о признании действий противоправными в отношении неопределенного круга лиц, о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в черте населенного пункта



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Лебяжье ДД.ММ.ГГГГ

Лебяжьевский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Яковлева А.Н.,

при секретаре Карп А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области к индивидуальному предпринимателю Кремлеву С.Н. о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Курганской области обратилось в суд с иском к ИП Кремлеву С.Н. о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства. В обоснование указало, что ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 00 минут выявлены нарушения санитарного законодательства: образованы несанкционированные свалки из твердых отходов производства забойного цеха (навоз), которые расположены в черте населенного пункта <адрес> на расстоянии около 25-30 метров с северной стороны цеха и водовода <адрес>, что приводит к загрязнению почвы, а также создает угрозу для жизни и здоровья граждан Установлено, что указанные несанкционированные свалки расположены в зоне санитарной охраны водовода <адрес> (санитарно-защитная полоса). Меры по устранению данных нарушений не приняты, свалки не ликвидированы, что является нарушение ст.ст. 11, 22 ФЗ № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 51 Закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», п.п. 1.1, 2.1.5, 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Данные свалки находятся на территории санитарно-защитной полосы водовода <адрес>, в связи с чем, учитывая весенний паводок и изношенность водовода, данная свалка представляет собой серьезную эпидемиологическую опасность для жителей села. Лицом, образовавшим данные свалки, является ИП Кремлев С.Н., который ДД.ММ.ГГГГ привлечен за это к административной ответственности. Просила суд признать действия ИП Кремлева С.Н. противоправными в отношении неопределенного круга лиц и обязать его ликвидировать указанные несанкционированные свалки.

В судебном заседании представитель истца – Рыбакова Ю.В. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным основаниям, дополнительно пояснила, что факт расположения несанкционированной свалки подтверждается схемой, составленной главой Администрации Черемушкинского сельсовета и протоколом осмотра с фототаблицей. Сам факт создания несанкционированной свалки в черте населенного пункта, независимо от расположения в охранной зоне водовода, либо вне этой зоны, является противоправным, поскольку влечет угрозу для окружающей среды, а также жизни и здоровья неопределенного количества людей. Просила требования удовлетворить и признать действия ИП Кремлева по размещению несанкционированных сволок противоправными в отношении неопределенного круга лиц и обязать его ликвидировать данные свалки.

Ответчик Кремлев С.Н. исковые требования признал частично, пояснил, что не оспаривает факт вывоза мусора в неустановленное место. Согласен добровольно вывезти его, как только позволят погодные условия. Не признает факт расположения свалки в охранной зоне водовода, поскольку расстояние от свалки до линии водовода составляет более 60 метров.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;.

В силу ст. 22 указанного Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии с п. 1.1. «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года № 4690-88 (далее – Правил), организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест».

Согласно п. 3.1. обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.

В силу п. 3.2. Правил твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

Судом установлено, что в черте населенного пункта – <адрес> в 25-30 метрах с северной стороны от забойного цеха ИП Кремлевым С.Н. образованы несанкционированные свалки из твердых отходов производства забойного цеха (навоз).

Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиком и подтверждены представленными в суд доказательствами: объяснениями Кремлева С.Н., гр. К., гр. М., протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей.

Вопреки доводам истца, указанным в исковом заявлении и подтвержденным представителем истца в судебном заседании о расположении несанкционированных свалок, устроенных Кремлевым С.Н., в санитарно-защитной полосе водовода <адрес>, в суд не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих данные обстоятельства в суд не представлено, в связи с чем не вменяет Кремлеву С.Н. нарушение требований СанПиН 2.1.4.1110-02.

Вместе с тем, независимо от наличия, либо отсутствия нарушений требований СанПиН 2.1.4.1110-02, несанкционированные свалки, расположенные в черте населенного пункта <адрес>, создают опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, суд признает требования Управления Роспотребнадзора по Курганской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика в доход муниципального образования Лебяжьевского района Курганской области подлежит взысканию в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области удовлетворить в полном объеме.

Признать действия индивидуального предпринимателя Кремлева С.Н. по размещению несанкционированных свалок противоправными в отношении неопределенного круга лиц.

Обязать индивидуального предпринимателя Кремлева С.Н. ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в черте населенного пункта – <адрес> в 25-30 метрах с северной стороны от забойного цеха.

Взыскать с Кремлева С.Н. в доход бюджета муниципального образования Лебяжьевского района Курганской области государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Лебяжьевский районный суд Курганской области.

Председательствующий –