Дело № 2-413/2012 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И п. Переяславка 14 июня 2012 года Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе председательствующего судьи Сметанникова А.Н., с участием: старшего помощника прокурора района имени Лазо Хабаровского края Клюкова Е.Д., при секретаре Лозуновой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора района имени Лазо Хабаровского края к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа поселка Сидима муниципального района имени Лазо Хабаровского края об обязании обеспечить доступ неопределенного круга лиц из числа детей-инвалидов и родителей-инвалидов, У С Т А Н О В И Л : Прокурор района имени Лазо Хабаровского края обратился в суд с данным иском, указывая, что прокуратурой района имени Лазо Хабаровского края проведена проверка исполнения законодательства об образовании и социальной защите инвалидов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа поселка Сидима муниципального района имени Лазо Хабаровского края и было установлено, что в учреждении не обеспечен доступ для детей-инвалидов и родителей-инвалидов в образовательное учреждение. Согласно национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной Постановлением правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 года № 751, всем гражданам Российской Федерации независимо от состояния здоровья обеспечивается общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование. В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 года создание полноценных условий для активной жизни детей-инвалидов должно стать приоритетом при реализации государственной программы «Доступная среда». Таким образом, отсутствие в Учреждении доступа в образовательное учреждение для детей-инвалидов и родителей инвалидов противоречит действующему законодательству и нарушает право неопределенного круга лиц из указанной категории граждан на доступ к объектам социальной инфраструктуры и получение образования. Просит обязать ответчика обеспечить доступ неопределенного круга лиц из числа детей-инвалидов и родителей-инвалидов в Учреждение, расположенное по адресу: Хабаровский край, район имени Лазо, <адрес>. Представитель истца старший помощник прокурора района имени Лазо Хабаровского края Клюков Е.Д. в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, уточнил исковые требования, просил обязать ответчика обеспечить доступ для детей инвалидов и родителей-инвалидов, путем оборудования пандуса, в срок до 01 октября 2012 года. Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, отзыв на исковое заявление не представил, о причинах неявки суду не сообщил. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям: В судебном заседании установлено, что прокуратурой района имени Лазо Хабаровского края была проведена проверка исполнения законодательства об образовании и социальной защите инвалидов в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа поселка Сидима муниципального района имени Лазо Хабаровского края. Проверкой установлено, что в учреждении не обеспечен доступ для детей-инвалидов и родителей-инвалидов в образовательное учреждение. 19 января 2012 года прокуратурой района имени Лазо Хабаровского края направлено требование директору МБОУ СОШ поселка Сидима об исполнении Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (л.д. 6). Из сообщения директора МБОУ СОШ п. Сидима муниципального района имени Лазо Хабаровского края № 10 от 02 мая 2012 года следует, что данная школа не обеспечена устройством для беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников, согласно проекту постройки (л.д. 7). Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Сидима муниципального района имени Лазо Хабаровского края, на основании акта приема-передачи от 21 сентября 2007 года и приказа о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МОУ СОШ п. Сидима № 37 от 21 сентября 2007 года - владеет, пользуется на праве оперативного управления, зданием-школой, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты> от 30 ноября 2007 года (л.д. 10). Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Сидима муниципального района имени Лазо Хабаровского края поставлено на учет по месту нахождения в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Хабаровскому краю, как юридическое лицо, что подтверждается свидетельством о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (л.д. 8). Из свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия <данные изъяты> следует, что Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Сидима муниципального района имени Лазо Хабаровского края внесено в единый государственный реестр юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (л.д. 9). В соответствии со статьями 7, 17,18, 43 Конституции Российской Федерации, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты. Признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией; основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии с частью 2 статьей 2, частью 1 статьи 15, статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Образовательные учреждения обеспечивают образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования. Статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что социальная инфраструктура для детей – система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей. Согласно статьи 2, пункта 3 статьи 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 года, одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение несет ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Подпунктом 1 п. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании», п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. В силу п.п. 4 п. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04 октября 2000 года № 751, всем гражданам Российской Федерации независимо от состояния здоровья обеспечивается общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование. В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 ноября 2010года, создание полноценных условий для активной жизни детей-инвалидов должно стать приоритетом при реализации государственной программы «Доступная среда». Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 года № 175 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 г.г., которой предусмотрена реализация мероприятий по созданию в обычных образовательных учреждениях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. В судебном заседании установлено, что МБОУ СОШ п. Сидима муниципального района имени Лазо Хабаровского края не обеспечено устройством для беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников. В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В судебном заседании истцом были представлены допустимые и достаточные доказательства отсутствия устройства для беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников в данную школу. В связи с этим, иск прокурора района имени Лазо Хабаровского края подлежит удовлетворению. В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора района имени Лазо Хабаровского края удовлетворить. Обязать администрацию муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа поселка Сидима муниципального района имени Лазо Хабаровского края, путем оборудования пандуса, в срок до 01 октября 2012 года включительно. Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа поселка Сидима муниципального района имени Лазо Хабаровского края в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо Хабаровского края в течение месяца со дня вынесения. Судья: подпись А.Н. Сметанников Копия верна: судья А.Н. Сметанников