РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Лебяжье Дата обезличена года
Лебяжьевский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.Н.,
при секретаре Карп А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области к Администрации Елошанского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области о признании незаконным бездействия Администрации Елошанского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области по постановке на учет бесхозяйного имущества в виде трех общественных колодцев и наложении обязанности на Администрацию Елошанского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области обратиться в территориальное Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о принятии трех общественных колодцев на учет, как бесхозяйного недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области обратилось в суд с иском к Администрации Елошанского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области о признании незаконным бездействия Администрации Елошанского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области по постановке на учет бесхозяйного имущества в виде трех общественных колодцев и наложении обязанности на Администрацию Елошанского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области обратиться в территориальное Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о принятии трех общественных колодцев на учет, как бесхозяйного недвижимого имущества. В обоснование иска указал, что на территории муниципального образования Елошанского сельсовета расположено 3 общественных колодца. Колодцы находятся в черте населенного пункта ...: колодец № 1 по ..., колодец № 2 по ..., колодец № 3 в по .... Данные источники водоснабжения на балансе Администрации Елошанского сельсовета не состоят, являются бесхозным недвижимым имуществом. Администрация Елошанского сельсовета бездействует в части бесконтрольного содержания бесхозного имущества, не принимает меры по его ликвидации. Требование Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах от Дата обезличена года о недопущении образования «бехозных» водоисточников исполнено не было. Санитарное состояние колодцев неудовлетворительное, очистка, дезинфекция и ремонт колодцев не производится, качество воды не соответствует установленным нормам. В колодцах № 1 и № 2 обнаружены колиформные бактерии, нахождение которых в воде недопустимо. Данные обстоятельства создают угрозу распространения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний. Ввиду того, что общественные колодцы не состоят на балансе в реестре муниципальной собственности, денежные средства на содержание данных колодцев не выделяются. Просило обязать Администрацию Елошанского сельсовета принять на баланс бесхозное имущество в виде указанных выше трех общественных колодцев.
При рассмотрении дела истец уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие Администрации Елошанского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области по постановке на учет бесхозяйного имущества в виде трех общественных колодцев, расположенных по адресу: Курганская область, Лебяжьевский район, ..., колодец № 1 по ..., колодец № 2 по ..., колодец № 3 по ..., и обязать Администрацию Елошанского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением о принятии указанных общественных колодцев на учет как бесхозяйного имущества.
В судебном заседании представитель истца – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области – Губренко А.В. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным основаниям, просол признать незаконным бездействия Администрации Елошанского сельсовета по постановке на учет бесхозяйного имущества в виде трех общественных колодцев и обязать Администрацию Елошанского сельсовета обратиться в территориальное Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о принятии данных колодцев имущества на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
Представитель ответчика – Администрации Елошанского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области Сергеева Н.Н. исковые требования не признала, пояснила, что на территории сельсовета действительно находятся три общественные колодца: колодец №1 по ..., колодец №2 по ..., колодец №3 по .... Выкопаны данные колодцы были еще, когда существовал колхоз. После того как колхоз был ликвидирован, данные колодцы на баланс сельсовета не передавались. Чтобы принять данные колодцы на баланс Администрации Елошанского сельсовета нужны большие деньги, которых нет. Население при содействии Администрации ежегодно чистит колодцы. Среди указанных колодцев есть колодцы с питьевой водой, а есть колодцы, воду из которых используют для хозяйственных нужд. В настоящее время в сельсовете пробурили скважину. Жители села, возле чьих домов находятся эти колодцы, считают их своим имуществом.
Третье лицо – Феоктистов С.Н. пояснил, что колодец, расположенный по ... в ..., находится за переделами его участка, за огородом. Выкопан этот колодец был еще при существовании колхоза. За данным колодцем присматривает, так как он расположен рядом с его усадьбой. Колодцем пользуется он и другие жители для питьевых нужд. Кто является собственником колодца, ему не известно.
Третье лицо – Бураков А.В. пояснил, что за огородом его дома по ... в ... имеется колодец, за которым он ухаживает. Кто его выкопал, неизвестно. Занимается колодцем, так как он и другие жители села пользуются им для питьевых нужд, кому-то надо его обустраивать. Считает данный колодец общественным. Считает возможным удовлетворить иск в части передачи колодца сельсовету.
Третье лицо – Илларионов И.И. пояснил, что рядом с его участком в ... имеется колодец, который он выкопал в 1989 году, чтобы пользоваться самому и соседям. Колодец считает своим имуществом, хотя регистрацию своих прав на него не производил и не намерен этого делать, так как для этого нужны денежные средства.
Исследовав материалы дела, заслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования Елошанского сельсовета в ... Лебяжьевского района Курганской области расположено 3 колодца: колодец № 1 по ..., колодец № 2 по ..., колодец № 3 в по ....
Данные источники нецентрализованного водоснабжения не имеют собственника, являются бесхозяйным имуществом.
Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании: справкой Администрации Елошанского сельсовета о том, что 3 данных общественных колодца на балансе Елошанского сельсовета не состоят; постановлением Главы Администрации Елошанского сельсовета Номер обезличен от Дата обезличена года, в соответствии с которым в целях улучшения хозяйственно-питьевого водоснабжения Администрации сельсовета необходимо проводить очистку и дезинфекцию колодцев, ремонт колодцев; пояснениями ответчика и третьих лиц Феоктистова С.Н., Буракова А.В.
Доводы третьего лица Илларионова И.И. о том, что он является хозяином колодца № 1 по ... в ... признаются судом необоснованными, поскольку права на указанный объект недвижимого имущества им не зарегистрированы, мер к регистрации указанного права не принимается, колодец расположен вне территории земельного участка, принадлежащего Илларионову И.И.
Более того, доводы Илларионова И.И. опровергаются существом договора Номер обезличен от Дата обезличена года, заключенного между Администрацией Елошанского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах», предметом которого является проведение лабораторных и инструментальных исследований по показателям безопасности и соответствии стандартам в 3 общественных колодцах, расположенных в ....
Указанным договором подтверждены доводы истца о том, что указанные объекты недвижимого имущества являются бесхозными, в связи с чем Администрацией сельсовета принимались меры к содержанию данных источников нецентрализованного водоснабжения в надлежащем состоянии.
Согласно лабораторным исследованиям, проведённым ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах» с Дата обезличена года, в пробах воды из колодцев №№ 1, 2 обнаружены общие колиформные бактерии, термотолерантные колиформные бактерии и глюкозоположительные колиформные бактерии, что недопустимо, общее микробное число превышает гигиенический норматив. Специалистами микробиологической лаборатории сделано заключение, что доставленные пробы воды колодезной из колодцев №№ 1, 2 не соответствуют СанПиН 2Л.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Доставленная проба воды из колодца № 3 соответствует гигиеническим нормативам.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу п.п. 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого постановлением Правительства РФ от 17сентября 2003 № 580, принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба (далее именуется - Служба, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав) - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы (далее именуются -территориальные органы Службы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.
На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют
собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст.ст. 225, 236 ГК РФ.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
По смыслу ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с п.п. 4, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, помимо прочего, относятся: организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Указанные положения нашли свое юридическое закрепление и в п.п. 4, 9 ч. 1 ст. 6 Устава Елошанского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области.
Учитывая, что спорное недвижимое имущество, собственник которого не известен и право собственности на которое не зарегистрировано, расположено в административных границах муниципального образования Елошанский сельсовет Лебяжьевского района Курганской области, орган местного самоуправления – Администрации Елошанского сельсовета является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.
При таких обстоятельствах, суд находит требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие Администрации Елошанского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области по постановке на учет бесхозяйного имущества в виде трех общественных колодцев, расположенных по адресу: Курганская область, Лебяжьевский район, ..., колодец № 1 по ..., колодец № 2 по ..., колодец № 3 по ....
Обязать Администрацию Елошанского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением о принятии трех общественных колодцев, расположенных по адресу: Курганская область, Лебяжьевский район, ..., колодец № 1 по ..., колодец № 2 по ..., колодец № 3 по ..., на учет как бесхозяйного имущества.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 суток со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Лебяжьевский районный суд Курганской области, то есть с Дата обезличена года.
Председательствующий -