о зачете периодов работы в специальный стаж и возложении обязанности возобновить выплату льготной пенсии



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Лебяжье ДД.ММ.ГГГГ

Лебяжьевский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Яковлева А.Н.,

при секретаре Карп А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скулябиной С.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лебяжьевском районе Курганской области о признании решения начальнику ГУ УПФ РФ в Лебяжьевском районе незаконным и необоснованным, зачете периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и возобновлении выплаты досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,

УСТАНОВИЛ:

Скулябина С.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лебяжьевском районе Курганской области о признании решения начальнику ГУ УПФ РФ в Лебяжьевском районе незаконным и необоснованным, зачете периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и возобновлении выплаты досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В обоснование указала, что ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена досрочная трудовая пенсия по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. ДД.ММ.ГГГГ ей прекращена выплата указанной пенсии на основании решения начальника Пенсионного фонда в Лебяжьевском районе от ДД.ММ.ГГГГ . В протоколе комиссии Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ указано, что согласно уточняющей справке от ДД.ММ.ГГГГ от, выданной МУЗ «Лебяжьевская ЦРБ» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности «заведующей врачебной амбулатории – фельдшера», а работа в данной должности не дает право на дополнительное пенсионное обеспечение. С данным решением не согласна, считает, что выплата пенсии прекращена необоснованно. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности медицинской сестры Калашинского ФАП, исполняя обязанности фельдшера ФАП. В трудовой книжке имеется запись о назначении ее на должность заведующей Калашинской СВА, а далее указано, что на основании приказа МЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ считать заведующей фельдшерско-акушерского пункта по специальности медицинская сестра (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). Фактически с период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала медицинской сестрой Калашинского ФАП. Просила: признать решение начальника ГУ УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным; обязать ответчика зачесть ей в страховой и специальный стаж период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Калашинском ФАП; обязать ответчика возобновить ей выплату досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец – Скулябина С.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным основаниям, дополнительно пояснила, что по образованию является медсестрой, но, работая в Калашинской СВА, а затем – в Калашинском ФАПе, фактически исполняла обязанности фельдшера. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает вдвоем с санитаркой, являясь единственным медицинским работником в <адрес>. Ее функциональные обязанности во время работы заведующей СВА и ФАП не менялись, занимается одной и той же лечебной деятельностью. Просила требования удовлетворить.

Представитель ответчика – ГУ УПФ РФ в Лебяжьевском районе Курганской области – Костеницкая И.С. исковые требования не признала, пояснила, что Скулябиной с ДД.ММ.ГГГГ была назначена трудовая пенсия по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. По результатам тематической проверки в ДД.ММ.ГГГГ года было установлено, что Скулябиной был необоснованно зачтен в стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ. По акту о результатах документальной проверки трудового стажа от ДД.ММ.ГГГГ, по книгам приказов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лебяжьевской ЦРБ выявлено, что невозможно установить основную должность заявительницы, отличную от указанной в трудовой книжке за вышеуказанный период работы, что не прослеживается и по акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ начисления заработной платы по Администрации Калашинского сельского совета. Кроме того, в иске Скулябина указала, что период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании Списков № 464, применявшимся к периодам работы до ДД.ММ.ГГГГ, должен быть засчитан в ее специальный стаж из расчета 1:1,3, как работа в сельской местности. Однако, а данном случае применяются: к периодам до ДД.ММ.ГГГГ - Список должностей и учреждений, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 (далее – Список 464); к периодам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Список должностей и учреждений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 (далее Список № 1066). В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 работникам здравоохранения, указанным в Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца. В Постановлении Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 условие льготного исчисления стажа отсутствует. Согласно уточняющей справке от ДД.ММ.ГГГГ Скулябина работала в должности «заведующая сельской врачебной амбулатории - фельдшер в <адрес>». Указанная должность не предусмотрена Списком № 1066. При назначении пенсии было учтено, что за заведование СВА заявительнице шла доплата. Однако, после проведения проверки, установлено, что заработная плата Скулябиной С.А. начислялась как «заведующей амбулатории». С ДД.ММ.ГГГГ заявительница работала в должности «заведующая ФАП -фельдшер в <адрес>», что предусмотрено Списком № 1066. В иске Скулябина ссылается на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, что неприемлемо, поскольку в данном случае основанием для подсчета являются Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а также в фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений, независимо от ведомственной подчиненности. На основании вновь представленных документов, с учетом Протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ДД.ММ.ГГГГ начальником УПФР в Лебяжьевском районе Курганской области вынесено решение о прекращении выплаты пенсии . Просила в удовлетворении требований отказать.

Свидетель Свидетель1 показала, что Скулябина с ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу фельдшером в Калашинский медпункт. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не нее были возложены обязанности заведующей Калашинской сельской врачебной амбулатории, после чего в ДД.ММ.ГГГГ название медицинского учреждения приведено в соответствие с номенклатурой, амбулатория переименована в фельдшерско-акушерский пункт. Несмотря на это, и в СВА, и в ФАПе истец выполняла одни и те же функции по оказанию медицинской помощи. Все это время она является единственным медицинским работником, оказывающим медицинскую помощь, вторым работником пункта является санитарка. У СВА и ФАПа разная организационная структура: в СВА обязательно должен быть медицинский работник с высшим медицинским образованием – врач, а в ФАПе – фельдшер. Скулябина по образованию медсестра, обязанности фельдшера исполняет. Ранее не было строгой номенклатуры названий сельских врачебных учреждений, поэтому не придавалось значения, как они назывались – СВА, либо ФАП, а в 2001 году все названия были приведены в соответствие с номенклатурой. Но, несмотря на изменение названий, обязанности Скулябиной не изменились.

Свидетель Свидетель2 показала, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в Калашинском ФАПе санитаркой. Как правильно называлось данное учреждение при ее трудоустройстве, не знает, но считает, что правильное название – фельдшерско-акушерский пункт. Скулябина все это время работает заведующей ФАПом, исполняет обязанности медицинского работника. Работает вдвоем со Скулябиной, которая является единственным медицинским работником.

Свидетель Свидетель3 показала, что Скулябину знает с момента проживания в <адрес> – с ДД.ММ.ГГГГ. Она работала сначала в Калашинском медпункте, который в 1986 году директором совхоза был переименован в сельскую врачебную амбулаторию, поскольку его супруга являлась врачом и ей было необходимо такое название. Впоследствии Чеботарев уехал с женой из села, Скулябина была назначена заведующей СВА, но фактически в амбулатории отсутствовал врач, она выполняла и до настоящего времени выполняет обязанности фельдшера и медсестры, работает вдвоем с санитаркой.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения истца, представителя ответчика, показания свидетелей, суд полагает, что заявленные Скулябиной С.А. требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что решением начальника ГУ-УПФ РФ в Лебяжьевском районе от ДД.ММ.ГГГГ Скулябиной С.А. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции статьи, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, независимо от их возраста.

Решением начальника ГУ-УПФ РФ в Лебяжьевском районе от ДД.ММ.ГГГГ Скулябиной С.А. отказано в зачете в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности, независимо от их возраста, периода работы в МУЗ «Лебяжьевская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ прекращена выплата пенсии, так как у Скулябиной С.А. не имеется необходимого стажа в 25 лет.

Основанием для принятия указанного решения послужило то, что по результатам тематической проверки ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что Скулябиной С.А. необоснованно зачтен в стаж указанный период проверки, поскольку должность указанная в трудовой книжке Скулябиной С.А. в данный период не предусматривает возможности назначения досрочной трудовой пенсии по старости. В связи с этим была проведена документальная проверка трудового стажа по книгам приказов и по начислению заработной платы, в ходе которой не представилось возможным установить должность заявительницы, отличную от должности, указанной в трудовой книжке.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17декабря2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (введенного Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно ч. 2 указанной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года № 2-Ппри исчислении продолжительности страхового стажа на соответствующих видах работ за период до вступления в силу Федерального закона РФ от 17декабря2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (01 января 2002 года) могут применяться нормы и правила, действовавшие до его введения в действие.

Таким образом, при установлении трудового стажа Скулябиной С.А., дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иную деятельность по охране здоровья населения применяются:

- к периоду до ДД.ММ.ГГГГ - Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно – эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.08.1992 N 634, от 22.09.1993 N 953) (далее – Список № 464);

- к периоду с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 (далее – Список № 1066).

В соответствии с п. 1 Списка № 464 право на пенсию за выслугу лет было предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Согласно Списку № 1066 право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения предоставлялось заведующему фельдшерско-акушерским пунктом – акушерке (или фельдшеру, или медицинской сестре), а также фельдшеру амбулатории.

Из трудовой книжки Скулябиной С.А. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ она назначена заведующей Калашинской СВА (запись ).

В соответствии с приказом Лебяжьевской ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ Скулябиной С.А. – фельдшеру Калашинской СВА предоставлено за заведение СВА с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Приложению № 3 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 года № 900 в штатные нормативы медицинского персонала амбулаторий, расположенных в сельской местности включается должность врача. Кроме того в каждой амбулатории устанавливается должность фельдшера.

Положением об амбулатории, являющимся приложением к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 23 сентября 1981 года № 1000 также предусмотрено, что руководство амбулаторией осуществляется главным врачом.

В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что Скулябина С.А. имеет среднее профессиональное образование по специальности медицинская сестра, в связи с чем в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации от 22июля1993года №5487-1 не может выполнять обязанности лечащего врача.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Скулябина С.А., в соответствии с ее образованием не могла быть назначена руководителем (заведующей) сельской врачебной амбулатории, а фактически работала в должности фельдшера и исполняла обязанности руководителя (заведующей) СВА, что подтверждается в том числе, и приказом Лебяжьевской ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, суд считает, что при отсутствии в Калашинской сельской врачебной амбулатории лечащего врача, статус медицинского учреждения, расположенного на территории Калашинского сельсовета подлежал своевременному приведению в соответствие с номенклатурой специальностей, что было произведено только27 августа 2001 года (приказ Лебяжьевской ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ ), должность Скулябиной С.А. указана по фактически выполняемым обязанностям – заведующая фельдшерско-акушерским пунктом по специальности медицинская сестра.

Из показаний свидетелей Свидетель1, Свидетель3, Свидетель2, а также из пояснений истца, установлено, что функциональные обязанности Скулябиной С.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не изменялись.

Указанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей со стороны работодателя, выразившимся в несвоевременном приведении в соответствие с номенклатурой специальностей должности Скулябиной С.А. и неправильном заполнении ее трудовой книжки (запись ) с указанием ее должности – заведующая Калашинской СВА.

Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что в оспариваемый период Скулябина С.А. фактически занимала должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом – медицинской сестры.

Указанная должность, в соответствии со Списками № 464 и № 1066 дает право Скулябиной С.А. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и подлежит зачету в специальный стаж Скулябиной С.А.

Поскольку у Скулябиной С.А., с учетом включенного судом периода работы, имеется необходимый 25-летний специальный стаж, то имеются и законные основания для возобновления выплаты ей досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, с даты прекращения выплаты – ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим суд принимает решение об удовлетворении требований Скулябиной С.А.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Скулябиной С.А. удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным решение начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лебяжьевском районе Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лебяжьевском районе Курганской области зачесть Скулябиной С.А. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Калашинской сельской врачебной амбулатории.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лебяжьевском районе Курганской области возобновить выплату Скулябиной С.А. досрочной трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Курганский областной суд через Лебяжьевский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий –