Дело №.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2010 года г. Лебедянь.
Лебедянский районный суд Липецкой области в составе председательствующего судьи Огиенко В.В.при секретаре Быстрых Т. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липатникова Г.А. к ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ по Лебедянскому району» о понуждении к назначению пенсии в связи с педагогической деятельностью,
У С Т А Н О В И Л
Решением Комиссии по пенсионным вопросам ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ по Лебедянскому району» № 17 от 09 сентября 2010 года Липатникову Г.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемого льготного стажа, с указанием, что в педагогический стаж не могут быть включены периоды: с 01.07.1970 г. по 04.07.1985 г. - служба в Вооруженных Силах СССР и с 05.11.1986 г. по 14.12.1988 г. работа в должности заместителя директора по административно-хозяйственной работе в Лебедянском педучилище, поскольку «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости …», утвержденному Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., служба в армии и наименование должности отсутствует; с 25.03.1991 г. по 30.04.1991 г., с 08.08.2005 г. по 31.08.2005 г., с 06.06.2006 г. по 05.07.2006 г., с 06.2007 г. по 05.07.2007 г. - периоды учебных отпусков, с 17.11.2005 г. по 26.11.2005 г. - отпуск без сохранения заработной платы, так как согласно «Правил начисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность…», утвержденным Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 г. учебные отпуска и отпуска без сохранения заработной платы не включаются в стаж не засчитываются.
Специальный стаж Липатникова Г.А. на дату обращения (т.е. на 26.07.2010 г.), признанный ответчиком, составил 20 лет 9 месяцев 2 дня.
Липатников Г.А. обратился суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ по Лебедянскому району» о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью с даты обращения, считает отказ в назначении пенсии незаконным, поскольку статьей 55 п.5 ФЗ «Об образовании» гарантировано право на получение пенсии за выслугу лет педагогическим работникам образовательных учреждений в порядке, установленным законодательством РФ, и именно служба в Вооруженных силах СССР зачитывалась в педагогический стаж в соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ, изложенными в письме данного ведомства от 26.10.2004 №АФ-97.
Просит включить период службы в Вооруженных силах СССР с 01.07.1970 г. по 04.07.1985 г. в специальный трудовой стаж, дающий право на льготную пенсию и назначить пенсию с даты обращения, т.е. с 26.07.2010 г.
В судебном заседании истец требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ГУ УПФ РФ по Лебедянскому району по доверенности Савостеенко Е.В. с иском не согласна по основаниям указанным в решении Комиссии по пенсионным вопросам ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ по Лебедянскому району» № 17 от 09 сентября 2010 года.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным.
Как усматривается из материалов дела, Липатников Г.А. с 01.08.1970 года и по 26.07.1973 г. обучался в Череповецком высшем военном командном училище связи и после окончания обучения проходил военную службу по 24.07.1985 года.
Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно положениям ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности, устанавливается право на получение пенсии в связи с длительной работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью.
В соответствии с п.п. 10 п.1 ст. 28 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2002 года №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
«Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости …», утвержденному Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., служба в армии отсутствует.
Не предусматривались вышеназванные основания для назначения трудовой пенсии и действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Вместе с тем в указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Согласно п.3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части4), статьи 17 (части1), статей 18,19 и статьи 55 ( части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 9 января 2004 г. №2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18,19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа службы в составе Вооруженных Сил СССР.
С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункте 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Как усматривается из материалов дела, Липатников Г.А. с 01.08.1970 года и по 26.07.1973 г. обучался в Череповецком высшем военном командном училище связи и после окончания обучения проходил военную службу по 24.07.1985 года.
Ответчик против указанного обстоятельства возражений не заявил.
Довод ответчика об отсутствии у истицы необходимого для назначении пенсии 25-летнего стажа педагогической деятельности суд считает необоснованным, поскольку действующее в спорный период его работы законодательство предусматривало возможность включения этой работы в стаж, дающий право на льготную пенсию.
Специальный стаж работы истца на момент обращения за назначением пенсии, признанный ответчиком, составил 20 год 9 месяцев 2 дня, что более требуемых Постановлением Совета министров СССР 17.12.1959 г. № 1397 16 лет 8 месяцев.
Следовательно, истец имеет право на включение в льготный стаж период службы по контракту в Вооруженных Силах СССР с 27.07.1973 г. по 24.07.1985 г.
Согласно п.1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Как видно из представленного в суд заявления 26.07.2010 г. истец обратился в ГУ УПФ по Лебедянскому району с заявлением о назначении пенсии. Судом установлено, что к этому времени он более 25 лет осуществлял педагогическую деятельность в учреждениях для детей, что дает ему право на трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с даты обращения за указанной пенсией.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд:
Р Е Ш И Л
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Лебедянскому району включить в педагогический стаж Липатникову Г.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, период его службы в Вооруженных силах СССР с 27. 07.1973 г. по 24.07.1985 г., и производить начисление и выплату трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, начиная с 26.07.2010 г..
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: В.В.Огиенко.