признании незаконным решение



Дело № 2-807/2010 г.

 Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п. Переяславка 05 октября 2010 года

Суд района им.Лазо Хабаровского края

 в составе председательствующего судьи Шереметовой Т.В.,

с участием представителя Хабаровского краевого государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости (КГУП «Хабкрайинвентаризация»)  ФИО0,

представителя КГУ Центр занятости населения района имени Лазо ФИО1,

ФИО5,

при секретаре Буровой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хабаровского краевого государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости о признании незаконным решения Краевого государственного учреждения Центр занятости населения района имени Лазо,

                                                                          

У С Т А Н О В И Л:

Хабаровское краевое государственное унитарное предприятие технической инвентаризации и оценки недвижимости обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Краевого государственного учреждения Центр занятости населения района имени Лазо. В  заявлении указано, что Краевым государственным учреждением Центр занятости населения района имени Лазо вынесено решение, оформленное в виде справки №Номер обезличен от Дата обезличена года о выплате за счет средств предприятия среднемесячной заработной платы бывшему работнику КГУП «Хабкрайинвентаризация» ФИО5, уволенной в соответствии с п.2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, в связи с сокращением штата предприятия, на период трудоустройства, в течение третьего месяца со дня увольнения. Основанием для принятия решения послужило то обстоятельство, что служба занятости в установленный ст. 178 ТК РФ срок не смогла трудоустроить ФИО5

При расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

В решении не раскрыто понятие исключительности случая, когда следует сохранять заработную плату уволенному работнику за третий месяц после увольнения. Кроме того, Центр занятости населения не должен принимать решение о сохранении за лицом, находящимся на пенсии, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.

 В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.04.1997г. №458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» в органах занятости регистрируются только трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода). Данное положение согласуется с п. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ», согласно которому безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по старости или за выслугу лет. В        ст. 178 ТК РФ нет ссылки на указанные нормативные акты, на иной порядок ее реализации, то есть оснований и способа выдачи службой занятости соответствующих решений действующим законодательством не предусмотрено. Также в данной норме не раскрыто понятие исключительности случая, когда следует сохранять заработную плату уволенному работнику за третий месяц после увольнения.

Кроме того, ст. 39 Конституции РФ каждому гарантированно социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Как указывается в п. 2 постановления Конституционного суда РФ от 12.12.1997г. №20-П, перечень случаев (социальных рисков), с которыми названная конституционная норма связывает право каждого человека на социальное обеспечение, не носит исчерпывающего характера. Вместе с тем, относя установление таких случаев к сфере регулирования законом, она подтверждает конституционное значение существования социального обеспечения в каждом из названных в ней и предусмотренных законом случаев. Такие случаи обычно характеризуются невозможностью иметь заработок (трудовой доход) или его утратой либо недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи. Пункт 3 ст. 37 Конституции РФ закрепляет право каждого на защиту от безработицы. Такая защита обеспечивается наряду с иными мерами материальной поддержкой граждан, не имеющих работы и заработка, трудового дохода и официально признанных безработными.

Пунктом 2 Порядка регистрации безработных граждан предусмотрено несколько стадий регистрации не имеющих работы граждан. А именно, первичная регистрация безработных граждан, регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы, регистрация граждан в качестве безработных, перерегистрация безработных граждан.

Абзац 3 п.2 ст. 3 Закона «О занятости населения в РФ» гласит, что при невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления необходимых документов в уполномоченный орган. ФИО5, 1953 года рождения, является пенсионером по возрасту и получает пенсию. После увольнения она обратилась в КГУ ЦЗН в установленный ст. 178 ТК РФ двухнедельный срок, где ее не смогли трудоустроить.

 Положения статьи 178 ТК РФ не должны распространяться на граждан, которым выплачивается пенсия, так как указанная в ней выплата по своей сути является мерой социальной защиты безработных. Пенсионеры социально защищены государством посредством назначения пенсии, КГУ ЦЗП не должно было выдавать решение о сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения.

 Считают решение КГУ ЦЗН, оформленное в виде справки №Номер обезличен от Дата обезличена года, незаконным и нарушающим права и законные интересы предприятия, так как обязывает производить соответствующие выплаты ФИО5

В судебном заседании представитель КГУП «Хабкрайинвентаризация»  ФИО0 просил удовлетворить заявление по указанным в нем основаниям. Пояснил, что пенсионер по старости не может быть признан безработным, социально защищен, поэтому на пенсионеров не распространяется положение закона о выплате пособия в течение третьего месяца после увольнения по сокращению штата. 

Представитель КГУ Центр занятости населения района имени Лазо ФИО1 пояснила, что ФИО5 обратилась в Центр занятости населения 15 июня 2010 года, была зарегистрирована в качестве лица, ищущего работу. В связи с тем, что ФИО5 не была трудоустроена, 06. 09. 2010 года была выдана справка для предъявления бывшему работодателю для получения сохраненного среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.

В соответствии с п.1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации» работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством.

Работником как стороной трудового договора в силу положений ст. 56 и 63 Трудового кодекса Российской Федерации может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста (в исключительных случаях и ранее этого возраста). Иных возрастных критериев заключения трудового договора законодательство не содержит. Следовательно, лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства, включая предоставление установленных ТК РФ гарантий и компенсаций.

Согласно статье 178 Трудового Кодекса Российской Федерации, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Из приведенных норм не следует, что гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия по старости.

Органы службы занятости населения своим решением вправе охарактеризовать случай, как исключительный и сохранить за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения средний месячный заработок.

Следовательно, орган службы занятости населения принимает решение о сохранении за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения средний месячный заработок при соблюдении в совокупности следующих условий: обращение работника в двухнедельный срок после увольнения в орган службы занятости; факт не трудоустройства уволенного работника органом службы занятости населения.

Полагают, что у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решения об отказе в сохранении за ними среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения и выдаче пенсионерам соответствующих документов (справок), при соблюдении изложенных в части 2 статьи 178 Трудового Кодекса Российской Федерации условий.

ФИО5 пояснила, что в установленный законом срок после увольнения с работы по сокращению штата обратилась в Центр занятости населения, не была трудоустроена. Считает действия Центра занятости населения законными, просит в удовлетворении заявления КГУП «Хабкрайинвентаризация» отказать. 

Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к  следующему:     

         Согласно ст. 178 Трудового Кодекса Российской Федерации, п. 10 Положения о порядке высвобождения и трудоустройства рабочих и служащих и предоставления им льгот и компенсаций, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР от 03.03.1988 № 113/6-64, при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). 

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в  двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

В соответствии с принятым решением орган по трудоустройству выдает работнику справку, которая является основанием сохранения за ним средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения.

В соответствии со ст. 56 и 63 ТК РФ работником, как стороной трудового договора может быть любой гражданин, достигший 16 летнего возраста (в исключительных случаях и ранее указанного возраста). Иных возрастных критериев трудовое законодательство не содержит. Таким образом, лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются указанные выше положения трудового законодательства.

Таким образом, при соблюдении работником условия об обращении в органы службы занятости населения в двухнедельный срок после увольнения любой случай не трудоустройства работника через службу занятости по причине отсутствия подходящей для него работы в течение трех месяцев со дня увольнения является исключительным, позволяющим сохранить за ним средний месячный заработок в течение третьего месяца.

Каких-либо ограничений права на сохранение средней заработной платы на период трудоустройства (в порядке исключения) в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости в отношении увольняемых по причине ликвидации организации, сокращения численности или штата работников пенсионного возраста действующее законодательство не содержит. Данные граждане не лишены права вновь трудоустроиться как самостоятельно, так и с помощью службы занятости, и могут быть зарегистрированы органами службы занятости не как безработные, а в целях поиска подходящей работы.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство гарантирует гражданам РФ бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости. Следовательно, период, в течение которого органы службы занятости оказывают содействие гражданам в поиске подходящей работы, не ограничивается 10 днями. Таким образом, органы службы занятости вправе выносить решение о сохранении среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в отношении граждан, достигших пенсионного возраста.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО5, 10 апреля 1953 года рождения, 04.06.2010 года была уволена с должности специалиста КГУП «Хабкрайинвентаризация» по п.2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, по сокращению штата работников организации.

15.06.2010 года ФИО5 обратилась в КГУ ЦЗН и была зарегистрирована в качестве лица, ищущего работу, что подтверждается карточкой персонального учета гражданина, ищущего работу, заявлением ФИО5, заявлением  - анкетой о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.

В связи с тем, что ФИО5 не была трудоустроена, Центр занятости 06 сентября 2010 года выдал решение № Номер обезличенНомер обезличен для предъявления бывшему работодателю для получения сохраненного среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения. Согласно содержанию справки выплата сохраняемого среднего заработка производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

Таким образом, установлено, что ФИО5 в  двухнедельный срок после увольнения по сокращению штата организации обратилась в Центр занятости населения для трудоустройства, не была трудоустроена в данной местности в соответствии с квалификацией, специальностью профессией в течение двух месяцев со дня увольнения, что подтверждается справкой о предоставлении услуги. Центр занятости населения в соответствии с положениями статьи 178 Трудового Кодекса Российской Федерации принял решение о  сохранении за ФИО5 среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.

Каких – либо ограничений права для сохранения среднего заработка за третий месяц после увольнения при указанных обстоятельствах для работников пенсионного возраста законом не установлено.  

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решение Краевого государственного учреждения Центр занятости населения района имени Лазо о сохранении среднего заработка ФИО5 в течение третьего месяца со дня увольнения принято в соответствии с законом, в пределах своих полномочий. В удовлетворении заявления КГУП «Хабкрайинвентаризация» необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

                                           Р Е Ш И Л:

Хабаровскому краевому государственному унитарному предприятию технической инвентаризации и оценки недвижимости отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Краевого государственного учреждения Центр занятости населения района имени Лазо, оформленного в виде справки №Номер обезличен от Дата обезличена, о выплате за счет средств предприятия среднемесячной заработной платы бывшему работнику КГУП «Хабкрайинвентаризация» ФИО5, уволенной в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 81 ТК РФ, в связи с сокращением штата предприятия, на период трудоустройства.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через суд района им.Лазо в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, с  08 октября 2010 года.

Судья Т. В. Шереметова