о расторжении договора купли-продажи



Дело № 2-394/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

п. Переяславка 20 мая 2011 года

Суд района имени Лазо Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Моховой М.В.,

с участием истца Малиновской О.В., ее представителя Комченко В.И.,

ответчика Кириленко Л.Г., ее представителя Черноперовой О.Ю.,

при секретаре Богомаз Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малиновской <данные изъяты> к Кириленко <данные изъяты> о расторжении соглашения о задатке, о взыскании <данные изъяты> рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Малиновская О.В. обратилась в суд с данным иском, указывая, что 31 марта 2010 года между ней и Кириленко Л.Г. было оформлено соглашение о задатке, согласно которого она передала Кириленко Л.Г. <данные изъяты> рублей в качестве задатка в счет причитавшихся с неё <данные изъяты> рублей по договору купли-продажи жилого дома, принадлежащего Кириленко Л.Г. в <адрес>. Оформление договора купли-продажи назначено на 31 марта 2011 года. Дом расположен на земельном участке более 15 кв.м., который на день оставления соглашения, в собственность оформлен не был, в связи с чем она сказала Кириленко Л.Г. оформить участок в собственность, чтобы ей не пришлось заниматься оформлением земельного участка в собственность. В конце января 2011 года Кириленко Л.Г. позвонила и сказала, что она оформила земельный участок в собственность, поэтому будет продавать землю отдельно от дома и если она (Малиновская) желает приобрести дом вместе с земельным участком, то должна доплатить ещё <данные изъяты> рублей, затем в феврале месяце снизила сумму до <данные изъяты> рублей и таким образом увеличила стоимость сделки купли-продажи до <данные изъяты> рублей. Она не имеет возможности оплатить такую сумму, её устраивала сумма, о которой договорились при составлении договора о задатке и в договоре отсутствует какой-либо пункт, дающий право одной из сторон изменять условия соглашения о задатке. На её неоднократные требования заключить с ней сделку купли-продажи на ранее оговоренных условиях, Кириленко Л.Г. отвечает отказом, о том, что она не намеревалась заключать с ней сделку на условиях оговоренных в соглашении свидетельствует, что она, оформляя землю в собственность, сразу же оформила 2 участка один под домом в <данные изъяты> кв.м. и второй под огородом. Просит расторгнуть соглашение о задатке от 31 марта 2010 года о продаже жилого дома в <адрес>, в связи с существенными нарушениями условий договора Кириленко Л.Г.; обязать Кириленко Л.Г. возвратить уплаченную в качестве задатка сумму в <данные изъяты> рублей.

Истец Малиновская О.В. в судебном заседании поддержала иск и суду пояснила, что она хотела купить у Кириленко дом вместе с земельным участком. Земля не была оформлена в собственность Кириленко. 31 марта 2010 года составили соглашение о задатке, где указано о покупке только жилого дома. Она полагала, что земельный участок автоматически продается вместе с домом за ту же цену. Письменный договор купли-продажи между ними не заключался. Они договорились с Кириленко оформить сделку через год, 31 марта 2011 года. Деньги на дом у нее появились раньше, она получила ссуду и предложила Кириленко заключить сделку раньше, два раза писала Кириленко письма с предложением заключить сделку. Кириленко не отвечала. 31 марта 2011 года пошли совершать сделку, но Кириленко сказала, что ей нужно заплатить еще <данные изъяты> рублей за земельный участок, поясняя, что она затратила много денег на оформление земельного участка в собственность. С такими условиями она не была согласна, так как Кириленко увеличила сумму сделки. При заключении договора о задатке Кириленко не предлагала ей (Малиновской) самой оформить земельный участок в собственность или аренду, сказала, что у нее много времени, этим она будет заниматься сама. Заключение сделки не состоялось по вине Кириленко, которая отказалась продавать дом за ту цену, которую оговорили заранее, и которая указана в договоре о задатке.

Ответчик Кириленко Л.Г. в судебном заседании иск не признала и суду пояснила, что Малиновская собиралась покупать у нее за одну цену дом вместе с земельным участком около 3 соток, на котором расположен дом, надворные постройки и сад. Земельный участок площадью 15 соток, прилегающий к дому, Малиновская не собиралась покупать, объясняя это тем, что земля ей не нужна, у ее мамы в <адрес> есть большой земельный участок. Земельный участок не был оформлен в собственность. Она предложила Малиновской самой оформить земельный участок в ее (Малиновской) собственность или аренду, но Малиновская отказалась, на том основании, что все документы должен подготовить продавец. Она ответила, что оформит земельный участок в свою (Кириленко) собственность и будет продавать землю отдельно. Она оформила в свою собственность земельные участки, отдельно под домом и отдельно огород, получила два кадастровых паспорта и два свидетельства на право собственности. Заключили соглашение о задатке, в котором указано только о продаже жилого дома. Она считала, что будет продавать Малиновской дом вместе с земельным участком 3 сотки, за одну цену. 31 марта 2011 года они пошли в регистрационную палату оформлять договор купли-продажи. Она сказала Малиновской доплатить за земельный участок под огород еще <данные изъяты> рублей, так как Малиновская заставила ее оформить землю в собственность. Стоимость дома оставалась без изменений. Малиновская отказалась заключать сделку, мотивируя тем, что она (Кириленко) увеличила стоимость дома. Считает, что договор не был заключен по вине Малиновской, которая отказалась от заключения сделки.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск Малиновской О.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено, что 31 марта 2010 года между Кириленко Л.Г. и Малиновской О.В. было заключено соглашение о задатке, согласно которого Малиновская О.В. выдала Кириленко Л.Г. задаток в сумме <данные изъяты> рублей в счет причитающихся с неё <данные изъяты> рублей по договору купли-продажи жилого дома, принадлежащего Кириленко Л.Г. на праве собственности в <адрес>; Кириленко Л.Г., получившая задаток в случае неисполнения договора (отказа от заключения договора купли-продажи) уплачивает Малиновской О.В. двойную сумму задатка <данные изъяты> рублей; в случае неисполнения договора по вине Малиновской О.В. задаток остается у Кириленко Л.Г.. Оформление договора купли-продажи назначено на 31 марта 2011 года (л.д. 28, 25). 16 февраля и 17 марта 2011 года Малиновская О.В. направила Кириленко Л.Г. предложение о заключении договора купли-продажи в целях исполнения соглашения о задатке (л.д. 26,27). Кириленко Л.Г. является собственником земельных участков; категория земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства: общая площадь 1175 кв.м., участок находится примерно в 2 м по направлению на северо-запад от ориентира жилого дома, расположенного за пределами участка – <данные изъяты>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю от 24 марта 2011 года 27-АВ 544432 и 27-АВ 544431, и кадастровыми паспортами земельных участков.

В соответствии со статьей 380 Гражданского кодекса Российской Федерации, задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме. В случае сомнения в отношении того, является ли сумма, уплаченная в счет причитающихся со стороны по договору платежей, задатком, в частности вследствие несоблюдения правила, установленного пунктом 2 настоящей статьи, эта сумма считается уплаченной в качестве аванса, если не доказано иное.

Задатком в данном случае обеспечивалось возникшее обязательство сторон, то есть продавца (Кириленко Л.Г.) и покупателя (Малиновской О.В.), заключить основной договор – договор купли-продажи жилого дома по вышеуказанному адресу на согласованных условиях, то есть за <данные изъяты> рублей.

В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда, в том числе и в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

В судебном заседании установлено, что между Кириленко Л.Г. и Малиновской О.В. было заключено соглашение о задатке в счет причитающихся платежей при заключении договора купли-продажи жилого дома, в доказательство заключения и в обеспечение исполнения основного обязательства – купли-продажи дома в <адрес>. Истцом в адрес ответчика неоднократно направлялись письма с предложением заключить договор купли-продажи на первичных условиях, что подтверждается письменными материалами дела. Однако Кириленко Л.Г. значительно увеличила сумму платежей, оговоренную соглашением о задатке. В связи с чем данный договор заключен не был. Соглашением о задатке был определен товар – жилой дом. В качестве товара не указан земельный участок (находящийся под домом и надворными постройками, либо земельный участок в качестве огорода). Стороны по-разному толкуют содержание товара. Малиновская О.В. полагает, что в качестве товара подразумевается жилой дом и весь земельный участок, прилегающий к дому, включая огород, а Кириленко Л.Г. полагает, что в качестве товара подразумевается жилой дом и земельный участок, находящийся под ним и надворными постройками, без огорода. Данные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались сторонами и подтверждаются показаниями свидетелей.

Свидетель Малиновский А.В. суду показал, что они с супругой Малиновской О.В. договорились купить у Кириленко дом с земельным участком, <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей за дом и <данные изъяты> рублей за земельный участок), частично за счет средств материнского капитала, частично за банковский кредит. Земельный участок собирались покупать полностью, на котором расположен дом с надворными постройками и огород. Без огорода дом им был не нужен, так как они собирались старый дом сносить и строить новый. Он присутствовал при составлении договора о задатке. Малиновская и Кириленко договорились о купле-продаже дома вместе с земельным участком, включая огород. Договорились сделку оформить 31 марта 2011 года. Почему в соглашении о задатке указан только жилой дом, он пояснить не может. В январе-феврале 2011 года Малиновская предлагала Кириленко заключить сделку, так как они к тому времени взяли кредит в банке и готовы были отдать все деньги за дом. Кириленко для заключения сделки не приехала. 31 марта 2011 года Кириленко отказалась продавать им дом за ту цену, о которой договаривались, и требовала заплатить за землю отдельно.

Свидетель ФИО7 суду показала, что Малиновская договорилась с Кириленко о покупке дома за <данные изъяты> рублей, Малиновская отдала Кириленко задаток <данные изъяты> рублей, и должна была в течение года выкупить дом и землю. Кириленко говорила, что все документы есть. Когда Малиновская готова была отдать все деньги, то оказалось, что документов на землю нет, земля в собственность не оформлена. Кириленко стала требовать у Малиновской деньги отдельно за землю. Малиновская отказалась покупать дом.

Свидетель ФИО8 суду показал, что его супруга Кириленко Л.Г. договорилась с Малиновской о продаже дома с земельным участком 3 сотки, который был в аренде, за <данные изъяты> рублей. Малиновская заплатила задаток <данные изъяты> рублей, через год должна была выкупить дом. Они с женой предложили Малиновской взять землю в аренду или в собственность та отказалась, сказала, чтобы Кириленко сама оформила землю. Малиновская сказала, что ей не нужна земля под огород 15 соток, нужна только земля под домом 3 сотки. Кириленко оформила право собственности на землю, разделила земельный участок на два – под домом и надворными постройками с садом, и под огород, чтобы продать Малиновской дом с земельным участком 3 сотки. Стоимость земельного участка 3 сотки входила в стоимость дома. Кадастровая стоимость огорода <данные изъяты> рублей. Кириленко попросила у Малиновской оплатить затраты на оформление земли <данные изъяты> рублей, Малиновская отказалась. 31 марта 2011 года все собрались для заключения сделки, но Малиновская не собиралась покупать дом, просила юриста переделать соглашение о задатке. Малиновская отказалась покупать дом и 3 сотки земли, мотивируя тем, что ей мало земли.

Свидетель ФИО9 суду показала, что она проживает по соседству с домом Кириленко. В апреле 2010 года в доме Кириленко появились новые жильцы Малиновские. Кириленко сказала ей, что продает дом за <данные изъяты> рублей, о продаже земельного участка Кириленко ей не говорила; что она получила от Малиновской задаток <данные изъяты> рублей. Затем Малиновские перестали появляться в доме. В начале апреля 2011 года Кириленко рассказала, что Малиновские выехали из дома без предупреждения, что отказались покупать дом. Кириленко попросила их доплатить за землю, сумму не знает. Малиновские отказались покупать землю.

В соответствии со статьей 381 Гражданского кодекса Российской Федерации, при прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения, задаток должен быть возвращен. В судебном заседании достоверно установлено, что при заключении соглашения о задатке сторонами не было конкретно определено имущество, подлежащее купле-продаже.

Таким образом, суд считает обстоятельства, предусмотренные соглашением о задатке между сторонами, прекращенными и подлежащими расторжению. В связи с чем, с Кириленко Л.Г. подлежит взысканию в пользу Малиновской О.В. <данные изъяты> рублей.

В соответствии со статьями 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В судебном заседании установлено, что между сторонами не был заключен договор купли-продажи жилого дома, предусмотренный соглашением о задатке от 31 марта 2010 года. Ответчиком не были представлены доказательства уклонения Малиновской О.В. от заключения договора купли-продажи. В гражданском процессе также действует презумпция, согласно которой на истца не может быть возложена ответственность, если ответчик не доказал обстоятельства, подтверждающие его доводы. Доказательственная презумпция не освобождает истца от обязанности представлять доказательства, но перераспределяет бремя доказывания.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Малиновской О.В. удовлетворить.

Расторгнуть соглашение о задатке, заключенное в <адрес> 31 марта 2010 года между Кириленко <данные изъяты> и Малиновской <данные изъяты>.

Взыскать с Кириленко <данные изъяты> в пользу Малиновской <данные изъяты> <данные изъяты> рублей, государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Кириленко <данные изъяты> в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с 24 мая 2011 года.

Судья подпись

Копия верна: судья М.В. Мохова