.Н. от 23 марта 2012 года в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Выставочный центр Стройэкспо» Капралова А. В. - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Выставочный центр Стройэкспо» Капралова А. В. прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Федеральный судья: Канева Е.В.