об обязании совершить действия



Дело № 2-401/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Переяславка 12 мая 2011 года

Суд района им. Лазо Хабаровского края, в составе председательствующего судьи Сурнина Е.В.,

с участием представителя истца – помощника прокурора района имени Лазо Хабаровского края Клюкова Е.Д.,

представителя ответчика Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края Аверьянова А.А.,

представителя ответчика Управления образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края Аристовой Е.Р.,

при секретаре Тарасовой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора района имени Лазо Хабаровского края к Управлению образования администрации муниципального района имени Лазо об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л :

В суд с иском обратился прокурор района имени Лазо Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования администрации муниципального района имени Лазо, о возложении обязанностей в виде получить в установленном порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух с котельной, расположенной в <адрес>. В обоснование иска указал, что в соответствии с решение собрания депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края № 280 от 28.06.2007 года «Об управлении образования муниципального района имени Лазо» основной деятельностью Управления образования является осуществление государственной политики в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации прав граждан на получение образования на территории района. В рамках своей деятельности Управление образования для обеспечения своей деятельности на праве оперативного управления имеет в пользовании котельную, расположенную в <адрес>. Указанная котельная вырабатывает тепло в процессе сжигания угля, оказывая тем самым негативное воздействие на окружающую среду, посредством выброса загрязняющих веществ в воздух. На юридических лиц возложена обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства в части проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативами допустимых выбросов и сбросов веществ допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Однако проверкой установлено, что Управление образования в ходе осуществления своей деятельности, связанной с оказанием услуг по теплоснабжению здания, расположенного в <адрес>, не смотря на деятельность, связанную с загрязнением атмосферного воздуха, разрешения на выброс загрязняющих веществ не имеет. Невыполнение ответчиком требований природоохранного законодательства нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку указанная котельная, осуществляя хозяйственную деятельность, оказывая негативное воздействие на атмосферный воздух в непосредственной близости от жилых построек п. Переяславка, обязано соблюдать требования законодательства об охране атмосферного воздуха. Управление образования обязано получить в установленном прядке разрешение на выброс с котельной расположенной в п. Переяславка загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Представитель истца – помощник прокурора района имени Лазо Хабаровского края в судебном заседании поддержал заявление и изложенные в нем доводы, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Управления образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, по доверенности Аристова Е.Р. исковые требования не признала, суду пояснила, что исковые требования прокурора не основаны на законе.

Представитель Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края по доверенности Аверьянов А.А., в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу, в связи с тем, что здание котельной в п. Переяславка было передано в оперативное управление Управлению образования, соответственно администрацию района необходимо освободить от гражданско-правовой ответственности по данному делу.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что договором от ДД.ММ.ГГГГ и приложением к указанному договору подтверждается, что котельная, расположенная в <адрес>, передана и закреплена на праве оперативного управления за Управлением образования администрации муниципального района. Кроме того, данная котельная находится на балансе Управления образования, что подтверждается информацией, представленной прокуратуре начальником управления образования (л.д.13).

То обстоятельство, что ответчик не имеет разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, информацией, представленной по запросу прокурора, начальником Управления образования ФИО5 (л.д.13), и не оспаривалось в судебном заседании.

Из пояснений сторон в судебном заседании следует, что котельная является стационарным кирпичным строением.

Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно ст. 297 ГК РФ казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Под бременем содержания имущества понимается необходимость поддерживать его пригодное для эксплуатации и безопасное состояние, оплачивать предусмотренные законом налоги и сборы, страховать имущество в случае необходимости, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как следует из договора о закреплении за Управлением образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края муниципального имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ, обязанности по решению вопроса относительно соблюдения требований, правил и норм, касающихся экологического благополучия населения, окружающей среды на Управление образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края указанным договором не возложены.

В связи с указанным, Администрация муниципального района имени Лазо, как собственник здания котельной обязана нести бремя содержания указанного имущества.

В связи с изложенным, судом не принимаются во внимание доводы представителя Администрации муниципального района имени Лазо, о том, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу.

Управление образования действует на основании положения об управлении образования администрации муниципального района имени Лазо, утвержденного собранием депутатов муниципального района имени Лазо № 280 от 28.06.2007 года «Об управлении образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края». Согласно указанного положения Управление образования является органом местной администрации и муниципального района имени Лазо и входит в структуру органов администрации района имени Лазо. В ведении Управления образования находятся все муниципальные образовательные учреждения района. Основной деятельностью Управления образования является осуществление государственной политики в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан на получение образования на территории района. Управление образования представляет на рассмотрение главе района предложения о выделении средств на текущий и капитальный ремонт подведомственных учреждений, об индексации размеров и нормативов их финансирования, о финансировании развития материально-технической базы. Разрабатывает предложения по формированию местного бюджета в части расходов на образование. Контролирует соблюдение требований, предъявляемых к подведомственным учреждениям, в части строительных норм и правил, санитарных норм, оснащенности образовательного процесса и оборудования учебных помещений. Осуществляет оперативное руководство системой образования района, координирует деятельность подведомственных учреждений.

Таким образом, судом не принимаются во внимание доводы представителя Управления образования администрации муниципального района имени Лазо о том, что Управление образования не являются надлежащим ответчиком по делу, поскольку из вышеуказанных нормативных актов следует, что Управление образования наделено полномочиями в решении вопроса относительно получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух с котельной.

Согласно ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Как установлено судом, указанного разрешения не имеется, в связи с чем, суд считает необходимым Администрацию муниципального района имени Лазо Хабаровского края, а также Управление образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края обязать получить разрешение на выброс с котельной загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора района имени Лазо Хабаровского края – удовлетворить.

Обязать Управление образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, Администрацию муниципального района имени Лазо Хабаровского края получить в установленном порядке разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух при эксплуатации стационарного источника - котельной расположенной в <адрес> <адрес>, в срок до 01 сентября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через суд района им. Лазо Хабаровского края в течение 10 дней со дня его вынесения.

Мотивированное решение суда составлено 16 мая 2011 года.

Судья Е.В. Сурнин