о признании незаконным бездействие и о понуждении организовать сбор и вывоз отходов



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 августа 2011 года                   город Лебедянь

        Лебедянский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Огиенко В.В.,

при секретаре Волынчиковой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействие и о понуждении организовать сбор и вывоз отходов,

У С Т А Н О В И Л

        Прокурор Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области, выразившееся в допущении сброса и складирования отходов потребления и мусора: в <адрес>, в 50 метрах на восток от <адрес> отходов из жилищ несортированных (код отхода - 9110010001004) на почве на площади 18 кв. м, объемом 4,5 куб. м.; в <адрес>, в 80 метрах на юг от жилых домов по <адрес> отходов из жилищ несортированных (код отхода - 9110010001004) на почве на площади 182 кв. м, объемом 218 куб. м.; в <адрес>, в 50 метрах на восток, в районе <адрес> отходов из жилищ несортированных (код отхода - 9110010001004) на почве на площади 119 кв. м, объемом 238 куб. м.; в <адрес>, в 30 метрах на запад, напротив д<адрес> отходов из жилищ несортированных (код отхода - 9110010001004) на почве на площади 162 кв. м, объемом 113 куб. м.; в <адрес>, в 100 метрах на север, напротив д. <адрес> отходов из жилищ несортированных (код отхода - 9110010001004) на почве на площади 15 кв. м, объемом 12 куб. м. Также просил обязать ответчика организовать сбор и вывоз указанных отходов на специально отведённое место, отвечающее санитарно-эпидемиологическому законодательству.

        Свои требования мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления на территории Липецкой области, проведенной Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области в июле 2011 года, было установлено, что на территории сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района планово-регулярный сбор отходов не обеспечен, в результате выявлен факт наличия отходов из жилищ на почве в вышеуказанных местах. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к компетенции администрации сельского поселения. Согласно предписания Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области № 11 от 12.04.2011 года главе администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет предписано в срок до 15.05.2011 года убрать отходы из жилищ с почвы в местах, отмеченных в акте проверки и обеспечить их утилизацию в соответствии с природоохранными требованиями. Однако, предписание, выданное контролирующим органом, не было выполнено, о чем составлен акт обследования от 21.07.2011 года. Сброс отходов потребления и мусора на территории сельского поселения <данные изъяты> сельсовет может повлечь загрязнение земель, на которых они располагаются, а так же подземных и поверхностных вод. Кроме того, незаконное размещение свалок ТБО в необорудованных местах может явиться причиной распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способных вызвать инфекционные заболевания. В результате несанкционированного сброса указанных отходов нарушено право граждан на благоприятную окружающую среду.

        Истец - прокурор Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте слушания дела своевременно и надлежаще извещён. В адресованном суду заявлении и.о.Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Боровкова С.В. просит рассмотреть дело в отсутствии представителя прокуратуры. Исковые требования поддерживает в полном объеме.

        Третье лицо - представитель Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте слушания дела своевременно и надлежаще извещёны. Отзыв на исковое заявление не представлен.

Представитель ответчика - глава администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области Н.А.Яковлев исковые требования признал в полном объеме и объяснил, что в ходе проверки, проведенной Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области в апреле 2011 года был установлен факт нарушения природоохранного законодательства, в связи с чем предписано в срок до 15.05.2011 года убрать отходы из жилищ с почвы в местах, отмеченных в акте проверки и обеспечить их утилизацию в соответствии с природоохранными требованиями. За нарушение установленных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений и городских округов как глава администрации сельского поселения был привлечен к административной ответственности по ст.5.3 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 1 000 рублей. Предписание, выданное контролирующим органом, не было выполнено, о чем составлен акт обследования от 21.07.2011 года. У администрации сельского поселения отсутствует должное финансирование, поэтому уборка и вывоз отходов затруднительны. В июле 2011 года были направлены письма генеральному директору ООО «<данные изъяты>» и депутату Областного Совета депутатов с просьбой оказать содействие в решении данного вопроса, в результате было дано обещание выделить технику для уборки отходов по окончании сельскохозяйственных уборочных работ. Просил предоставить срок для выполнения требований прокурора - два месяца.

        Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Согласно ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии с их компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидротехнических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Из материалов дела усматривается, что администрацией сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены.

На территории сельского поселения <данные изъяты> сельсовет допущен сброс и складирование отходов потребления и мусора в жилом секторе. Данные факты подтверждаются актами проверок, иными материалами дела и не оспаривались главой сельской администрации Яковлевым Н.А.

Так, согласно предписания № 11 по устранению нарушений природоохранного законодательства от 12.04.2011 года, выданного на основании акта проверки Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области № 281/А от 12.04.2011 г., главе администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Яковлеву Н.А. предписано в срок до 15.05.2011 г. убрать отходы из жилищ с почвы в местах, отмеченных в акте проверки и обеспечить их утилизацию в соответствии с природоохранными требованиями (л.д.9).

        Государственным инспектором в области охраны окружающей среды Липецкой области 12.04.2011 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.3 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, в отношении главы администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области Яковлева Н.А. в связи с тем, что при осуществлении мероприятия по контролю в отношении администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет 11.04.2011 года было установлено, что на территории сельского поселения <данные изъяты> сельсовет порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не установлен, планово-регулярный сбор отходов не обеспечен, в результате чего: в <адрес>, в 50 метрах на восток от д<адрес> отходов из жилищ несортированных (код отхода - 9110010001004) на почве на площади 18 кв. м, объемом 4,5 куб. м.; в <адрес>, в 80 метрах на юг от жилых домов по <адрес> отходов из жилищ несортированных (код отхода - 9110010001004) на почве на площади 182 кв. м, объемом 218 куб. м.; в <адрес>, в 50 метрах на восток, в районе д<адрес> отходов из жилищ несортированных (код отхода - 9110010001004) на почве на площади 119 кв. м, объемом 238 куб. м.; в <адрес>, в 30 метрах на запад, напротив д<адрес> отходов из жилищ несортированных (код отхода - 9110010001004) на почве на площади 162 кв. м, объемом 113 куб. м.; в <адрес>, в 100 метрах на север, напротив д. <адрес> отходов из жилищ несортированных (код отхода - 9110010001004) на почве на площади 15 кв. м, объемом 12 куб. м. (л.д.6-7).

        За совершение вышеуказанного правонарушения постановлением Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от 25.04.2011 года № 294 глава администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Яковлев Н.А. привлечен к административной ответственности по ст.5.3 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей (л.д.8).

Из акта проверки Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области юридического лица администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет № 458/А от 30.05.2011 г. следует, что предписание № 11 от 12.04.2011 г. в установленный срок - 15.05.2011 г. не выполнено, а именно не убраны отходы с почвы в местах, отмеченных в акте проверки № 281/А от 12.04.2011 г. (л.д.11-12).

Из акта обследования от 21.07.2011 г. следует, что госинспектором в области охраны окружающей среды Липецкой области управления экологии и природных ресурсов Липецкой области ФИО4 проведено обследование населенных пунктов <адрес> на предмет наличия, либо отсутствия отходов производства и потребления на территории сельского поселения <данные изъяты> сельсовет. В ходе обследования выявлен факт наличия отходов на почве в следующих местах: в <адрес>, в 50 метрах на восток от д. <адрес> отходов из жилищ несортированных (код отхода - 9110010001004) на почве на площади 18 кв. м, объемом 4,5 куб. м.; в <адрес>, в 80 метрах на юг от жилых домов по ул. <адрес> отходов из жилищ несортированных (код отхода - 9110010001004) на почве на площади 182 кв. м, объемом 218 куб. м.; в <адрес>, в 50 метрах на восток, в районе д. <адрес> отходов из жилищ несортированных (код отхода - 9110010001004) на почве на площади 119 кв. м, объемом 238 куб. м.; в <адрес>, в 30 метрах на запад, напротив <адрес> отходов из жилищ несортированных (код отхода - 9110010001004) на почве на площади 162 кв. м, объемом 113 куб. м.; в <адрес>, в 100 метрах на север, напротив <адрес> отходов из жилищ несортированных (код отхода - 9110010001004) на почве на площади 15 кв. м, объемом 12 куб. м. (л.д.15).

Таким образом, нарушения, связанные с размещением на территории сельского поселения бытовых отходов, ставят под угрозу права жителей сельского поселения на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ. Кроме того, незаконное размещение свалок отходов может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в указанном районе, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.

С учетом изложенного, требования прокурора о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области и о понуждении организовать сбор и вывоз отходов потребления и мусора на территории сельского поселения подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд устанавливает срок исполнения данного решения до 29 октября 2011 года.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

        Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области, выразившееся в допущении сброса и складирования отходов потребления и мусора на территории сельского поселения.

        Обязать администрацию сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области в срок до 29 октября 2011 года организовать сбор и вывоз отходов из жилищ на почве в следующих местах: в <адрес>, в 50 метрах на восток от <адрес> отходов из жилищ несортированных (код отхода - 9110010001004) на почве на площади 18 кв. м, объемом 4,5 куб. м.; в <адрес>, в 80 метрах на юг от жилых домов по <адрес> отходов из жилищ несортированных (код отхода - 9110010001004) на почве на площади 182 кв. м, объемом 218 куб. м.; в <адрес>, в 50 метрах на восток, в районе <адрес> отходов из жилищ несортированных (код отхода - 9110010001004) на почве на площади 119 кв. м, объемом 238 куб. м.; в <адрес>, в 30 метрах на запад, напротив <адрес> отходов из жилищ несортированных (код отхода - 9110010001004) на почве на площади 162 кв. м, объемом 113 куб. м.; в <адрес>, в 100 метрах на север, напротив <адрес> отходов из жилищ несортированных (код отхода - 9110010001004) на почве на площади 15 кв. м, объемом 12 куб. м.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Лебедянский районный суд.

Федеральный судья      В.В.Огиенко