2-<данные изъяты>/2010 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2010 года Лебедянский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Дёминой Л.И.
при секретаре Ждановой Е.Н.,
с участием истцов Коробова В.Н., Коробова Н.Н.,
представителей ответчиков:
отдела образования администрации <данные изъяты> Безлепкиной Л.Н.,
администрации <данные изъяты> Решетниковой Л.В.,
администрации сельского поселения <данные изъяты> Щербакова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Лебедянь дело по иску Коробова В. Н., Коробова Н. Н. к отделу образования администрации <адрес>, исполняющему функции органа опеки и попечительства, о взыскании денежной компенсации стоимости жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Коробов В.Н., Коробов Н.Н., братья, обратились в суд с иском к отделу образования администрации <адрес>, исполняющему функции органа опеки и попечительства, о взыскании денежной компенсации стоимости жилого помещения в размере 997 200 рублей каждому. Свои требования мотивировали тем, что в ДД.ММ.ГГГГ году остались без попечения родителей, были помещены в государственные детские учреждения. Органы опеки и попечительства не закрепили за ними жилое помещение в <адрес> <адрес>, где они проживали до помещения в государственные детские учреждения, поэтому жилое помещение передано другим лицам. По окончании пребывания в государственных детских учреждениях жилое помещение во внеочередном порядке не предоставлялось. Поскольку им не было возвращено жилое помещение, из которого они выбыли в детские учреждения, администрация <адрес> не предоставила им во внеочередном порядке другое жилое помещение, на которое они имели право как лица, оставшиеся без попечения родителей, просили взыскать денежную компенсацию жилого помещения общей площадью № кв. метров в размере 997 200 рублей каждому, исходя из средней рыночной цены 1 кв. метра жилого помещения по <адрес> 27 700 рублей.
С согласия истцов соответчиками по делу привлечены администрация <адрес>, администрация сельского поселения <адрес> сельсовет <адрес>.
В судебном заседании истцы Коробов В.Н., Коробов Н.Н. исковые требования поддержали, привели те же доводы, которые изложены в исковом заявлении, объяснили, что после окончания пребывания в государственных детских учреждениях Коробов В.Н. в ДД.ММ.ГГГГ году, Коробов Н.Н. в ДД.ММ.ГГГГ году с заявлениями о возврате жилого помещения, которое они занимали до помещения их в детские учреждения, либо о предоставлении другого жилого помещения во внеочередном порядке не обращались, потому что не знали о наличии у них такого права. Коробову В.Н. в ДД.ММ.ГГГГ году в совхозе имени <адрес>-<адрес> в порядке общей очереди предоставлено муниципальное жильё в виде квартиры, которая непригодна для проживания, находится в аварийном состоянии, поэтому проживает в съёмной квартире. Коробову Н.Н. в ДД.ММ.ГГГГ году в селе <адрес>-<адрес> в порядке общей очереди предоставлялось по договору жилищного найма жилое помещение в <адрес>, которое он ДД.ММ.ГГГГ добровольно освободил в связи с переездом в <адрес>, где проживает в доме жены, нуждается в улучшении жилищных условий, так как на каждого члена семьи приходится менее учетной нормы. Хотели бы израсходовать денежную компенсацию на улучшение жилищных условий.
Представители ответчиков отдела образования администрации <адрес> Безлепкина Л.Н., администрации <адрес> Решетникова Л.В., сельского поселения <адрес> сельсовет <адрес> Щербаков А.В. иск не признали, ссылаясь на то, что законодательством, как действующим в период помещения истцов в государственные детские учреждения, в период окончания пребывания в них, так и в настоящее время, выдача денежной компенсации стоимости жилого помещения не предусмотрена. Истцы после окончания пребывания в государственных детских учреждениях с заявлениями о возврате жилого помещения, из которого выбыли по уважительной причине, либо о внеочередном предоставлении жилого помещения не обращались. Истец Коробов В.Н. не живет на территории <адрес>, проживает в другом муниципальном районе, поэтому не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на территории <адрес>. Просили о применении исковой давности.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Истец Коробов В.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ, достиг совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ; Коробов Н.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ, достиг совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 11, 12).
В ДД.ММ.ГГГГ году истцы остались без попечения родителей, так как их мать Коробова М.Г. была лишена родительских прав, отец ФИО12 умер; с ДД.ММ.ГГГГ года они находились на полном государственном обеспечении в государственных детских учреждениях, закончили обучение в <адрес>: Коробов В.Н. - ДД.ММ.ГГГГ, Коробов Н.Н. - ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 10, 13, 50, 52, 53, 54, 55).
Из похозяйственных книг <адрес> сельсовета видно, что в ДД.ММ.ГГГГ годах истцы проживали с матерью ФИО7 в <адрес> <адрес> (лицевой счёт №). л.д. 46, 47).
Справкой администрации сельского поселения <адрес> сельсовет <адрес> подтверждается, что по данным похозяйственных книг в <адрес> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ проживает семья Полянской Г.С., которая ДД.ММ.ГГГГ приватизировала квартиру. (л.д. 49, 51).
Статьёй 60 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 года, действующим в период окончания обучения истцов в образовательных учреждениях и достижения ими совершеннолетия, было предусмотрено, что при временном отсутствии нанимателя или членов его семьи за ними сохраняется жилое помещение в течение шести месяцев.
Пунктом 3 части 2 статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 года с изменениями на 28 марта 1998 года было предусмотрено, что в случае помещения детей на воспитание в государственное детское учреждение, к родственникам или опекунам, жилое помещение сохранялось в течение всего времени пребывания детей в государственном детском учреждении, у родственников или опекунов, если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи, и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов, они обеспечиваются жилой площадью исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов (пункт 2 статьи 37).
В случаях, предусмотренных пунктами 1-7 настоящей статьи, жилое помещение сохраняется за отсутствующим в течение шести месяцев со дня окончания срока, указанного в соответствующем пункте.
Согласно статьям 28, 30 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 года граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР и другим законодательством РСФСР. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту жительства.
Пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР в редакции до 28 марта 1998 года было предусмотрено, что гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам, попечителям, жилое помещение предоставляется вне очереди. (пункт 3 статьи 60).
Согласно части 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Частью 2 статьи 1 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
Истцы не отрицают, что после пребывания в государственных детских учреждениях и в течение шести месяцев после этого срока с заявлениями о возврате занимаемого ранее жилого помещения либо о представлении жилого помещения во внеочередном порядке не обращались.
Из справки администрации Октябрьского сельсовета <адрес> видно, что по данным похозяйственной книги № Коробову В.Н. предоставлена <адрес> имени ФИО1-<адрес>, которая находится в муниципальной собственности, имеет аварийное состояние. (лицевой счёт №) л.д. 63, 80).
Из справки администрации <адрес> сельсовета <адрес> видно, что по данным похозяйственной книги № Коробову Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлялось муниципальное жильё в <адрес> <адрес>. (лицевой счёт №) л.д. 79.
Из представленных суду доказательств видно, что истцы самостоятельно распорядились принадлежащими им жилищными правами, при этом правом на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке не воспользовались.
Утверждения истцов, что основанием выдачи им денежной компенсации стоимости жилого помещения служит бездействие органов опеки и попечительства по закреплению за ними жилого помещения, из которого они выбыли в детские дома, в собственность, а также непринятие ими мер по обеспечению их жилыми помещениями во внеочередном порядке, не основаны на законе.
Статьёй 6 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде была предусмотрена Законом РФ от 4 июля 1991 года N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Норма статьи 60 ЖК РСФСР, предусматривающая передачу жилых помещений, из которых выбыли дети, и не остались проживать другие члены семьи, в собственность указанным детям, введена Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 45-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в Жилищный кодекс РСФСР», действует только с 28 марта 1998 года.
Ко времени вступления указанных норм в действие истцы достигли совершеннолетия, утратили гарантированное статьей 60 Жилищного кодекса РСФСР право на сохранение жилого помещения, в силу статьи 139 Кодекса о браке и семье РСФСР, статьи 145 Семейного кодекса РФ попечительство в отношении них было прекращено, они утратили статус лиц, оставшихся без попечения родителей, были полностью дееспособны, способны были своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их в полном объёме.
Статьёй 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 17 декабря 2009 г.) вступил в законную силу с 21 декабря 1996 года, его нормы подлежат применению к отношениям, возникшие после введения его в действие.
Как ранее действующим, так и современным законодательством за гражданами, относящимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривается право на внеочередное предоставление жилого помещения, а не на денежную компенсацию стоимости жилого помещения.
«Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года N 1203 определен порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета областному бюджету для обеспечения граждан из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, а не для выдачи денежных компенсаций указанным категориям граждан.
Каких-либо законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст. 194, 198, 199, 338 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Коробову В. Н., Коробову Н. Н. в удовлетворении иска к отделу образования администрации <адрес>, исполняющему функции органа опеки и попечительства, о взыскании денежной компенсации стоимости жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение десяти дней со дня принятия его судом в окончательной форме.
Председательствующий: /Дёмина Л.И.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.