РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Лебяжье Дата обезличена года
Лебяжьевский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.Н.,
при секретаре Фадеевой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Крохалевой Екатерины Степановны к Администрации Лебяжьевского поссовета о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и наложении обязанности на поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лебяжьевского района Курганской области обратился в суд с иском в интересах Крохалевой Екатерины Степановны к Администрации Лебяжьевского поссовета о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и наложении обязанности на поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения жилищных прав вдовы участника Великой Отечественной войны – Крохалевой Е.С., в ходе которой установлено, что она, как вдова участника Великой Отечественной войны, Дата обезличена года обратилась с заявлением в Администрацию Лебяжьевского поссовета о принятии её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако ей было отказано в принятии на учёт. Считает отказ незаконным, поскольку в настоящее время Крохалева Е.С. нуждается в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что самостоятельно содержать частный жилой дом (произвести капитальный ремонт, топить печь в зимний период, заготавливать дрова) не в состоянии, по причине преклонного возраста. В связи с этим, отказ Администрации Лебяжьевского поссовета в постановке Крохалевой Е.С. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий нарушает ее права на пользование льготами, установленными действующим законодательством Российской Федерации. Просил признать незаконным отказ Администрации Лебяжьевского поссовета в постановке Крохалевой Е.С. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию Лебяжьевского поссовета поставить ее на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдову участника Великой Отечественной войны.
В судебном заседании прокурор Лебяжьевского района Курганской области Ефимов А.В. поддержал исковые требования в полном объеме, дал пояснения в соответствии с исковым заявлением. Дополнительно указал, что недостатки, отраженные в акте обследования жилого помещения, а также отсутствие в д. Верхнеглубокое водоснабжения, позволяют сделать вывод о непригодности жилья истца для проживания.
Истец – Крохалева Е.С. иск прокурора поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить, пояснила, что проживает в доме одна, не может его содержать по состоянию здоровья: носить дрова и топить печи, приносить воду, которую привозят. Водоснабжение в деревне отсутствует. Дому 62 года. Окна сгнили, пола сгнили и просели, печь не работает, крыша протекает.
Представитель истца – Крохалев иск прокурора поддержал в полном объеме, пояснила, что комиссия дала заключение о том, что дом Крохалевой пригоден для проживания. Вме6сте с тем, он находится в неудовлетворительном состоянии: крышу нужно менять, так как шифер потрескался, коньки и несущие конструкции сгнили; печь в неисправном состоянии; водоснабжение осуществляется за счет привоза воды 1 раз в неделю; окна продуваются, так как сгнили; сгнили нижние бревна под окнами; фундамент осыпается, имеет трещины. Туалета в доме нет, истец 3 года не может ходить в туалет на улицу.
Представитель ответчика – Бурцева Т.Н. исковые требования не признала, пояснила, что поскольку нет заключения Межведомственной комиссии о признании жилья Крохалевой непригодным для проживания, отсутствуют основания для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Представитель третьего лица – Главного управления социальной защиты населения Курганской области – в судебное заседание не явилась по неизвестной причине, о месте и времени судебного заседания была извещена заранее надлежащим образом.
Заслушав пояснения сторон, представителя третьего лица, суд приходит к следующему.
Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального Закона РФ « О ветеранах» (далее – Закона «О ветеранах») для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ, ветеранов боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу п. 2 ст. 21 Закона «О ветеранах» независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:
1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;
2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Согласно п. 3.1 ст. 23.2 Закона «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 п.3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, утвержденного Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10 апреля 2006 года № 120 «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов» в случае смерти инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий право на получение субсидии сохраняется за членами их семей, указанными в ст. 21 Федерального Закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» при подтверждении в установленном порядке их нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 (в редакции Указа Президента РФ №30 от 09.01.2010 года) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено о необходимости завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Судом установлено, что Крохалева Е.С. является собственником дома, расположенного по адресу: ..., в котором проживает одна.
Являясь супругой умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак, Крохалева Е.С. Дата обезличена года обратилась с заявлением в администрацию Лебяжьевского поссовета о принятии ее на учет в качестве нуждающейся улучшении жилищных условий.
Дата обезличена года в постановке ее на учет в качестве нуждающейся улучшении жилищных условий Администрацией Лебяжьевского поссовета отказано на основании заключения Межведомственной комиссии Администрации Лебяжьевского поссовета от Дата обезличена года, которое принято на основании акта обследования жилого помещения от Дата обезличена года.
В соответствии с актом обследования жилого помещения, составленным по результатам обследования жилого помещения, принадлежащего Крохалевой Е.С., установлено: дом неблагоустроен; водопровод отсутствует; туалет на улице; крыша, пол и окна требуют замены; в доме эксплуатируется неисправная отопительная печь; электропроводка проложена с нарушением требований пожарной безопасности, то есть фактически дом подлежит капитальному ремонту и реконструкции.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что водоснабжение в д. Верхнеглубокое отсутствует, питьевая вода привозится один раз в неделю. Крохалева Е.С. имеет престарелый возраст, передвигается только при помощи опоры (в судебное заседание прибыла, опираясь на табурет), имеет серьезные отклонения состояния здоровья.
Указанные обстоятельства не оспариваются представителем ответчиком.
Согласно ст.51 Жилищного Кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с актом Номер обезличен внепланового мероприятия по государственному контролю от Дата обезличена года, составленным государственным жилищным инспектором установлено, что в нарушение Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»: в квартире неисправна печь (наблюдается значительная просадка части конструкции печи), во время топки происходит перегрев кирпичей, неоднократно происходило возгорание внутренней стены (п. 4.9.1.3); конструкции пола повреждены грибком, вследствие периодического увлажнения конструкций нижней части здания, в связи с длительной эксплуатацией и естественной усадкой здания горизонтальная гидроизоляция стен и фундаментов здания находится на уровне земли, что приводит к увлажнению стен, полов грунтовой влагой, подпольное пространство не проветривается в связи с отсутствием технической возможности оборудования продухов (п.п. 4.4.1., 4.4.2., 4.1.4., 4.1.6., 4.4.7., 4.10.2.1., 4.10.2.2., 4.1.1., 4.1.6., 4.1.8); отмостка у здания отсутствует, что способствует увлажнению и разрушению конструкций стен и фундаментов (п. 4.1.6); тамбурное помещение у входа в квартиру ветхое (полы просели, стены продуваются), дом не благоустроен: отсутствует централизованное водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение от централизованного источника отопления, надворного туалета нет, сарая для складирования дров и другого топлива не имеется.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Судом установлено, что жилье Крохалевой Е.С. имеет значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций (крыши), которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.
Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд считает, что жилье Крохалевой Е.С. подлежит признанию непригодным для проживания, в связи с чем отказ в постановке ее на учет, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, судом признается необоснованным по следующим основаниям.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что Межведомственная комиссия фактически уклонилась от обязанности, с учетом выявленных недостатков жилого помещения, признать жилье Крохалевой Е.С. непригодным для проживания.
При таких обстоятельствах, суд признает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора района удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования Лебяжьевского поссовета в постановке Крохалевой Екатерины Степановны на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию муниципального образования Лебяжьевского поссовета поставить Крохалеву Екатерину Степановну на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдову участника Великой Отечественной войны.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Курганский областной суд через Лебяжьевский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий –