о признании права на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за пользование жилым помещением, за отопление и освещение жилого помещения.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Лебяжье ДД.ММ.ГГГГ

Лебяжьевский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Исакова С.В., при секретаре Фадеевой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Аликовой В.Г. к Финансовому отделу Администрации Лебяжьевского района Курганской области о признании за ней права на меры социальной поддержки в виде предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг и возмещении денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Лебяжьевского района Курганской области обратился в суд с иском в интересах Аликовой В.Г. к Финансовому отделу Администрации Лебяжьевского района Курганской области о признании за ней права на меры социальной поддержки, в виде предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности в полном объеме, без учета норм потребления коммунальных услуг, а также возмещении денежных средств, в размере 3513 рублей 04 копейки.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищного законодательства, в ходе которой установлены нарушения со стороны Отдела управления образованием Администрации Лебяжьевского района Курганской области. В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании», Закона Курганской области от 07 сентября 2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» за Аликовой В.Г. закреплено право на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за пользование жилым помещением, за содержание и ремонт жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг. Однако Отдел управления образованием Администрации Лебяжьевского района Курганской области в нарушение действующих норм законодательства, установил норматив потребления электроэнергии на освещение занимаемых учителями жилых помещений. В 2009 и 2010 годах Аликовой В.Г. оплачено за электроэнергию 5068 рублей 24 копейки, из которых ей Отделом управления образованием Администрации Лебяжьевского района Курганской области возмещено лишь 1555 рублей 20 копеек. Сумма некомпенсированных расходов за освещение составила 3513 рублей 04 копейки. Просил суд признать за Аликовой В.Г. право на меры социальной поддержки в виде предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности в полном объеме, без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскать с Финансового отдела Администрации Лебяжьевского района Курганской области за счет казны муниципального образования «Лебяжьевский район» в пользу Аликовой В.Г. денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии, в сумме 3513 рублей 04 копейки.

В судебном заседании помощник прокурора Лебяжьевского района Курганской области Костюченко А.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что при расчете иска учитывались только справки, представленные Аликовой В.Г. в прокуратуру района за 2009 - 2010 годы.

Аликова В.Г. в судебном заседании не присутствовала, согласно письменному заявлению, требования прокурора поддержала в полном объеме, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика - Финансового отдела Администрации Лебяжьевского района Курганской области в судебном заседании не присутствовал, согласно письменному заявлению, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Финансовый отдел Администрации Лебяжьевского района Курганской области в письменном отзыве иск не признал и указал, что потребляемая электроэнергия расходуется не только на освещение, но и на другие нужды, поэтому указанная льгота не может предоставляться на весь объем потребленной электроэнергии.

Представитель третьего лица – Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица – Главного управления социальной защиты населения Курганской области Петрова О.В. в судебное заседание не явилась, согласно письменному отзыву указала, что Аликова В.Г. имеет право на меры социальной поддержки, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель третьего лица – Отдела управления образованием Администрации Лебяжьевского района Курганской области в судебное заседание не явился, согласно письменному заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица – МОУ «Плосковская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явилась, согласно письменному заявлению иск прокурора поддержала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд, заслушав пояснения участника процесса, исследовав письменные доказательства по делу, представленные в суд сторонами, приходит к следующему.

Судом установлено, что Аликова В.Г. работает учителем в МОУ «Плосковская средняя общеобразовательная школа», что подтверждается сведениями, содержащимися в ее трудовой книжке.

Аликова В.Г. проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, что подтверждается лицевым счетом .

В соответствии с абзацем третьим п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федеральных законов от 22 августа 2004 № 122-ФЗ, от 29 декабря 2010 № 439-ФЗ) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 160 ЖК РФ предусмотрено предоставление отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия ЖК РФ.

Из изложенного следует, что федеральное законодательство сохраняет предоставление льгот в натуральной форме педагогическим работникам, а субъектам Российской Федерации передано лишь право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги.

Таким образом, право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и предоставляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Отсутствие возможности реального учета потребления электроэнергии для освещения и иных целей, не может являться основанием для ограничения льгот, предоставленных педагогическим работникам Законом РФ «Об образовании».

Исходя из изложенного, суд признает иск прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Аликовой В.Г., обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 3 Закона Курганской области от 07 сентября 2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» (в ред. Закона Курганской области от 23 июля 2009 года № 479) педагогическим работникам образовательных учреждений и работникам физкультурно-спортивных организаций меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

В соответствии с п.п. 2, 9, 10, 12, 13-1, 14, 15, 17, 19 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденного Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 года № 379 (в ред. Постановлений Администрации (Правительства) Курганской области 27 февраля 2006 года № 58, от 13 февраля 2007 года № 58, от 22 мая 2007 года № 237, Постановления Правительства Курганской области от 07 декабря 2009 года № 573) меры социальной поддержки предоставляются педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.

Начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, осуществляется по месту работы.

Организации, находящиеся в ведении муниципальных образований, осуществляющие начисление и выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, представляют сводный отчет о произведенных выплатах в органы местного самоуправления до 5-го числа каждого месяца. Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления, для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в п. 2 разд. I настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год, в форме субвенций.

Возмещение расходов организаций, осуществивших начисление и выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, осуществляется органом местного самоуправления.

Органы местного самоуправления Курганской области не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Финансовое управление Курганской области отчет, подтверждающий фактически произведенные расходы на предоставление мер социальной поддержки за соответствующий месяц, по форме, установленной Финансовым управлением Курганской области.

Финансовое управление Курганской области на основании отчетов, предоставленных органами местного самоуправления Курганской области, осуществляет перечисление субвенций.

Субвенции зачисляются в местные бюджеты на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.

Субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Анализ приведенных норм законодательства свидетельствует о том, что расходы по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам должен был нести орган местного самоуправления, в данном случае – Администрация Лебяжьевского района Курганской области, которой фактически произведенные расходы впоследствии возмещаются из средств областного бюджета.

Суду не представлено доказательств возникновения задолженности ввиду ненадлежащего финансирования данных расходов из бюджета Курганской области, в связи, с чем суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является орган местного самоуправления.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Судом установлено, что Отделом управления образованием Администрации Лебяжьевского района Курганской области допущены нарушения прав Аликовой В.Г., путем применения к фактическим показаниям приборов учета расчетной величины электроэнергии, затраченной на освещение, повлекшее причинение убытков, поэтому Администрация Лебяжьевского района Курганской области должна возместить причиненный истцу вред.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии с Положением о Финансовом отделе Администрации Лебяжьевского района Курганской области, утвержденном постановлением Главы Администрации Лебяжьевского района Курганской области от 17 января 2006 года № 08 Финансовым органом Администрации Лебяжьевского района Курганской области является Финансовый отдел.

Таким образом, согласно ст. 1071 ГК РФ и Положения о Финансовом отделе Администрации Лебяжьевского района Курганской области, Финансовый отдел Администрации Лебяжьевского района Курганской области, в силу закона, выступает от имени казны муниципального образования Лебяжьевского района Курганской области.

Истец представил суду справку об оплате электроэнергии за 2009 - 2010 годы, на общую сумму 5068 рублей 24 копейки, а также справку на выдачу компенсации за коммунальные услуги (освещение) в размере 1555 рублей 20 копеек. Таким образом, за 2009-2010 годы Аликова В.Г. оплатила, потребленную сверх установленного Отделом управления образованием Администрации Лебяжьевского района Курганской области норматива, электроэнергию на сумму 3513 рублей 04 копейки.

Ответчиком правильность расчета размера убытков не оспаривается.

Суд считает необходимым взыскать с Финансового отдела Администрации Лебяжьевского района Курганской области, за счет средств казны муниципального образования «Лебяжьевский район», в пользу Аликовой В.Г. денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии, в сумме 3513 рублей 04 копейки.

В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков.

С учетом вышеуказанных норм действующего законодательства государственная пошлина с ответчика не подлежит взысканию.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Лебяжьевского района Курганской области удовлетворить в полном объеме.

Признать за Аликовой В.Г. право на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за пользование жилым помещением, за отопление и освещение жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме, без учета норм потребления.

Взыскать с Финансового отдела Администрации Лебяжьевского района Курганской области, за счет средств казны муниципального образования «Лебяжьевский район», в пользу Аликовой В.Г. денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии, в размере 3513 рублей 04 копейки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца со дня вынесения, через Лебяжьевский районный суд Курганской области.

Председательствующий -