о признании противоправным бездействие администрации сельского поселения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 мая 2011 года город Лебедянь

Лебедянский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Коленкиной Н.В.,

при секретаре Шаповаловой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения <данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> муниципального района Липецкой области об обязании произвести действия по исполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л

Прокурор Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации сельского поселения <данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> муниципального района Липецкой области об обязании произвести ограждение территории первого пояса зон санитарной охраны (на расстоянии не менее 30 м.) скважин: <адрес> (100 м восточнее автодороги Липецк-Данков) - код по государственному водному кадастру (ГВК) <данные изъяты>; <адрес> (500 м от церкви) - код по ГВК <данные изъяты>; <адрес> (в конце улицы, бывший летний лагерь) - код по ГВК <данные изъяты>; <адрес> (в районе МРМ) - код по ГВК <данные изъяты>; <адрес>, центр (100 м от бывшего детского сада) - код по ГВК <данные изъяты>; <адрес> (комплекс) - код по ГВК <данные изъяты> и оборудовать подъездные пути с твердым покрытием к указанным скважинам.

Свои требования мотивирует тем, что в рамках проверки Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой по исполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Липецкой области было установлено, что на административной территории ответчика расположено 6 артезианских скважин, с помощью которых осуществляется добыча подземных вод. Скважины находятся на балансе администрации сельского поселения <данные изъяты> сельский совет и имеют следующее месторасположение: <адрес> (100 м восточнее автодороги Липецк-Данков) - код по государственному водному кадастру (ГВК) <данные изъяты> <адрес> (500 м от церкви) - код по ГВК <данные изъяты>; <адрес> (в конце улицы, бывший летний лагерь) - код по ГВК <данные изъяты> <адрес>, (в районе МРМ) - код по ГВК <данные изъяты>; <адрес>, центр (100 м от бывшего детского сада) - код по ГВК <данные изъяты>; <адрес> (комплекс) - код по ГВК <данные изъяты>. При обследовании указанных артезианских скважин 26.02.2010 года были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем 26 февраля 2010 года главе администрации сельского поселения <данные изъяты> сельский совет было выдано предписание №, в котором было предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать артскважины в <адрес> в соответствии с требованиями СанПин 2.1.41110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в том числе провести полное ограждение 1 пояса ЗСО артезианской скважины в <адрес>; в зоне санитарной охраны артезианской скважины с водонапорной башней, в д<адрес> ликвидировать высокоствольные деревья, шахтный колодец оборудовать люком и привести в надлежащее санитарное состояние. При проверке исполнения данного предписания 14 июля 2010 года было установлено, что нарушения не устранены, в связи с чем главе администрации сельского поселения <данные изъяты> сельский совет вновь было вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В указанный срок выявленные нарушения были устранены не в полном объеме. Так, в соответствии с актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ артскважины <адрес> в установленный срок не были оборудованы в соответствии с требованиями СанПин 2.1.41110-02. Главе администрации сельского поселения <данные изъяты> сельский совет вновь было предписано в срок до 05 мая 2011 года устранить отмеченные нарушения в соответствии с Предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно ст.16 Закона Липецкой области от 11.06.2001 г. №3-03 «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» и п.1.4 Сан Пин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002 г., на всех источниках питьевого водоснабжения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организуются зоны санитарной охраны (ЗСО). В силу ст.102 ЗК РФ для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются хоны охраны, в пределах которых вводится особый порядок правового режима использования земель. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. В соответствии с п.10.12 СП.10.12 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» при использовании защищенных подземных вод границы первого пояса зоны подземного источника водоснабжения должны устанавливаться от скважины на расстоянии 30 м., 50 м. при использовании недостаточно защищенных подземных вод. В силу положений п.п. 3.2.1.1. Сан Пин 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за её пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки с сооружениями должны иметь твердое покрытие. В нарушение указанных требований на источниках питьевого водоснабжения - шести скважинах, расположенных в населенных пунктах администрации сельского поселения <данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района, отсутствует зона санитарной охраны первого пояса и ограждение, отсутствуют подъездные пути (дорожки) с твердым покрытием. В силу требованийст.210 ГК РФ и Сан Пин 2.1.4.1110-02 обязанность осуществить ограждение на эксплуатационных скважинах, расположенных в <адрес>, находящихся на балансе ответчика, лежит на администрации сельского поселения <данные изъяты> сельский совет. Неисполнение ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, находящихся на территории сел <адрес> создает опасность причинения вреда окружающей среде, в том числе подземной питьевой воде.

Представитель истца - Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте слушания дела своевременно и надлежаще извещён. В адресованном суду заявлении Липецкий межрайонный природоохранный прокурор Бадулин А.К. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры. Исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации сельского поселения <данные изъяты> сельский совет - глава администрации Межевов В.А. исковые требования признал в полном объеме и объяснил, что в ходе проверки, проведенной Территориальным отделом Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области в Лебедянском, Краснинском, Становлянском районах были выявлены нарушения норм санитарно-эпидемиологического законодательства на административной территории администрации сельского поселения <данные изъяты> сельский совет - <адрес> В настоящее время нарушения частично устранены - ликвидированы высокоствольные деревья в зоне санитарной охраны артезианской скважины в д.Селище, шахтный колодец оборудован люком и приведен в надлежащее санитарное состояние. В ближайшее время при поступлении денежных средств в бюджет администрации будет проведено ограждение территории зон санитарной охраны скважин и оборудованы дорожки с твердым покрытием к скважинам.

Правовые последствия признания иска представителю ответчика администрации сельского поселения <данные изъяты> сельский совет Межевову В.А. судом разъяснены.

Третье лицо - представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Липецкой области в Лебедянском, Краснинском, Становлянском районах по доверенности Феоктистова М.В. исковые требования поддержала в полном объеме. Объяснила, что 26.02.2010 года на основании акта проверки о выявленных нарушениях санитарного законодательства ею было составлено предписание №, в котором администрации сельского поселения Ольховский сельский совет было предписано в срок до 26 июня 2010 года оборудовать артезианские скважины, находящиеся в <адрес> в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». При проверке исполнения данного предписания 14 июля 2010 года было установлено, что нарушения не устранены, в связи с чем главе администрации сельского поселения <данные изъяты> сельский совет вновь было предписано на основании Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения в срок до 15.09.2010 года. В указанный срок выявленные нарушения были устранены в части. Ответчику вновь дан срок для устранения нарушений до 5 мая 2011 года. На сегодняшний день ответчиком не произведено ограждение территории зон санитарной охраны скважин и не оборудованы дорожки с твердым покрытием, ведущие к скважинам.

В соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца - Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры.

Выслушав представителя ответчика - администрации сельского поселения <данные изъяты> сельский совет Межевова В.А., представителя третьего лица - Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Липецкой области в Лебедянском, Краснинском, Становлянском районах Феоктистову М.В., изучив материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и считает возможным принять признание иска представителем ответчика Межевовым В.А., считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии с подп.14 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно п.п. 1-2 ст.16 Закона Липецкой области от 11.06.2002 г. №3-03 «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» санитарная охрана источников и централизованных систем питьевого водоснабжения от загрязнения обеспечивается путем организации зон санитарной охраны. Зоны санитарной охраны устанавливаются на всех источниках питьевого водоснабжения и централизованных системах питьевого водоснабжения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения.

В силу с п.10.12 СП.10.12 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» при использовании защищенных подземных вод границы первого пояса зоны подземного источника водоснабжения должны устанавливаться от скважины на расстоянии 30 м., 50 м. при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

В силу положений п.п. 3.2.1.1. Сан Пин 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за её пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки с сооружениями должны иметь твердое покрытие.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено заокном или договором.

В соответствии с Уставом сельского поселения <данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> муниципального района Липецкой области, утвержденным решением депутатов сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированным в Управлении Министерства юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ обязанность осуществить ограждение на эксплуатационных скважинах, расположенных в <адрес> и оборудовать подъездные пути к ним лежит на администрации сельского поселения Ольховский сельский совет (л.д. 32-92)

Согласно предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Липецкой области в Лебедянском, Краснинском, Становлянском районах, составленному на основанию акта проверки от 26.02.2010 года по факту нарушения санитарного законодательства, администрации сельского поселения <данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района было предписано в срок до 26.06.2010 года оборудовать артскважины в <адрес> в соответствии с требованиями СанПин 2.1.41110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в том числе провести полное ограждение 1 пояса ЗСО артезианской скважины в <адрес>; в зоне санитарной охраны артезианской скважины с водонапорной башней, в д.<адрес> ликвидировать высокоствольные деревья, шахтный колодец оборудовать люком и привести в надлежащее санитарное состояние (л.д.15).

На основании распоряжения начальника ТОУ Роспотребнадзор по Липецкой области в Лебедянском, Краснинском, Становлянском районах Марушкиной Н.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ на административной территории администрации сельского поселения <данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района была проведена проверка по выполнению предписания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), в ходе которой был составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки было установлено, что артскважины в <адрес> не оборудованы в соответствии с требованиями СанПин 2.1.41110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», не проведено на территории зон санитарной охраны артезианских скважин и не произведен ремонт ограждения 1 пояса ЗСО артезианской скважины в <адрес>; в зоне санитарной охраны артезианской скважины с водонапорной башней, в д.<адрес> не ликвидированы высокоствольные деревья, шахтный колодец не оборудован люком и не приведен в надлежащее санитарное состояние (л.д.9-10).

При осуществлении внеплановой выездной проверки в отношении администрации сельского поселения <данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района специалистом-экспертом управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Липецкой области в Лебедянском, Краснинском, Становлянском районах Феоктистовой М.В. был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому было обнаружено, что требования предписания от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений норм санитарного законодательства не выполнены. Глава администрации сельского поселения <данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района Межевов В.А. нарушил требования ч.1 ст.19.5 КоАП РФ (л.д. 13-14).

За совершение вышеуказанного правонарушения постановлением и.о. мирового судьи Лебедянского судебного участка №2 Липецкой области от 28.07.2010 года глава администрации сельского поселения <данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района Межевов В.А. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1500 рублей (л.д.11-12).

На основании распоряжения начальника ТОУ Роспотребнадзор по Липецкой области в Лебедянском, Краснинском, Становлянском районах Марушкиной Н.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ на административной территории администрации сельского поселения <данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района была проведена проверка по выполнению предписаний от 26.02.2010 года и 14.07.2010 года (л.д.93), в ходе которой был акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки выявлен факт не полного выполнения п.2 предписания от 26.02.2010 года, то есть артскважины в <адрес> не оборудованы в соответствии с требованиями СанПин 2.1.41110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», не проведено на территории зон санитарной охраны артезианских скважин и не произведен ремонт ограждения 1 пояса ЗСО артезианской скважины в <адрес>; в зоне санитарной охраны артезианской скважины с водонапорной башней, в д.<адрес> не ликвидированы высокоствольные деревья, шахтный колодец не оборудован люком и не приведен в надлежащее санитарное состояние (л.д.95-96).

Согласно предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Липецкой области в Лебедянском, Краснинском, Становлянском районах, составленному на основанию акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ по факту нарушения санитарного законодательства, администрации сельского поселения <данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района было предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать артскважины в <адрес> в соответствии с требованиями СанПин 2.1.41110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в том числе провести полное ограждение 1 пояса ЗСО артезианской скважины в <адрес>; в зоне санитарной охраны артезианской скважины с водонапорной башней, в д.<адрес> ликвидировать высокоствольные деревья, шахтный колодец оборудовать люком и привести в надлежащее санитарное состояние (л.д.97).

Предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Липецкой области в Лебедянском, Краснинском, Становлянском районах, составленным на основании акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ по факту нарушения санитарного законодательства, администрации сельского поселения <данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района было предписано в срок до 05.05.2011 года оборудовать артскважины в <адрес> в соответствии с требованиями СанПин 2.1.41110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», провести полное ограждение территории ЗСО семи артезианских скважин (ограждение оборудовать воротами) и ремонт ограждения 1 пояса ЗСО артезианской скважины в <адрес> (л.д.98).

Судом установлено, что в результате бездействия администрации сельского поселения <данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района по исполнению требований санитарного законодательства не произведены ограждения территории первого пояса зон санитарной охраны (на расстоянии не менее 30 м.) артезианских скважин, находящихся в <адрес> (100 м восточнее автодороги Липецк-Данков), в <адрес> (500 м от церкви), в <адрес> (в конце улицы, бывший летний лагерь), в <адрес> (в районе МРМ), в <адрес>, центр (100 м от бывшего детского сада), в <адрес> (комплекс), а также не оборудованы подъездные пути с твердым покрытием к указанным скважинам.

Поскольку бездействие ответчика ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, находящихся на территории села <адрес> и деревни <адрес> <адрес> района <адрес> области, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, в том числе и подземной питьевой воде, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Обязать администрацию сельского поселения <данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> муниципального района Липецкой области произвести ограждение скважин территории первого пояса зон санитарной охраны (на расстоянии не менее 30 м.), а именно:

<адрес> (100 м восточнее автодороги Липецк-Данков) - код по ГВК <данные изъяты>;

<адрес> (500 м от церкви) - код по ГВК <данные изъяты>;

<адрес> (в конце улицы, бывший летний лагерь) - код по ГВК <данные изъяты>;

<адрес>, (в районе МРМ) - код по ГВК <данные изъяты>

<адрес>, центр (100 м от бывшего детского сада) - код по ГВК <данные изъяты>;

<адрес> (комплекс) - код по ГВК <данные изъяты>

и оборудовать подъездные пути с твердым покрытием к указанным скважинам.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Лебедянский районный суд.

Федеральный судья Н.В.Коленкина