о признании права на меры социальной поддержки



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 Р.п. Лебяжье Дата обезличена года

     Лебяжьевский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Смагиной Н.А.,

при секретаре Фадеевой Т.М.,

с участием прокурора Морковкина Д.Е.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лебяжьевского района в  интересах Конищевой О.А. к финансовому отделу Администрации Лебяжьевского района о признании права на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за пользование жилым помещением, за отопление и освещение жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления и взыскании денежных средств в размере 1264 руб. 67 коп.,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Лебяжьевского района Курганской области обратился в суд с иском в защиту интересов Конищевой О.А. к финансовому отделу Администрации Лебяжьевского района о признании права на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за пользование жилым помещением, за отопление и освещение жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления и взыскании денежных средств в размере 1264 руб. 67 коп. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения действующего жилищного законодательства установлено нарушение прав Конищевой О.А. о предоставлении мер социальной поддержки как педагогическому работнику. Так, согласно п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», Закону Курганской области от 07.09.2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области за Конищевой О.А. закреплено право на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за пользование жилым помещением, за содержание и ремонт жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного по адресу: Курганская область, р.п. Лебяжье, ул. Пионерская, 32-2, в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг. Однако ОУО Администрации Лебяжьевского района в нарушение действующих норм законодательства установил норматив потребления электроэнергии на освещение занимаемых учителями жилых помещений. В 2010 году Конищевой О.А. оплачено за электроэнергию 2282 руб. 39 коп., из которых ОУО Администрации Лебяжьевского района ей возмещено лишь 1017 руб. 72 коп., в возмещении остальных расходов истице отказано. Сумма не компенсированных расходов за освещение составила 1264 руб. 67 коп. В соответствии со ст. 1071 ГК РФ Финансовый отдел Администрации Лебяжьевского района выступает от имени казны муниципального образования Лебяжьевского района. Отсутствие у Конищевой О.А. отдельного прибора учета потребленной электроэнергии на освещение жилого помещения не может повлечь за собой отказ в возмещении произведённых расходов по оплате электроэнергии на иные цели кроме освещения. Поводом для обращения прокурора в суд в защиту прав Конищевой О.А. послужило ее обращение в прокуратуру.

В судебном заседании прокурор Морковкин Д.Е. исковые требования поддержал.

Истец Конищева О.А. в судебное заседание не явилась, в своем заявлении просила рассмотреть дело без ее участия.

Финансовый отдел Администрации Лебяжьевского района исковые требования не признал, в  письменном отзыве на иск указал, что реализация меры социальной поддержки педагогических работников в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения осуществляется на основании Закона Курганской области от 07.09.2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» (с последующими изменениями). Расчет размера компенсации по освещению производиться по формуле расчета норматива электроснабжения согласно Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». В связи с тем, что потребляемая электроэнергия расходуется не только на освещение, но и на другие нужды, указанная льгота не может предоставляться на весь объем потребленной электроэнергии. Финансовый отдел Администрации Лебяжьевского района исполняет полномочия по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам в пределах средств, выделяемых из областного бюджета в счет субвенции на указанные цели, в связи с чем просил привлечь к участию в деле в качестве ответчика Финансовое управление Курганской области. Просил рассмотреть дело без участия его представителя.

Привлеченное к участию в деле в качестве ответчика Финансовое управление Курганской области, не признав исковые требования, в письменном отзыве на иск указало, что Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 года № 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», в соответствии с которым финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки указанным лицам, ежегодно предусматривается в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций. Предоставление средств областного бюджета на указанные цели осуществляется в рамках межбюджетных отношений по фактически произведенным расходам на предоставление мер социальной поддержки. Вышеуказанная субвенция в размере 7551000 руб. перечислена в бюджет Лебяжьевского района в полном объеме и по данным финансового отдела Администрации Лебяжьевского района фактически произведенные расходы на исполнение государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки за 2010 год составили 7538000 руб. Финансовое управление Курганской области не может являться надлежащим ответчиком по настоящему иску. Льгота педагогам предоставляется на освещение, а не на электроснабжение. Истцом не доказан факт затрат электроэнергии именно на освещение. Из представленных прокурором документов не усматривается противоправность действий Отдела управления образованием Администрации Лебяжьевского района, финансового отдела Администрации Лебяжьевского района или должностных лиц этих органов. Управление просило рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Главное Управление социальной защиты населения Курганской области, Отдел управления образованием Администрации Лебяжьевского района и муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ладушки», которые в письменных отзывах на иск также просили рассмотреть дело без участия их представителей.

Представитель Главного Управления социальной защиты населения Курганской области – начальник филиала ГУ СЗН Курганской области – ОСЗН по Лебяжьевскому району Петрова О.В. в письменном отзыве на иск указала, что действующее законодательство не ставит предоставление денежной компенсации льготным категориям граждан в зависимость от наличия установленного норматива по освещению жилого помещения.

Отдел управления образованием Администрации Лебяжьевского района указал, что расчет размера компенсации по освещению производится по формуле расчета норматива электроснабжения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306.

Из письменного отзыва МДОУ детский сад «...» следует, что истец является педагогическим работником и должна пользоваться мерами социальной поддержки в полном объеме.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

Установлено, что истец Конищева О.А. является педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности, она работает воспитателем в МДОУ детский сад «...» Лебяжьевского района Курганской области, проживает по адресу: ....

Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года (с последующими изменениями) «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и на первоочередное предоставление жилой площади.

Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона от 06.05.2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»).

Статьей 160 ЖК РФ предусмотрено предоставление отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Анализ действующего законодательства позволяет суду сделать вывод, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.

Согласно ч. 1  ст. 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» (в редакции от 23.07.2009 года N 479) педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам физкультурно-спортивных организаций предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения. Частью 4 указанной статьи Закона, установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

Законодательство Российской Федерации не предусматривает каких-либо ограничений, в частности, касающихся нормативов потребления педагогическими работниками коммунальных услуг по отоплению и освещению занимаемых ими жилых помещений в сельской местности.

Суд полагает, что отсутствие возможности раздельного учета потребления электроэнергии для освещения и иных целей, не может являться основанием для ограничения права педагогических работников, предусмотренного Законом РФ «Об образовании».

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Поскольку истец является педагогическим работником, проживающими в сельской местности, льгота по оплате за электроэнергию ему не была предоставлена в установленном законом порядке, суд находит иск прокурора в защиту интересов Конищевой О.А. о признании за ней права на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за пользование жилым помещением, за отопление и освещение жилого помещения обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п.п. 2,9, 10, 12, 13-1, 14, 15, 17, 19 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденного Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 года № 379 (с последующими изменениями и дополнениями) меры социальной поддержки предоставляются педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области. Начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам осуществляется по месту работы.

Организации, находящиеся в ведении муниципальных образований, осуществляющие начисление и выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, представляют сводный отчет о проведенных выплатах в органы местного самоуправления до 5-го числа каждого месяца. Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела 1 настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.

Возмещение расходов организаций, осуществивших начисление и выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в пункте 2 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляется органом местного самоуправления.

Органы местного самоуправления Курганской области не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Финансовое Управление Курганской области отчет, подтверждающий фактически произведенные расходы на предоставление мер социальной поддержки за соответствующий месяц по форме, установленной Финансовым управлением Курганской области.

Финансовое управление Курганской области на основании отчетов, предоставленных органами местного самоуправления Курганской области, осуществляет перечисление субвенций.

Субвенции зачисляются в местные бюджеты на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.

Субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Судом установлено, что Отделом управления образованием Администрации Лебяжьевского района допущены нарушения прав истца путем применения к фактическим показаниям приборов учета расчетной величины электроэнергии, затраченной на освещение, повлекшее причинение убытков, в связи с чем Администрация Лебяжьевского района должна возместить причиненный истцу вред.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии с положением о Финансовом отделе Администрации Лебяжьевского района, утвержденном Постановлением Главы Администрации Лебяжьевского района от 17.01.2006 года № 8 финансовым органом Администрации Лебяжьевского района является финансовый отдел, который и в силу закона выступает от имени казны муниципального образования Лебяжьевский район и является надлежащим ответчиком по делу.

Суду не представлено доказательств возникновения задолженности ввиду ненадлежащего финансирования указанных расходов из бюджета Курганской области. При этом межбюджетные отношения между муниципальным образованием Лебяжьевский район и субъектом федерации Курганской областью могут быть разрешены в установленном законом порядке, в том числе, путем разрешения спора в арбитражном суде.

Истец Конищева О.А. произвела оплату за электроэнергию за 2010 год 2882 руб.92 коп., из которых ОУО Администрации Лебяжьевского района возмещено 1017 руб. 72 коп., что подтверждается выпиской из лицевого счета истицы, предоставленной Восточным филиалом ОАО «Энергосбыт», и справкой на выдачу коммунальных услуг, выданной бухгалтерией ОУО Администрации Лебяжьевского района. Невозмещенная истцу сумма 1264 руб. 67 коп.

В соответствии со ст. 333.19 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно ст. 333.19 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Учитывая вышеизложенное, прокурор Лебяжьевского района и Финансовый отдел Администрации Лебяжьевского района освобождены от уплаты государственной пошлины при рассмотрении дела по настоящему иску.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Лебяжьевского района удовлетворить.

Признать за Конищевой О.А. право на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за пользование жилым помещением, за отопление и освещение жилого помещения, расположенного в сельской местности по адресу: ..., в полном объеме и без учета норм потребления коммунальных услуг.

Взыскать с Финансового отдела Администрации Лебяжьевского района за счет казны муниципального образования Лебяжьевский район в пользу Конищевой О.А. 1264 руб. 67 коп. расходов по оплате электроэнергии.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы через Лебяжьевский районный суд.

                                                Судья – Смагина Н.А.