Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2010 года Лебедянский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Дёминой Л.И.
при секретаре Ждановой Е.Н.,
с участием истца Косарева В.Н.,
представителя ответчика администрации сельского поселения Кузнецкий сельсовет совета Лебедянского района Липецкой области Берсенева А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Лебедянь дело по иску Косарева В.Н. к администрации сельского поселения Кузнецкий сельсовет Лебедянского района Липецкой области, администрации Лебедянского района, администрации Липецкой области о взыскании субсидии на строительство жилья,
УСТАНОВИЛ:
Косарев В.Н. обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Кузнецкий сельсовет Лебедянского района Липецкой области, администрации Лебедянского района, администрации Липецкой области о взыскании субсидии на строительство жилья за счет средств федерального бюджета в размере 109 026 рублей, мотивируя тем, что как участник подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» по Лебедянскому району имел право на получение в 2008 году субсидии на строительство жилого дома в размере 436 104 руб., в том числе из областного бюджета - 327 078 руб., из федерального бюджета - 109 026 руб. 24 мая 2008 года администрацией Кузнецкого сельсовета Лебедянского района Липецкой области выдано свидетельство № 1 о предоставлении субсидии из средств областного бюджета в размере 327 078 руб., которые перечислены в счет погашения займа на приобретение стройматериалов. Субсидия на строительство жилого дома из средств федерального бюджета в размере 109 026 рублей не выдана до настоящего времени. Его обращение к ответчикам о выплате недостающей части оставлено без удовлетворения.
Истец Косарев В.Н. поддержал заявленные требования, привел те же доводы, которые изложены в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Кузнецкий сельсовет Лебедянского района Липецкой области Берсенев А.Д, глава администрации, объяснил, что Косарев В.Н. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоял на учете в Кузнецкой сельской администрации Лебедянского района Липецкой области. Кузнецкий сельский совет передал часть полномочий администрации Лебедянского района, сотрудники которой занимались вопросами включения истца в список молодых семей - претендентов на получении субсидии по программе занимались работники районной администрации. В 2008 году семья Косарева В.Н. была включен в список молодых семей - претендентов на получение субсидий на строительство жилого дома и ввода его в эксплуатацию в 2008 году подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» по Лебедянскому району. 11 июля 2007 года районная администрация направила список претендентов на получении субсидии в Управление строительства и архитектуры Липецкой области. 24 мая 2008 года Косареву В.Н. выдано свидетельство № 1 о предоставлении субсидии из средств областного бюджета на строительство жилого дома в сумме 327 078 руб., так как в силу статьи 36 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы» орган местного самоуправления обязан оформить и выдать такое свидетельство в течение 10 рабочих дней после поступления средств из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат. Денежные средства из федерального бюджета в размере 109 026 руб. не поступили до настоящего времени, истцу не выданы.
Представитель ответчика администрации Лебедянского района в судебном заседании не присутствовал, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Представитель администрации Липецкой области в судебном заседании не присутствовал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях по существу иска указал, что областная администрация исполнила бюджетные обязательства перед семьей Косарева В.Н. путем предоставления части субсидий на приобретение жилья в рамках «Подпрограммы» за счет областных средств. Орган местного самоуправления Кузнецкая сельская администрация должен был выдавать истцу свидетельство на получение субсидии только в том случае, когда субсидия поступила в полном размере, либо для обеспечения семей, недополучивших суммы субсидии за счет средств федерального бюджета должен был в установленном законодательством порядке и сроки подать списки молодых семей - участников подпрограммы, в том числе указать семьи недополучившие суммы субсидии за счет средств федерального бюджета и представить эти списки в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Управление строительства и архитектуры администрации Липецкой области.
Представитель третьего лица на стороне ответчика ОАО «...» в судебном заседании не присутствовал, письменно уведомил реорганизации ОГУП «...» в ОАО «...», подтвердил, что истец Косарев В.Н. 15 мая 2007 года заключил с ОГУП «...» договор целевого займа на сумму 387 000 рублей. (с учетом дополнительного соглашения от 27 июля 2007 года). По состоянию на 3 августа 2010 года не погашен долг в сумме 56 361 руб. 15 коп. Просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными.
Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы», которое направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.
Основной целью подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Основными задачами подпрограммы являются обеспечение предоставления молодым семьям-участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома (далее - социальные выплаты).
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы" (с изменениями от 11 августа, 29 декабря 2007 г., 10 апреля, 7 ноября 2008 г., 27 января 2009 г.) предусмотрено, что право выбора участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы или в любой другой программе (подпрограмме), предусматривающей оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, принадлежит молодой семье.
Согласно «Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, апри наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат по форме согласно приложению N4 и утверждает сводный список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме согласно приложению N3 (далее-сводный список). Заявка и сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы. (п.п. 21, 23.)
Из представленных доказательств видно, что администрация Кузнецкого сельского совета Лебедянского муниципального района Липецкой области включила семью Косарева В.Н. в список молодых семей - претендентов на получение субсидии в 2008 году по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей целевой федеральной программы «Жилище» на 2002-2010 годы» по Лебедянскому району. 11 июля 2007 года список молодых семей-претендентов на получение субсидий направлен в Управление строительства и архитектуры Липецкой области». л.д. 30-31, 29).
24 января 2008 года администрация Лебедянского района просила направить из неиспользованных средств, выделенных в 2007 году по программе «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года» для выплаты субсидии по Кузнецкому сельсовету Лебедянского района Липецкой области для молодой семьи Косарева В.Н. из областного бюджета 327 078 руб., из федерального бюджета - 109 026 руб. л.д. 32).
Пунктом 26 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр, определенных в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, и размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих такие жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств.
Распределение субсидий, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации, между муниципальными образованиями, участвующими в реализации подпрограммы, осуществляется по методике, утверждаемой законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальных выплат не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный срок, в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальных выплат на приобретение жилья или по иным причинам не смогли воспользоваться такими социальными выплатами.
Согласно пункту 36 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней после поступления средств из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в порядке очередности, определенной списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 настоящих Правил.
Администрация Кузнецкого сельского совета Лебедянского района Липецкой области 24 мая 2008 года выдала Косареву В.Н. свидетельство № 1 о предоставлении субсидии из средств областного бюджета (на безвозвратной основе) на приобретение (строительство) индивидуального жилого дома или квартиры молодой семье Косарева В.Н.в размере 327 078 руб. л.д. 37).
Квитанцией № 8139333 от 27 июня 2008 года, поручением владельца счета подтверждается, что Косарев В.Н. перечислил денежные средства в сумме 327 098 руб., полученные по свидетельству № 1 о предоставлении субсидии из средств областного бюджета (на безвозвратной основе) на приобретение (строительство) индивидуального жилого дома или квартиры молодой семье, выданного администрацией Кузнецкого сельсовета Лебедянского района Липецкой области в погашение целевого займа в ОГУП «...». л.д. 12).
Утверждения представителя ответчика сельского поселения Кузнецкий сельсовет Берсенева А.Д., что полномочия по предоставлению участникам подпрограммы субсидий делегированы администрации Лебедянского района, несостоятельны. Они опровергаются решением Кузнецкого сельского Совета депутатов Лебедянского района Липецкой области № 150 от 25 декабря 2008 года, которым полномочия по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» администрации Лебедянского района не передавались; свидетельством № 1 от 24 мая 2008 года, которое выдано Кузнецкой сельской администрацией, а не администрацией района. л.д. 63-66, 37).
«Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» предусмотрено, что право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой. Выдача свидетельства по форме согласно приложению N1 осуществляется органом местного самоуправления, на основании решения которого молодая семья включена в список участников подпрограммы. (п.п. 2,3).
Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Из представленных доказательств, письма Директора Департамента Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 августа 2009 года, ответа главы администрации Лебедянского района от 14 сентября 2009 года видно, что Косареву В.Н. выплачены субсидии на строительство жилья из средств областного бюджета в размере 327 078 руб., обязательства в части предоставления истцу Косареву В.Н. социальных выплат из средств федерального бюджета в сумме 109 026 руб. не выполнены. л.д. 38-39, 71-72).
Администрация сельского поселения Кузнецкий сельсовет Лебедянского района Липецкой области обязана выполнить перед истцом Косаревым В.Н. обязательства по предоставлению ему социальных выплат на строительство жилья в полном объеме, в том числе предоставить социальные выплаты за счет средств федерального бюджета в размере 109 026 руб.
Руководствуясь ст. 194,198, 199, 338 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с сельского поселения Кузнецкий сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области в пользу Косарева В.Н. в возмещение социальных выплат на строительство жилья в размере 109 026 рублей из средств федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий /Дёмина Л.И.
Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2010 года.
Председательствующий /Дёмина Л.И.