Дело № г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Г. Лебедянь 22 ноября 2011 года Лебедянский районный суд Липецкой области в составе председательствующего судьи Огиенко В.В., при секретаре Волынчиковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гольник Н.И. о признании решения Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Липецкой области недействительным в части, установил: Гольник Н.И. обратилась в суд с заявлением о признании решения ФБУ «Кадастровая палата» по Липецкой области в части недействительным. Свои требования обосновывает тем, что 10 марта 2011 года ФБУ «Кадастровая палата» приняла решение № об отказе в учете изменений объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>. Считает основания отказа в п.1 указанного решения, необоснованным, противоречащим действующим нормам о государственном кадастре недвижимости и земельного кодекса. Просит восстановить пропущенный ею 3-х месячный срок для обжалования в суд решений, нарушающих права и свободы граждан, так как после получения решения об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка 20 марта 2011 года она обжаловала это решения первоначально обратившись к руководителю кадастровой палате, а впоследствии в прокуратуру, но ответ получен не был. Одновременно она разыскивала документы, подтверждающие права на земельный участок и принимала меры для устранения иных замечаний, препятствующих учету изменений объекта недвижимости В ноябре 2011 года ей стало известно о существовании решения <данные изъяты> совета депутатов №86 от 01.10.2007 года. В судебное заседание заявитель Гольник Н.И. не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В судебном заседании представитель истицы по доверенности Соколова Н.Н., требования по заявлению по жалобе поддержала, указывая на те же доводы, дополнив, что по похозяйственной книге при домовладении №63 в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства числится земельный участок площадью 1000 кв.м., при межевании по фактическому использованию определен земельный участок площадью 2500 кв.м. Однако в изменении объекта недвижимости на данный земельный участок ФБУ «Кадастровая палата» было отказано, в связи с тем, что земельный участок при домовладении площадью 2500 кв. м. более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством. Считает данный вывод необоснованным. Представитель ФБУ «Кадастровая палата» Бобровская Н.А. с заявлением не согласна по тем основаниям, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., из земель населенных пунктов, для ведения подсобного хозяйства, внесен в государственный кадастр недвижимости на основании инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков 01.01.2001 г., присвоен государственный кадастровый номер №. Определение предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, отнесено к ведению органов местного самоуправления. Решением <данные изъяты> сельского совета депутатов Лебедянского района Липецкой области от 01.10.2007 г. №86 предельный минимальный размер для ведения личного подсобного хозяйства установлен 1500 кв.м. Однако, в соответствии с письмом Управления Росреестра по Липецкой области от 11.10.2010 г. №01/11-5445 предписано, что ФБУ «КП» по Липецкой области для определения предельного минимального размера земельного участка следует руководствоваться постановлением администрации Липецкой области №119 от 30.05.2008 г. «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Липецкой области». В соответствии с данным постановлением минимальная площадь приквартирного участка для одно-двухквартирных домов составляет 450 кв.м., минимальная площадь земельного участка в сельских поселениях, малых городах и поселках для усадебного дома, где предполагается ведение развитого личного подсобного хозяйства с содержанием в том числе крупного скота - 800 кв.м., для одно-двухквартирных домов с ведением ограниченного ЛПХ-500 кв.м. Данные нормы и были учтены при принятии решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости (земельного участка с кадастровым номером №), решение от 10.03.2011 г. №48/11-11296. Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению. Согласно статье 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В силу статьи 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. Судом установлено, что решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» (в настоящее время - ФБУ «Кадастровая палата») по Липецкой области № 48/11-11296 от 10.03.2011 г. «Об отказе в учете изменений объекта недвижимости» Гольниковой Н.И. было отказано в учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Как следует из решения, основаниями отказа являются: п.1 в результате данного кадастрового учета площадь земельного участка с кадастровым номером № (2500 кв.м.), определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (1000 кв.м.), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования с изменениями, принятыми Постановлением администрации Липецкой области №119 от 30.05.2008 г. «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Липецкой области» (для ведения личного подсобного хозяйства - 500 кв.м.); п.2 необходимые для кадастрового учета документы по содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» и нормативно-правовым актам органов государственного регулирования в сфере кадастровых отношений. В межевом плане от 23.12.2010 г. в реквизите 6 «Сведения о земельных участках, смежных с уточняемым земельным участком» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» и в Акте согласования местоположения границы земельного участка отсутствуют сведения о представителе администрации с/п Волотовский сельсовет. В соответствии с положениями статьи 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняют в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Гольник Н.И. 14.11.2011 года обратилась в суд с заявлением о признании решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Липецкой области от 10.03.2011 г. в части недействительным. Заявитель Гольник Н.И. просит восстановить ей срок для оспаривания указанного решения, по тем основаниям, что после получения решения об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка 20 марта 2011 года она обжаловала это решения первоначально обратившись к руководителю кадастровой палате, а впоследствии в прокуратуру, но ответ получен не был. Одновременно она разыскивала документы, подтверждающие права на земельный участок и принимала меры для устранения иных замечаний, препятствующих учету изменений объекта недвижимости В ноябре 2011 года ей стало известно о существовании решения <данные изъяты> совета депутатов №86 от 01.10.2007 года. Представитель заявителя в суде Соколова Н.Н. просила восстановить Гольник Н.И. срок для оспаривания указанного решения, считает пропуск срока по уважительным причинам. Представитель ФБУ «Кадастровая палата» Бобровская Н.А. в судебном заседании не возражала против восстановления срока для обращения в суд. Суд, исследовав причины пропуска для обращения с заявлением в суд, находит их уважительными и считает возможным восстановить Гольник Н.И. срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» Липецкой области от 10.03.2011 г. ФБУ «Кадастровая палата» по Липецкой области наделена полномочиями органа кадастрового учета с 01.07.2010 г. на основании ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 г. №П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета», приказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области от 28.06.2010 г. №90 «О наделении федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Липецкой области полномочиями органа кадастрового учета». В силу ч.1 ст. 15 Земельного кодекса РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическим лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137_ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 г. №1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного кодекса РФ. Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Из материалов дела следует, что согласно справки нотариуса С.Л.В., Гольник Н.И. является единственным наследником обратившимся к нотариусу по заведенному наследственному делу за 2010 года к имуществу умершей ДД.ММ.ГГГГ Л.Л.М.. Согласно выписки из похозяйственной книги о наличии у граждан права на земельный участок от 14.07.2010 года, гражданке Л.Л.М. принадлежит на праве собственности земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, о чем в похозяйственной книге №7 за 1997-2001 г. администрацией сельского Поселения <данные изъяты> сельсовета от 10.01.1997 г. сделана запись на основании предыдущей похозяйственной книги. Кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером № подтверждается, что данный земельный участок используется для ведения личного подсобного хозяйства, его площадь 1000 кв.м., граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Как усматривается из межевого плана с кадастровым номером №, а именно сведений о местоположении границы части уточняемого земельного участка, площадь земельного участка составила 2500 кв.м. Согласно п.1 с.5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, больше площади, сведения о котором относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о котором относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. В силу ст. 33 Земельного кодекса РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п.1). Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются: федеральными законами - из земель, находящихся в федеральной собственности; законами субъектов Российской Федерации - из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований (п.2). Для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Из анализа приведенной выше нормы следует, что определение предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, отнесено к ведению органов местного самоуправления, которым в данном случае является <данные изъяты> сельская администрация Лебедянского района Липецкой области. Кроме того, в силу ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Указанные градостроительные регламенты включаются в правила землепользования и застройки, утверждаемыми органами местного самоуправления. Судом установлено, что на территории Лебедянского района градостроительные регламенты в отношении предельных размеров земельных участков не установлены. Поэтому довод представителя ФБУ «Кадастровая палата» Бобровской Н.А. о том, что необходимо руководствоваться при определении предельного минимального размера земельного участка Гольник Н.И. постановлением администрации Липецкой области №119 от 30.05.2008 г. «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Липецкой области» не обоснован и противоречит действующему законодательству. Судом установлено, что решением <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов Лебедянского района, Липецкой области №86 от 01.10.2007 года «О нормах и случаях бесплатного предоставления земельных участков в собственности граждан» установлен максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, для ведения личного подсобного хозяйства - 1,5 га, минимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, для ведения личного подсобного хозяйства - 0,15 га. Таким образом, установлено, что площадь земельного участка Гольник Н.И. в уточненных границах не превышает предельного минимального размера земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, установленного нормативным правовым актом органа местного самоуправления, а именно решением <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов Лебедянского района Липецкой области, что указывает на неправомерность ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Липецкой области в принятии решения №48/11-11296 от 10.03.2011 года, в части отказа в постановке на кадастровый учет изменений, по тому основанию, что уточненная площадь земельного участка больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования. На основании изложенного, суд признает п.1 оспариваемого решения недействительным. Руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд Решил: Признать решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Липецкой области № 48/11-11296 от 10.03.2011 года «Об отказе в учете изменений объекта недвижимости» недействительным в части п.1. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Лебедянский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий: В.В.Огиенко