Дело № г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 04 июля 2012 года город Лебедянь Лебедянский районный суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Огиенко В.В., с участием помощника прокурора Лебедянского района Бердиевой А.М., при секретаре Волынчиковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лебедянского района Липецкой области в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц к администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации о понуждении администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке на учёт бесхозяйного имущества, У С Т А Н О В И Л: Прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, сославшись на то, что в силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации о понуждении администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке на учёт бесхозяйного имущества, а именно колодца, расположенного рядом с домом <адрес>, в срок до 31.12.2013 года. Иск мотивирован тем, что прокуратурой Лебедянского района по заданию прокуратуры Липецкой области, а также на основании Решения коллегии прокуратуры Липецкой области проведена проверка исполнения законодательства об охране водных объектов и надлежащей организации питьевого водоснабжения населения, в ходе которой установлено, что в с. <адрес> сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района по ул. <адрес> расположен колодец, используемый для питьевого водоснабжения, который не имеет собственника, то есть является бесхозяйным. Существующий в с. <адрес> колодец, имеющий статус бесхозяйного, является объектом общего водопользования. Отсутствие собственника не исключает возможность загрязнения источников питьевого водоснабжения, вследствие чего создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, передающихся водным путем, отравлений. Организация надлежащего содержания колодцев имеет своей целью предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций при употреблении питьевой воды из колодцев. Указанное требует принятия мер по передаче колодцев в муниципальную собственность для организации и обеспечения безопасности с целью предотвращения угрозы попадания в питьевую воду возбудителей опасных инфекционных заболеваний, вредных веществ, следствием которых может быть причинение вреда здоровью людей. До настоящего времени органами местного самоуправления поселения вопрос местного значения по надлежащей организации водоснабжения населения и предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций на территории поселения не разрешён. Исследование качества питьевой воды из колодца не проводится, что подтверждается информацией Территориального отдела Роспотребнадзора от 31.05.2012г. Наличие на территории поселения бесхозного колодца, являющегося источником питьевого водоснабжения населения, отсутствие системы надлежащей его эксплуатации ставит под угрозу право неопределённого круга лиц на охрану жизни и здоровья, защиту от чрезвычайных ситуаций, в том числе угрозу распространения инфекционных заболеваний через питьевую воду и отравлений. На этом основании прокурор просит обязать администрацию сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке на учёт бесхозяйной вещи - колодца, расположенного рядом с домом <адрес> в срок до 31.12.2013 года. В судебном заседании помощник прокурора Лебедянского района Липецкой области Бердиева А.М. поддержала заявленные требования по указанным в иске основаниям. Представитель ответчика администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области в судебном заседании, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте его проведения, не присутствовал. Глава администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области Межевов В.А. письменно просил о рассмотрении иска в отсутствие представителя ответчика, выразил согласие с иском. Выслушав объяснения помощника прокурора Лебедянского района Липецкой области Бердиевой А.М., исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с положениями части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона N 2202-I от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В силу части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с п. 4 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» к вопросам местного значения сельских поселений относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения. Согласно письменной информации, предоставленной 18.06.2012 года в адрес прокуратуры Лебедянского района и.о. главы администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области Потаповой Е.В., водоснабжение населения в сельском поселении <данные изъяты> сельсовет Лебедянского района в с. <адрес> осуществляется в том числе из общественного колодца, расположенного по ул.<адрес>, который не имеет собственника. Из сообщения Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области в Лебедянском, Краснинском и Становлянском районах от 18.05.2012 г. следует, что на территории <данные изъяты> сельсовета в с.<адрес> действуют 8 общественных колодцев. В соответствии со ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. В соответствии со ст.2 названного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состояния среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Органы государственной власти органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Из сообщения Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области в Лебедянском, Краснинском и Становлянском районах от 31.05.2012 г. следует, что исследования качества питьевой воды из общественных колодцев сельских поселений в 2012 году не проводились в связи с отсутствием в плане работы на 2012 год плановых проверок сельских администраций. В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Положением о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённым постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580, установлен чёткий порядок действий по обращению в территориальные органы федеральной регистрационной службы. Установлено, что принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что бесхозный колодец, являющийся источником питьевого водоснабжения населения и отсутствие системы надлежащей его эксплуатации ставит под угрозу право на охрану жизни и здоровья, защиту от чрезвычайных ситуаций, в том числе угрозу распространения инфекционных заболеваний через питьевую воду или отравлений, неопределённого круга лиц, в связи с чем необходимо устранение допущенных нарушений. Обозначенный прокурором срок для устранения нарушений разумен и достаточен для решения организационных, финансовых и технических вопросов. Заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению. В силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно с администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области государственная пошлина взысканию не подлежит. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Обязать администрацию сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации в срок до 31.12.2013 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением и документами о постановке на учёт бесхозяйной вещи - колодца, расположенного рядом с домом <адрес>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца. Председательствующий: В.В. Огиенко