Дело № 2-400/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п. Переяславка 12 мая 2011 года Суд района им. Лазо Хабаровского края, в составе председательствующего судьи Сурнина Е.В., с участием представителя истца – помощника прокурора района имени Лазо Хабаровского края Клюкова Е.Д., представителя ответчика Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края Аверьянова А.А., представителя ответчика Управления образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края Аристовой Е.Р., при секретаре Тарасовой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора района имени Лазо Хабаровского края к Управлению образования администрации муниципального района имени Лазо, к Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Гвасюги об обязании совершить определенные действия, У С Т А Н О В И Л : В суд с иском обратился прокурор района имени Лазо Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования администрации муниципального района имени Лазо, о возложении обязанностей в виде получить в установленном порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух с котельной общеобразовательного учреждения средней школы, расположенной в с. Гвасюги района имени Лазо Хабаровского края. В обоснование иска указал, что в соответствии с решение собрания депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края № 280 от 28.06.2007 года «Об управлении образования муниципального района имени Лазо» основной деятельностью Управления образования является осуществление государственной политики в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации прав граждан на получение образования на территории района. Управление образования для обеспечения учебного процесса школы с. Гвасюги на праве оперативного управления имеет в пользовании котельную, обеспечивающую теплом общеобразовательное учреждение с. Гвасюги. Указанная котельная вырабатывает тепло, в процессе сжигания дров, на окружающую среду оказывается негативное воздействие, посредством выбросов загрязняющих веществ в воздух. Юридические и физические лица, воздействие на окружающую среду, должны оказывать, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду. Однако проверкой установлено, что Управление образования в ходе осуществления своей деятельности, связанной с оказанием условий по теплоснабжению школы не смотря на деятельность, связанную с загрязнением атмосферного воздуха, разрешения на выброс загрязняющих веществ не имеет. Невыполнение ответчиком требований природоохранного законодательства нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку котельная школы, осуществляя хозяйственную деятельность, оказывающее негативное воздействие на атмосферный воздух в непосредственной близости от жилых построек с. Гвасюги обязано соблюдать требования законодательства об охране атмосферного воздуха. Управление образования обязано получить в установленном прядке разрешение на выброс с котельной расположенной в <адрес> загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В ходе судебного разбирательства по делу, в качестве соответчиков привлечены Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Гвасюги. Представитель ответчика муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Гвасюги в суд не прибыл, причин неявки не сообщил. В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не прибывшего представителя ответчика. Представитель истца – помощник прокурора района имени Лазо Хабаровского края в судебном заседании поддержал заявление и изложенные в нем доводы, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика Управления образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, по доверенности Аристова Е.Р. исковые требования не признала, суду пояснила, что исковые требования прокурора не основаны на законе. Представитель Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края по доверенности Аверьянов А.А., в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу, в связи с тем, что здание котельной в с. Гвасюги было передано в оперативное управление школе с. Гвасюги, соответственно администрацию района необходимо освободить от гражданско-правовой ответственности по данному делу. Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что распоряжением № 60-р от 28.01.2011 года «Об утверждении перечня недвижимого имущества», утвержден перечень недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными общеобразовательными учреждениями, подведомственными Управлению образования администрации муниципального района имени Лазо. В указанный перечень включены здание школы, здание котельной (стационарное одноэтажное кирпичное строение), расположенных в <адрес> <адрес>, <адрес> (л.д. 8). Данная котельная работает на твердом топливе (дровах), не имеет разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, что подтверждается представленной прокурору информацией начальником Управления образования ФИО5, а также не оспаривалось сторонами в судебном заседании (л.д. 13, 14). Согласно устава МОУ СОШ с. Гвасюги района имени Лазо Хабаровского края, собственником имущества, указанного общеобразовательного учреждения является Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края и закрепляется комитетом по управлению имуществом администрации муниципального района имени Лазо за ней на праве оперативного управления (л.д.36) На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, Комитет по управлении имуществом администрации муниципального района имени Лазо закрепил за муниципальным общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа с. Гвасюги на праве оперативного управления недвижимое имущество, в том числе и здание котельной, расположенной в <адрес> (л.д. 31), что также подтверждается актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35), указанное обстоятельство не оспаривалось сторонами в судебном заседании. Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Согласно ст. 297 ГК РФ казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Под бременем содержания имущества понимается необходимость поддерживать его пригодное для эксплуатации и безопасное состояние, оплачивать предусмотренные законом налоги и сборы, страховать имущество в случае необходимости, если иное не предусмотрено законом или договором. Как следует из договора о закреплении за МОУ СОШ с. Гвасюги муниципального имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ, обязанности по решению вопроса относительно соблюдения требований, правил и норм, касающихся экологического благополучия населения, окружающей среды на МОУ СОШ с. Гвасюги указанным договором не возложены. В связи с указанным, Администрация муниципального района имени Лазо, как собственник здания котельной обязана нести бремя содержания указанного имущества. В связи с изложенным, судом не принимаются во внимание не доводы представителя Администрации муниципального района имени Лазо, о том, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу. Согласно уставу МОУ СОШ с. Гвасюги, учредителем школы является администрация муниципального района имени Лазо в лице Управления образования. Школа создается учредителем по собственной инициативе. Школа вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные права и нести обязанности. Управление образования действует на основании положения об управлении образования администрации муниципального района имени Лазо, утвержденного собранием депутатов муниципального района имени Лазо № 280 от 28.06.2007 года «Об управлении образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края». Согласно указанного положения, Управление образования является органом местной администрации и муниципального района имени Лазо и входит в структуру органов администрации района имени Лазо. В ведении Управления образования находятся все муниципальные образовательные учреждения района. Основной деятельностью Управления образования является осуществление государственной политики в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан на получение образования на территории района. Управление образования представляет на рассмотрение главе района предложения о выделении средств на текущий и капитальный ремонт подведомственных учреждений, об индексации размеров и нормативов их финансирования, о финансировании развития материально-технической базы. Разрабатывает предложения по формированию местного бюджета в части расходов на образование. Контролирует соблюдение требований, предъявляемых к подведомственным учреждениям, в части строительных норм и правил, санитарных норм, оснащенности образовательного процесса и оборудования учебных помещений. Осуществляет оперативное руководство системой образования района, координирует деятельность подведомственных учреждений. Таким образом, судом не принимаются во внимание доводы представителя Управления образования администрации муниципального района имени Лазо о том, что Управление образования не являются надлежащим ответчиком по делу, поскольку из вышеуказанных нормативных актов следует, что Управление образования наделено полномочиями в решении вопроса относительно получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух с котельной школы с. Гвасюги. Согласно ст. 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Как установлено судом, указанного разрешения не имеется, что подтверждается представленной по запросу информацией Федеральной службы по надзору в сфере природопользования департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу, в связи с чем, суд считает необходимым Администрацию муниципального района имени Лазо Хабаровского края, а также Управление образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края обязать получить разрешение на выброс с котельной загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В связи с вышеизложенным, поскольку МОУ СОШ с. Гвасюги является бюджетным некоммерческим образовательным учреждением, и в силу ст. 56 ГК РФ не отвечает по обязательствам собственника или учредителя, суд считает возможным освободить указанное учреждение от гражданско-правовой ответственности по данному иску. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора района имени Лазо Хабаровского края – удовлетворить. Освободить от гражданско-правовой ответственности по данному иску муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с. Гвасюги муниципального района имени Лазо Хабаровского края. Обязать Управление образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, Администрацию муниципального района имени Лазо Хабаровского края получить в установленном порядке разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух при эксплуатации стационарного источника - котельной расположенной в <адрес> <адрес> <адрес> срок до 01 сентября 2011 года. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через суд района им. Лазо Хабаровского края в течение 10 дней со дня его вынесения. Мотивированное решение составлено 16 мая 2011 года. Судья <данные изъяты> <данные изъяты> Е.В. Сурнин
"Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.