об обязании подтвердить отнесене отходов к конкретному классу опасности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 мая 2011 года город Лебедянь

Лебедянский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Коленкиной Н.В.,

при секретаре Шаповаловой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры к муниципальному учреждению культуры <данные изъяты> г.Лебедяни Липецкой области об обязании подтвердить отнесение отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, к конкретному классу опасности

У С Т А Н О В И Л

Прокурор Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному учреждению культуры <данные изъяты> г.Лебедяни Липецкой области о обязании подтвердить отнесение отходов (масла моторные отработанные; масла автомобильные отработанные; масла трансмиссионные отработанные; отходы потребления подобные коммунальным (смет с территории), образующихся в результате хозяйственной деятельности данного учреждения, находящегося по адресу: <адрес>, к конкретному классу опасности

Свои требования мотивирует тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления и охраны окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления на территории Липецкой области, проведенной Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области, было установлено, что МУК <данные изъяты> осуществляет хозяйственную деятельность по адресу: <адрес>. В результате деятельности данного учреждения образуются отходы, в том числе 3 и 4 класса опасности - масла моторные отработанные (код отхода №), масла автомобильные отработанные (код отхода - №), относящиеся к 3 классу опасности; отходы потребления подобные коммунальным (смет с территории) (код отхода - №), относящиеся к 4 классу опасности. Паспорта, подтверждающие класс опасности на указанные виды отходов, ответчиком не составлены. В соответствии со ст.1 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В силу ст.14 указанного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-4 класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ. Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 г. «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» определено, что Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания проводят работу по паспортизации опасных отходов. Приказом МПР РФ от 02.12.2002 г. №785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» утверждена форма паспорта опасного отхода и инструкция по её заполнению. Приказом МПР РФ от 15.06.2001 г. №511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» утверждены Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды. Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов закреплен Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 г. №570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», который предназначен, в частности, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы, в соответствии с п.п. 2.3, 2.4, 3.1.1, 3.5 паспортизация опасных отходов осуществляется на основании информации, предоставляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды. Территориальный орган Ростехнадзора в 30-дневный срок с момента регистрации материалов заявителя обеспечивает рассмотрение материалов заявителя и выдачу свидетельств о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласованных паспортов опасных отходов либо направление заявителю уведомления об отказе в выдаче указанных документов с указанием причин отказа. Таким образом, МУК <данные изъяты> обязано подтвердить отнесение отходов 3 класса опасности - масла моторные отработанные (код отхода - №), масла автомобильные отработанные (код отхода - №), масла трансмиссионные отработанные (код отхода - №) и 4 класса опасности - отходы потребления подобные коммунальным (смет с территории) (код отхода № к конкретному классу опасности, составить на них паспорт. Федеральный закон от 24.06.1998 г. №89 «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Неисполнение ответчиком требований законодательства об отходах производства и потребления ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, в т.ч находящихся на территории г.Лебедянь Липецкой области.

Представитель истца - Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте слушания дела своевременно и надлежаще извещён. В адресованном суду заявлении Липецкий межрайонный природоохранный прокурор Бадулин А.К. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры. Исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика - директор МУК <данные изъяты> Чернышев В.А. исковые требования признал в полном объеме и объяснил, что в ходе проверки, проведенной Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области 11 февраля 2011 года в МУК <данные изъяты> г. Лебедянь были выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления. В ближайшее время будут составлены паспорта, подтверждающие класс опасности на масла моторные отработанные; масла автомобильные отработанные; масла трансмиссионные отработанные; отходы потребления подобные коммунальным (смет с территории), образовавшиеся в результате хозяйственной деятельности учреждения.

Правовые последствия признания иска представителю ответчика МУК <данные изъяты> Чернышеву В.А. судом разъяснены.

Третье лицо - представитель Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте слушания дела своевременно и надлежаще извещён. Об уважительности своей неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

В соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца - Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры и представителя третьего лица - Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области.

Выслушав представителя ответчика МУК <данные изъяты> Чернышева В.А., изучив материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и считает возможным принять признание иска представителем ответчика Чернышевым В.А., считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Статья 42 Конституции РФ гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.ст.1, 14 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-4 класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 г. «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» определено, что Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания проводят работу по паспортизации опасных отходов.

Приказом МПР РФ от 02.12.2002 г. №785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» утверждена форма паспорта опасного отхода и инструкция по её заполнению.

Приказом МПР РФ от 15.06.2001 г. №511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» утверждены Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, которые предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды, которые в свою очередь обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

Согласно федеральному классификатору каталогов отходов, утвержденному Приказом МПР РФ от 02.12.2002 г. №786, различаются следующие отходы: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (353 301 0013 01 1), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код отходов 9120040001004).

Приложением «Дополнения к федеральному классификационному каталогу отходов» Письма Ростехнадзора от 02.02.2010 г. №00-17-12/308 «О паспортизации опасных отходов» выделяется такой вид отходов как смет с территории организаций, содержащий опасные компоненты в количестве, соответствующему 4-му классу опасности (код отхода 912 001 02 01 01 4).

Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов закреплен Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 г. №570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», который предназначен, в частности, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы. В соответствии с п.п. 2.3, 2.4, 3.1.1, 3.5 указанного порядка паспортизация опасных отходов осуществляется на основании информации, предоставляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

В силу положений Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 г.№717 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» с 28.10.2010 г. ведение государственного кадастра отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проведение работы по паспортизации отходов 1-4 класса опасности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и её территориальные органы (на территории Липецкой области - Управление Росприроднадзора по Липецкой области).

Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

На основании приказа Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области о проведении плановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ № в МУК <данные изъяты> г. Лебедянь Липецкой области была проведена проверка соблюдения законодательства, требований в области охраны окружающей среды и обеспечение безопасности на территории Липецкой области (л.д.7).

Согласно акту проверки Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ в МУК <данные изъяты>.Лебедянь были выявлены нарушения обращения с отходами производства и потребления, а именно: в процессе хозяйственной деятельности учреждения образуются отходы, в том числе - масла моторные отработанные, масла автомобильные отработанные, относящиеся к 3 классу опасности; отходы потребления подобные коммунальным (смет с территории), относящиеся к 4 классу опасности. Паспорта, подтверждающие класс опасности на указанные виды отходов, не составлены (л.д.8-11).

Консультантом отдела государственного контроля управления экологии и природных ресурсов Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении № в отношении директора муниципального учреждения культуры <данные изъяты> г.Лебедяни Липецкой области Чернышева В.А. в связи с тем, что в результате хозяйственной деятельности МУК <данные изъяты> образуются отходы 1-4 класса опасности, масла моторные отработанные (код отхода №), масла автомобильные отработанные (код отхода - №), то есть 3 класс опасности; отходы потребления подобные коммунальным (смет с территории) (код отхода - №), паспорта, подтверждающие класс опасности не составлены (л.д.12-13).

За совершение вышеуказанного правонарушения постановлением Управления экологии и природных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ № директор муниципального учреждения культуры <данные изъяты> г.Лебедяни Липецкой области Чернышев В.А. привлечен к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде Предупреждения (л.д.14).

Судом установлено, что в результате хозяйственной деятельности МУК <данные изъяты> г.Лебедянь Липецкой области образуются отходы 1-4 класса опасности: масла моторные отработанные, масла автомобильные отработанные, масла трансмиссионные отработанные, относящиеся к 3 классу опасности; отходы потребления подобные коммунальным (смет с территории), относящиеся к 4 классу опасности. Паспорта, подтверждающие класс опасности на указанные виды отходов, не составлены.

Поскольку хозяйственная деятельность учреждения нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Обязать муниципальное учреждение культуры <данные изъяты> г.Лебедянь Липецкой области, подтвердить отнесение отходов (масла моторные отработанные; масла автомобильные отработанные; масла трансмиссионные отработанные; отходы потребления подобные коммунальным (смет с территории), образующихся в результате хозяйственной деятельности учреждения, находящегося по адресу: <адрес>, к конкретному классу опасности.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Лебедянский районный суд.

Федеральный судья Н.В.Коленкина