о понуждении к назначению пенсии в связи с педагогической деятельностью



Дело .

                                          РЕШЕНИЕ

               ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2011 года                                                                               г. Лебедянь.

Лебедянский районный суд Липецкой области в составе председательствующего судьи Огиенко В.В.

при секретаре Волынчиковой К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калинина Н.Н. к ГУ-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Лебедянском районе Липецкой области о понуждении к назначению пенсии в связи с педагогической деятельностью,

                                У С Т А Н О В И Л

Решением Комиссии по пенсионным вопросам ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Лебедянском районе Липецкой области № 6 от 21 марта 2011 года Калинину Н.Н. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемого льготного стажа, с указанием, что в педагогический стаж не могут быть включены периоды: с 15.08.1981 г. по 25.07.1982 г. - работа тренером по спортивной гимнастике ДЮСШ, т.к. наименование должности; с 01.09.1982 г. по 23.10.1983 г., с 06.11.1985 г. по 30.06.1988 г. - учеба на очном отделении ВУЗа; с 24.10.1983 г. по 28.10. 1985 г. - служба в Вооруженных Силах СССР; с 01.01.2001 г. по 13.01.2011 г. - работа преподавателем в учреждении дополнительного образования детей - детско-юношеской спортивной школе г. Лебедянь.

Специальный стаж Калинина Н.Н. на дату обращения, т.е. на 14.01.2011 г., признанный ответчиком, составил 12 лет 4 месяца 17 дней.

Калинин Н.Н. обратился суд с иском к ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ в Лебедянском районе Липецкой области о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, считает отказ в назначении пенсии незаконным, поскольку статьей 55 п.5 ФЗ «Об образовании» гарантировано право на получение пенсии за выслугу лет педагогическим работникам образовательных учреждений в порядке, установленным законодательством РФ.

Просит включить периоды: с 15.08.1981 г. по 25.07.1982 г. - работа тренером по спортивной гимнастике ДЮСШ, с 01.09.1982 г. по 23.10.1983 г., с 06.11.1985 г. по 30.06.1988 г. - учеба на очном отделении ВУЗа; с 24.10.1983 г. по 28.10. 1985 г. - служба в Вооруженных Силах СССР; с 01.01.2001 г. по 13.01.2011 г. - работа преподавателем в учреждении дополнительного образования детей - детско-юношеской спортивной школе г. Лебедяни в специальный трудовой стаж, дающий право на льготную пенсию и назначить пенсию с даты обращения, т.е. с 14.01.2011 г.

В судебном заседании истец Калинин Н.Н. и его представитель адвокат Савелов Ю.П. требования поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ГУ УПФ РФ в Лебедянском районе Липецкой области по доверенности Савостеенко Е.В. с иском не согласна, по основаниям указанным в решении Комиссии по пенсионным вопросам ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ по Лебедянскому району» № 6 от 21 марта 2011 года, а именно считает, что наименование должности тренер, учеба на очном отделении ВУЗа, служба в Вооруженных Силах СССР отсутствует в «Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность …», утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, а работа преподавателем в учреждении дополнительного образования детей не может быть засчитана в специальный трудовой стаж, так как у Калинина Н.Н. отсутствует специальный трудовой стаж продолжительностью 16 лет 8 месяцев на 01.01. 2001 г.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным.

Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно положениям ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности, устанавливается право на получение пенсии в связи с длительной работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью.

В соответствии с п.п. 10 п.1 ст. 28 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2002 года №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Должность «тренер-преподаватель» учреждения дополнительного образования детей «детско-юношеская спортивная школа» включена в п.2 вышеназванного списка и дает право на назначение льготной пенсии.

Согласно п.12 названных Правил работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года спортивные школы отнесены к образовательным учреждениям дополнительного образования.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463 утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Как видно из указанного Списка, работа во внешкольных учреждениях, в том числе детско-юношеских спортивных школах в должности тренера-преподавателя дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Как усматривается из «Положения о спортивной школе» 1959 года, различий между наименованием тренера и тренера-преподавателя не имелось.

Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 15 июля 1964 года №620 должность тренера переименована в должность тренера-преподавателя. Всем руководителям детских спортивных школ предписывалось привести наименование должностей в соответствие с указанным документом.

Согласно «Положения о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ)» утв. 26 ноября 1984 года постановлением по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, предусмотрено штатное расписание ДЮСШ, в которое входит директор, заместитель директора, инструктор-методист, старший тренер-преподаватель по спорту, тренер-преподаватель по спорту. (раздел 5). Должность тренера штатным расписанием не предусмотрена.

Из постановления Министерства труда РФ от 22.01.1993 года, приказа Министерства образования РФ, Госкомитета РФ по физической культуре и туризму от 31.08.1995 года 463/1268 должность тренера в детских спортивных школах именовалась как тренер-преподаватель.

Согласно трудовой книжки АТ-11 №2119974 Калинин Н.Н. работал в должности тренера по спортивной гимнастике в ДЮСШ г. Лебедянь с 15.08.1981 г. по 25.07.1982 г.

Как пояснил в суде свидетель И.В.А., он работал директором Лебедянской ДЮСШ с 17.01.1985 года по 25.12.2007 г., истец Калинин Н.Н. с 15.08.1981 года, с перерывами на обучение в ВУЗ и службу в армии, работает по настоящее время в Лебедянской ДЮСШ тренером-преподавателем, имеет педагогическую нагрузку. Должность истца, также как и других тренеров-преподавателей по спорту, была указана в приказе о приеме на работу неправильно, как тренер по спорту. Предписаний о переименовании должности тренера на должность тренера-преподавателя в ДЮСШ не поступало, поэтому в трудовую книжку истца не внесены необходимые исправления.

Свидетель Ч.В.В. пояснил, что работал вместе с истцом в ДЮСШ г. Лебедянь в спорные периоды. В это время должности, замещаемые им, как и должность истца называлась «тренер», тогда как они фактически исполняли обязанности тренеров-преподавателей, работали с детьми 3 - 10 классов, вели воспитательную работу.

Согласно штатного расписания ДЮСШ на 1982 года указана должность тренер, должность тренер-преподаватель не предусмотрена.

Согласно тарифного списка тренеров-преподавателей Лебедянской ДЮСШ на 01.09.1981 г. указана занимаемая должность тренер и старший тренер.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что наименование занимаемой истцом в Лебедянской детско-юношеской спортивной школе в период с 15.08.1981 г. по 25.07.1982 г. должности «тренер» указано в его трудовой книжке вопреки требованиям действующего в то время законодательства, предписывающего именовать данную должность «тренер-преподаватель», по вине администрации ДЮСШ. Фактически исполняемые истцом в указанные периоды обязанности соответствуют должностным обязанностям тренера-преподавателя ДЮСШ.

При таких обстоятельствах, суд считает, что период работы с 15.08.1981 г. по 25.07.1982 г. подлежит включению в стаж работы, дающий истцу право на пенсию по льготным основаниям.

«Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости …», утвержденному Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., служба в армии и учеба в высших учебных заведениях отсутствует.

Не предусматривались вышеназванные основания для назначения трудовой пенсии и действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Вместе с тем в указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, а также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В соответствии с п.3 инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, (утв. Приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. №94

Учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитываются следующие периоды времени при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы: время обучения (с отрывом от производства) в аспирантуре, высших, средних специальных учебных заведениях. Лицам, не имевшим педагогического образования, время обучения в высших и средних специальных учебных заведениях при указанных в настоящем пункте условиях засчитывается в стаж педагогической работы, если непосредственно предшествовавшая этим периодам педагогическая деятельность по основному месту работы в учебном заведении, дошкольном, внешкольном учреждении, детском доме продолжалась не менее 9 месяцев.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части4), статьи 17 (части1), статей 18,19 и статьи 55 ( части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 9 января 2004 г. №2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18,19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа службы в составе Вооруженных Сил СССР и учебу в высших учебных заведениях.

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа, в которых дает право на эту пенсию.

Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункте 3 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Из предоставленного в суд военного билета МН №3540251 следует, что истец Калинин Н.Н. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР с 24.10.1983 г. по 28.10. 1985 г.

Согласно диплома ПВ №414983 выданного 2 июля 1988 года и трудовой книжки АТ-11 №2119974 Калинин Н.Н. обучался на очном отделении Липецкого государственного педагогического института в период с 01.09.1982 г. по 23.10.1983 г. и с 06.11.1985 г. по 30.06.1988 г.

Ответчик против указанного обстоятельства возражений не заявил.

Довод ответчика об отсутствии у истицы необходимого для назначении пенсии 25-летнего стажа педагогической деятельности суд считает необоснованным, поскольку действующее в спорный период его работы законодательство предусматривало возможность включения этой работы в стаж, дающий право на льготную пенсию.

На основании установленных судом обстоятельств, у ответчика не было законных и обоснованных оснований отказывать в включении специального стажа период работы истца с 01.01.2001 г. по 13.01.2011 года в должности тренера -преподавателя в учреждении дополнительного образования детей - детско-юношеской спортивной школы г. Лебедянь.

Кроме того, должность тренер-преподаватель непосредственно указана в «Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости …», утвержденному Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г

Таким образом, специальный стаж работы истца на момент обращения за назначением пенсии, составил более требуемых Постановлением Совета министров СССР 17.12.1959 г. № 1397 и п. 12 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность…», утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, 16 лет 8 месяцев.

           Согласно п.1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Как видно из представленного в суд заявления 14.01.2011 г. истец обратился в ГУ УПФ в Лебедянском районе с заявлением о назначении пенсии. Судом установлено, что к этому времени он более 25 лет осуществлял педагогическую деятельность в учреждениях для детей, что дает ему право на трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с даты обращения за указанной пенсией.

На основании ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как усматривается из материалов дела, 02.04.2011 года между Калининым Н.Н. и адвокатом Савеловым Ю.П. было заключено соглашение об оказании юридических услуг в виде представления интересов Калинина Н.Н. в суде.

В силу п. 4 указанного соглашения сумма гонорара составила: 20000 рублей, из которых 5000 рублей - юридические консультации, составление искового заявления в суд, запросы документов для рассматриваемого гражданского дела и 15000 рублей - представительство в Лебедянском районном суде.

В подтверждение оплаты за оказание юридических услуг Калининым Н.Н. была предоставлена в суд квитанция к приходному кассовому ордеру №43 от 02.04.2011 г. на 20000 рублей.

Как установлено судом, материалы гражданского дела №2-209/2011 года состоят из одного тома, представитель Калинина Н.Н. адвокат Савелов Ю.П. участвовал в на беседе 04.05.2011 года, в предварительном судебном заседании 24.05.2011 г., в судебном заседании - 30.05.2011 года, при подготовке иска в суд адвокатом было подготовлено два запроса в МОУ ДОД ДЮСШ.

Учитывая сложность дела, объем материалов, подлежащих исследованию, учитывая количество времени затраченного представителем Савеловым Ю.П. на участие в судебных заседаниях, качество оказания юридических услуг в виде дачи объяснений, подготовки и заявлении ходатайств, вопросов по существу спора, суд находит требования Калинина Н.Н. о возмещении расходов по оплате юридических услуг подлежащими удовлетворению частично, в размере 15000 рублей.

Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд:

Р Е Ш И Л

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лебедянском районе Липецкой области включить в педагогический стаж Калинину Н.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью периоды: с 15.08.1981 г. по 25.07.1982 г. - работа тренером по спортивной гимнастике ДЮСШ г. Лебедяни; с 01.09.1982 г. по 23.10.1983 г., с 06.11.1985 г. по 30.06.1988 г. - учеба на очном отделении ВУЗа; с 24.10.1983 г. по 28.10. 1985 г. - служба в Вооруженных Силах СССР; с 01.01.2001 г. по 13.01.2011 г. - работа преподавателем в учреждении дополнительного образования детей - детско-юношеской спортивной школе г. Лебедяни, и производить начисление и выплату трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, начиная с 14.01.2011 г..

Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лебедянском районе Липецкой области в пользу Калинина Н.Н. в возмещение расходов на оказание юридической помощи 15000 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:                                                        В.В.Огиенко.