РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Лебяжье Дата обезличена года
Лебяжьевский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.Н.,
при секретаре Карп А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Валентины Тимофеевны к Администрации Лопатинского сельсовета, филиалу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отделу социальной защиты населения по Лебяжьевскому району, Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о наложении обязанности на поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Васильева В.Т. обратилась в суд с иском к Администрации Лопатинского сельсовета, филиалу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отделу социальной защиты населения по Лебяжьевскому району, Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о наложении обязанности на поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование требований указала, что Дата обезличена года обратилась к Главе администрации Лопатинского сельсовета с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку принадлежащая ей на праве собственности квартира, расположенная в жилом доме по адресу: ..., не пригодна для проживания, что подтверждается заключением ООО «Курганстройэкспертиза». Однако в постановке на учет ей было отказано, поскольку межведомственной комиссией квартира признана находящейся в удовлетворительном состоянии. Считает отказ в постановке ее на учет необоснованным. Просила суд обязать ответчиков поставить ее на учет в качестве вдовы участника ВОВ, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании истец Васильева В.Т. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным основаниям, пояснила, что проживает в собственной квартире, которая старая и холодная. В зимний период в доме не снимает валенки. Русская печь провалилась, не топится. Комнатная печь топится плохо. На кухне отходит стена. Крыша протекает, в связи с чем потолок отходит. За зиму приходится сжигать три машины дров, но тепла в доме все равно нет. В туалетной комнате провалился пол. Межведомственная комиссия обследовала дом и дала заключение, что жить в нем можно. Просила ее требования удовлетворить.
Представитель истца – адвокат Тозиков А.С. исковые требования истца поддержал в полном объеме, пояснил, что Васильева В.Т. обратилась в суд с исковыми требованиями о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, для дальнейшего обеспечения жильем, как вдову участника Великой Отечественной Войны. Основанием является то, что в настоящее время проживает не пригодном для проживания жилом помещении, что подтверждается заключением строительной экспертизы, которая проведена ООО «Курганстройэкспертиза». В связи с этим имеются все основания для того, чтобы Васильева В.Т. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика – Костин В.Г. исковые требования не признал, пояснил, что исковые требования не признает, поскольку решение об отказе в в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении принято на основании заключения межведомственной комиссии, в соответствии с которым жилье признано находящимся в удовлетворительном состоянии и требующим ремонта.
Представитель третьих лиц – Главного управления социальной защиты населения Курганской области и филиала Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отдела социальной защиты населения по Лебяжьевскому району Петрова О.В. исковые требования не признала, пояснила, что ни Главное Управление, ни Филиал СЗН не могут являться ответчиками по данным требованиям, потому что не обладают в соответствии с Жилищным законодательством полномочиями по постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, в ст. 51 ЖК РФ перечислены основания, которые служат основанием для постановки на учет. Исходя из материалов, которые были приложены к исковому заявлению, не прослеживаются основания для постановки истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Жилье Васильевой В.Т. не признано непригодным для проживания.
Специалист Специалист показал, что Дата обезличена года экспертами ООО «Курганстройэкспертиза» проведено обследование квартиры Васильевой В.Т., в ходе которого установлено, что имеются основания для признания данного жилого помещения непригодным для проживания: отопление, водоснабжение отсутствует (отрезано), канализация в нерабочем состоянии; водоснабжение осуществляется путем привоза воды из озера; русская печь в нерабочем состоянии; круглая печь отапливает две комнаты; одна комната - не отапливаемая; в доме не соответствует нормам тепловой режим в помещении и на уровне пола – разница 7°С, что обусловлено промерзанием стен на уровне отмостки; кровля в неудовлетворительном состоянии, требуется ее полная замена, так как имеется опасность ее обрушения по причине подгнивания несущих конструкций. Ремонт экономически нецелесообразен.
Заслушав пояснения сторон, показания специалиста, суд приходит к следующему.
Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального Закона РФ « О ветеранах» (далее – Закона «О ветеранах») для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ, ветеранов боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до Дата обезличена года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после Дата обезличена года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу п. 2 ст. 21 Закона «О ветеранах» независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:
1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;
2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Согласно п. 3.1 ст. 23.2 Закона «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 п.3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, утвержденного Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10 апреля 2006 года № 120 «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов» в случае смерти инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий право на получение субсидии сохраняется за членами их семей, указанными в ст. 21 Федерального Закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» при подтверждении в установленном порядке их нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 (в редакции Указа Президента РФ №30 от 09.01.2010 года) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено о необходимости завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Судом установлено, что Васильева В.Т. является собственником квартиры, расположенной в жилом доме по адресу: ..., в которой проживает одна л.д. 12).
Васильева В.Т. является супругой умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак л.д. 9). Дата обезличена года Васильева В.Т. обратилась с заявлением в администрацию Лопатинского сельсовета о принятии ее на учет в качестве нуждающейся улучшении жилищных условий л.д. 10).
Дата обезличена года, по результатам обследования жилого помещения, принадлежащего Васильевой В.Т., межведомственной комиссией Лопатинского сельсовета дано заключение о том, что квартира Васильевой В.Т. находится в удовлетворительном состоянии, необходим ремонт квартиры л.д.. 21-22).
На основании заключения межведомственной комиссии Администрации Лопатинского сельсовета Решением Главы администрации муниципального образования Номер обезличен от Дата обезличена года Васильевой В.Т. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении л.д. 23).
По протесту прокурора Лебяжьевского района от Дата обезличена года указанное решение отменено.
Дата обезличена года межведомственной комиссией администрации Лопатинского сельсовета повторно проведено обследование жилого помещения Васильевой В.Т. (акт Номер обезличен от Дата обезличена года), по результатам которого установлено, что: бетонный фундамент дома находится в удовлетворительном состоянии – в некоторых местах наблюдаются трещины; стены – в неудовлетворительном состоянии, на кухне – имеют деформацию, требуется ремонт; шиферная кровля – в неудовлетворительном состоянии, деревянные коньковые доски сгнили; в ванной комнате требуется замена пола; окна требуют замены, сгнили; в доме эксплуатируются неисправные отопительные печи; центральное отопление, водоснабжение и канализация отсутствуют; электропроводка – в неудовлетворительном состоянии.
По результатам обследования жилья Васильевой В.Т. межведомственной комиссией администрации Лопатинского сельсовета Дата обезличена года дано заключение Номер обезличен, в соответствии с которым жилое помещение Васильевой В.Т. находится в удовлетворительном состоянии, для создания нормальных условий для проживания требуется провести капитальный ремонт.
На основании указанного заключения Главой администрации Лопатинского сельсовета решением Номер обезличен от Дата обезличена года Васильевой В.Т. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Вместе с тем, отказ в постановке на учет Васильевой В.Т., в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, судом признается необоснованным по следующим основаниям.
Согласно ст.51 Жилищного Кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с заключением ООО «Курганстройэкспертиза» Номер обезличен от Дата обезличена года имеются основания для признании квартиры Васильевой В.Т. непригодной для проживания, поскольку: ранее дом был благоустроенный, имел цен тральное отопление, водоснабжение, был оборудован санитарным узлом с унитазом и ванной, а в настоящее время отрезан от сетей отопления и водоснабжения, отопление осуществляется от печей (русской и круглой), туалет надворный; в качестве питьевой воды используется вода из расположенного рядом озера; русская печь находится в неисправном состоянии, круглой недостаточно двух жилых комнат, одна жилая комната не отапливается вообще, в связи с чем ее эксплуатация невозможна в зимний период; из-за неисправности русской печи возможно возгорание конструкций дома; кровля дома требует полной замены; осветительная электропроводка требует полной замены; в ванной комнате требуется замена пола; в жилых помещениях разница температуры в помещении и температуры пола составляет 7°С, тогда как должна быть не более 2°С.
Выводы указанного заключения подтверждены в судебном заседании специалистом Специалист, который показал, что указанные нарушения позволяют сделать вывод о непригодности жилого помещения Васильевой В.Т. для проживания.
В соответствии с п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02 августа 2007 года № 494) основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Согласно п. 34 указанного Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что Межведомственная комиссия фактически уклонилась от обязанности, с учетом выявленных недостатков жилого помещения, признать жилье Васильевой В.Т. непригодным для проживания, поскольку: ухудшение эксплуатационных характеристик в связи с физическим износом в процессе эксплуатации отдельных частей квартиры Васильевой В.Т., привело к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций (крыши); изменения параметров микроклимата жилого помещения (температурный режим), не позволяют обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов; имеется значительная степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций крыши, свидетельствующая об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.
Учитывая, что обязанность по учету граждан, нуждающихся в жилом помещении, возложена на органы местного самоуправления, надлежащим ответчиком, на которого может быть возложена обязанность по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, является администрация муниципального образования Лебяжьевского поссовета.
При таких обстоятельствах, суд признает требования Васильевой В.Т. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Васильевой Валентины Тимофеевны удовлетворить в полном объеме.
Обязать Администрацию муниципального образования Лопатинского сельсовета поставить Васильеву Валентину Тимофеевну на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдову участника Великой Отечественной войны.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Курганский областной суд через Лебяжьевский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с Дата обезличена года.
Председательствующий –