о направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий для оплаты реконструкции жилого дома



Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2011 года                                           г. Лебедянь

Лебедянский районный суд Липецкой области в составе председательствующего судьи Огиенко В.В.

при секретаре Волынчиковой К.А.,          

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Лебедяни дело по иску Мальцевой Ж.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Лебедянском районе Липецкой области о направлении средств материнского семейного капитала на улучшение жилищных условий для оплаты реконструкции жилого дома,

У С Т А Н О В И Л :

Мальцева Ж.П. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Лебедянском районе Липецкой области о направлении средств материнского семейного капитала на улучшение жилищных условий для оплаты реконструкции жилого дома. Свои требования мотивировала тем, что 17.12.2008 года ей был выдан сертификат на материнский капитал. Ее мужу на праве собственности принадлежит 1/2 доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором она проживает с мужем и двумя детьми. Материнский капитал она решила использовать на реконструкцию жилого дома, пристроив к нему еще одну комнату. Администрацией Лебедянского муниципального района Липецкой области 14.09.2011 года было получено разрешение на реконструкцию жилого дома. Обратившись в ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Лебедянском районе Липецкой области с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, она 03.11.2011 года получила решение об отказе в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что 1/2 доля жилого дома не является объектом индивидуального жилищного строительства. Данный отказ она считает незаконным.

В судебном заседании Мальцева Ж.П. заявленные требования поддержала. Считает, что 1/2 доля жилого дома, в которой проживает ее семья, по сути, наделена всеми признаками объекта индивидуального жилищного строительства.

Представитель ГУ - УПФ РФ в Лебедянском районе Липецкой области по доверенности Савостеенко Е.В. заявленные требования не признала. Считает отказ в удовлетворении заявления истицы о распоряжении средствами материнского капитала на оплату реконструкции жилого дома обоснованным, так как средства материнского капитала могут направляться на реконструкцию только объекта индивидуального жилищного строительства. А на основании ч.3 ст.48 и п.1 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектом индивидуального жилищного строительства понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи. Полагает, что 1/2 доля жилого дома не наделена всеми признаками объекта индивидуального жилищного строительства.

Выслушав стороны, специалиста, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу ч.3 ст. 7 Федерального Закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" N 256-ФЗ от 29.12.2006 г. (с изменениями от 23 июля, 25 декабря 2008 г., 28 июля, 29 декабря 2010 г., 1 июля, 16 ноября 2011 г.) лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 настоящей статьи. (часть 6 в ред. ФЗ 28.07.2010 N 241-ФЗ).

Согласно ст.10 названного закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться:

1) на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;

2) на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.12.2007 N 862 (ред. от 27.11.2010) "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий" лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала:

на приобретение или строительство жилого помещения, осуществляемые гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;

на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда (далее - строительная организация), а также на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

Лицо, получившее сертификат, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, осуществляемые лицом, состоящим в зарегистрированном браке с лицом, получившим сертификат (далее - супруг лица, получившего сертификат).

Судом установлено, что Мальцевой Ж.П. 17 декабря 2008 года был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ второго ребенка (л.д.7, 8).

Из справки от 10.11.2011 года о состоянии финансовой части лицевого счета лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки следует, что остаток средств МСК на счете Мальцевой Ж.П. составляет <данные изъяты> рублей 37 копеек.

Из материалов дела следует, что муж истицы М.А.М. является собственником 1/2 доли жилого дома, площадью 104,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 03.11.2009 года Управлением Федеральной регистрационной службы Липецкой области (л.д.12).

Также муж истицы М.А.М. является собственником 3693/7086 долей земельного участка, площадью 7086 кв.м. из земель населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 03.11.2009 года Управлением Федеральной регистрационной службы Липецкой области.

       Согласно копии технического паспорта на домовладение, экспликации к поэтажному плану здания составленного по состоянию на 07.08.2008 года, домовладение <адрес>, состоит из жилого дома разделенного на две квартиры, имеющие отдельные входы, и этот жилой дом состоит из двух жилых пристроек, трех холодных пристроек, семи сараев, трех теплиц, колодца, погреба, двух уборных, трех навесов, гаража, трех ограждений, ворот, трех калиток. Общая площадь - 104,4 кв.м., жилая площадь - 75,9 кв.м. Собственником 1/2 доли дома является муж истицы М.А.М. на основании договора дарения от 25.11.1994 года, собственником другой 1/2 доли дома является Т.В.С. на основании регистрационного удостоверения № 436 от 13.09.1994 года (л.д.13-16).

Согласно свидетельства о праве на наследство по закону от 18.03.1997 года собственником 1/2 доли жилого дома <адрес>, является Т.В.В. (л.д.27).

Из справки № 1936 от 11.11.2011 года, выданной главой администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет, следует, что по адресу: <адрес>, проживает Мальцева Ж.П., ее муж М.А.М., сын М.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь М.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.11).

В соответствии с ч.1, 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

23.08.2011 года по заявлению М.А.М. начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации Лебедянского муниципального района А.Н.А. подготовлен и в последующем утвержден администрацией <данные изъяты> сельсовета градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , площадью 7086 кв.м., расположенного на <адрес> при <адрес> описанием местоположения проектируемого объекта на земельном участке - индивидуального жилого дома (л.д.17-20).

14.09.2011 года администрацией Лебедянского муниципального района Липецкой области дано разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.22).

В суд также была предоставлена схема планировочной организации земельного участка по адресу: <адрес>, на которой указано размещение и размеры планируемой к возведению жилой пристройки.

Согласно нотариально удостоверенного 11.08.2011 года заявления Т.В.В., он дал свое согласие М.А.М. на строительство пристройки к жилому дому, принадлежащему Т.В.В. и М.А.М. по 1/2 доле каждому, расположенному на земельном участке по адресу: <адрес>. Никаких материальных претензий не имеет и иметь не будет (л.д.29).

03.11.2011 года ГУ - Управление Пенсионного фонда в Лебедянском районе Липецкой области отказал истице в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала на улучшение жилищных условий на оплату реконструкции жилого дома в размере <данные изъяты> рублей (л.д.6).

Из пояснений допрошенного в суде в качестве специалиста К.А.В., работающего ведущим специалистом отдела архитектуры и градостроительства Адмистрации Лебедянского района, который пояснил, что получения разрешения на реконструкцию жилого дома в отдел архитектуры и градостроительства необходимо предоставить заявление гражданина, правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка и схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Указанные документы М.А.М. были предоставлены и 14 сентября 2011 года Администрацией Лебедянского района Липецкой было выдано разрешение на реконструкцию. Согласно представленным документам реконструкция предусматривала собой увеличение жилой площади за счет строительства пристройки размером 5.5 м. х 14.6 м., к части домовладения в которой проживал М.А.М. с семьей.

Суд считает, что 1/2 доля жилого дома по своей сущности наделена всеми признаками объекта индивидуального жилищного строительства, являясь индивидуально-определенным объектом, а именно: она имеет один этаж, находится на обособленном земельном участке и является структурно-обособленным помещением по отношению к смежной 1/2 доле дома, имеет отдельный вход, а также помещения, необходимые для автономного, независимого от соседей проживания, каких-либо помещений общего пользования с соседями не имеет, предназначена для проживания отдельной семьи.

Кроме того, в судебном заседании установлено и не опровергнуто ответчиком, что действия истицы по реконструкции жилого помещения не причиняют кому-либо вреда и не ущемляют прав соседей и государства, в связи с чем, истица имеет право распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в целях создания условий, обеспечивающих ее семье достойную жизнь.

Довод представителя ответчика о том, что квартира, в которой проживает семья истца, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ не является объектом индивидуального жилищного строительства, суд считает несостоятельным, поскольку, не смотря на отсутствие одного из формальных признаков объекта индивидуального жилищного строительства (доля дома не является отдельно стоящим жилым домом, предназначенным для проживания одной семьи), по своей сущности данное жилое помещение наделено всеми признаками объекта индивидуального жилищного строительства, являясь обособленным и индивидуализированным, не предполагающим доступа соседей в силу своей обособленности.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что средства материнского капитала в случае направления их на реконструкцию жилого дома, будут использованы для улучшения жилищных условий семьи, то есть, по целевому направлению, предусмотренному ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", в преамбуле которого указано, что настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Руководствуясь ст. 194, 197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ по Лебедянскому району направить средства материнского капитала Мальцевой Ж.П. на улучшение жилищных условий для оплаты реконструкции жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья         В.В.Огиенко