б обязании провести инвентаризацию выбросов в атмосферный воздух



Дело № г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 ноября 2010 года Лебедянский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Исаевой Л.В.,

при секретаре Штефанесе Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО <данные изъяты> об обязании провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,

У С Т А Н О В И Л

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованиями об обязании ОАО <данные изъяты> провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, мотивируя их тем, что в результате проведенной проверки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха установлено, что ОАО <данные изъяты> осуществляет хозяйственную деятельность в <адрес> с нарушением требований экологического законодательства, эксплуатируя автомобили <данные изъяты> (4 шт.), <данные изъяты> (1 шт.), <данные изъяты> (1 шт.), <данные изъяты> (1 шт.) и др., являющиеся источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В нарушение требований федерального законодательства об охране атмосферного воздуха ОАО <данные изъяты> не провело инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не получило разрешения на их выброс, в связи с чем, поставило под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории <адрес>, так как отсутствие инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не позволяет определить степень влияния учреждения на атмосферу, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения <адрес>.

По результатам проведенной проверки Управлением экологии и природных ресурсов <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление № о привлечении ОАО <данные изъяты> к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Однако, до настоящего времени инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ ОАО <данные изъяты> не проведена.

В судебное заседание Липецкий межрайонный природоохранный прокурор не явился. В адресованном суду заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие истца, заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Третье лицо представитель Управления экологии и природных ресурсов <адрес> в судебное заседание не явился. В адресованном суду заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора поддерживает в полном объеме.

Ответчик генеральный директор ОАО <данные изъяты> Магомедов Ч.А. заявленные исковые требования признал в полном объеме и в судебном заседании объяснил, что он является генеральным директором сельскохозяйственного предприятия, на балансе которого находятся источники вредных (загрязняющих) атмосферный воздух веществ, а именно: автотранспорт <данные изъяты> (4 шт.), <данные изъяты> (1 шт.), <данные изъяты> (1 шт.), <данные изъяты> (1 шт.), стоянки автотранспорта, сварочные аппараты и др. Указанные источники размещаются и эксплуатируются на территории производственной базы агрофирмы, которая никаких мер по инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проводит. В мае <данные изъяты> года в результате проведенной проверки Липецким межрайонным природоохранным прокурором он, как генеральный директор ОАО <данные изъяты> был привлечен к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований. Им в протоколе об административном правонарушении собственноручно было указано, что инвентаризация источников выбросов в атмосферный воздух будет проведена до ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени этого не сделано из-за отсутствия денежных средств, необходимых для реализации соответствующих мероприятий.

Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст.1 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Согласноч.1 ст.22 и ч.1 ст.30 указанного закона юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;

внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;

обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;

выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля;

предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;

соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральнымиорганами исполнительнойвласти и их территориальными органами.

Согласно методического пособия, введенного в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 г. N 14-01-333, стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадный и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

Инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (в дальнейшем «инвентаризацию») проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В рамках работ по учету, нормированию и контролю выбросов стационарных источников к неорганизованным источникам относятся:

- транспортные средства, хранящиеся или эксплуатируемые на производственной территории (автотранспорт, тепловозы, дорожная и строительная техника, речные и морские суда в акватории порта и т.п.);

- резервуарные парки, сливно-наливные железно- и автодорожные эстакады и терминалы речных и морских портов.

Из справки, выданной ОАО <данные изъяты> следует, что на балансе предприятия находится автотранспорт: <данные изъяты> (4 шт.), <данные изъяты> (1шт.), <данные изъяты> (1шт.), <данные изъяты> (1 шт.), <данные изъяты> (1 шт.). Автомобили эксплуатируются в сезонном режиме с апреля по сентябрь. Меры по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на ДД.ММ.ГГГГ не проведены.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО <данные изъяты> главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес> составлен протокол об административном правонарушении № за нарушение ст.8.1 КоАП РФ. В указанном протоколе генеральным директором ОАО <данные изъяты> ФИО2 собственноручно указано, что инвентаризация источников выбросов будет проведена до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Управления экологии и природных ресурсов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО <данные изъяты> привлечена к административной ответственности по ст.8.1. КоАП РФЫ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Из объяснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведена до настоящего времени из-за отсутствия денежных средств у предприятия для реализации данного мероприятия. Меры по ее проведению и предварительной оплате соответствующих работ принимаются.

В соответствии со ст.ст.1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Оценивая все доказательства в совокупности, суд находит требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора об обязании ОАО <данные изъяты> провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Обязать ОАО <данные изъяты> провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые образуются в результате производственной деятельности ОАО <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Липецкий областной суд путем подачи жалобы через Лебедянский районный суд.

Председательствующий Л.В.Исаева