Именем Российской Федерации
16 марта 2010 года г. Лангепас
Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Лебедя О.Ю.,
при секретаре Шабалиной В.Н.,
с участием истца ФИО5,
представителя ответчика ФИО2,
представителя третьего лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску ФИО5, ФИО4 к открытому акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры», третье лицо на стороне ответчика без самостоятельных требований Администрация г.Лангепас, об обязании открытого акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» предоставить ФИО5, ФИО4 субсидию в соответствии с порядком реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005 - 2015 годы»,
установил:
ФИО5 и ФИО4 обратились в суд с иском к АНО «Ипотечное агентство ХМАО - Югры» об обязании Автономной некоммерческой организации «Ипотечное агентство ХМАО-Югры» вынести решение о предоставлении им субсидии в порядке реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005 - 2015 годы», утвержденной Законом ХМАО-Югры от Дата обезличена г. Номер обезличеноз.
В иске истцы ссылаются на то, что с 2006 г. являются участниками подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005 - 2015 годы». Предоставление указанной субсидии до Дата обезличена г. осуществлялось Администрацией ..., с Дата обезличена г. - АНО «Ипотечное агентство ХМАО - Югры». Дата обезличена г. у них родился второй ребенок ФИО6 Дата обезличена г. ими было подано заявление на получение субсидии на второго ребенка, которое было зарегистрировано в Администрации .... В Дата обезличена. они стояли в очереди на получение субсидии под Номер обезличен, в Администрации им сказали, что данную субсидию они получат в Дата обезличена С Дата обезличена г. все документы по предоставлению субсидий были переданы из Администрации ... в Лангепасское представительство АНО «Ипотечное агентство ХМАО - Югры». До настоящего времени указанную субсидию они не получили. В нарушение ФИО7 ХМАО-Югры Номер обезличенп от Дата обезличена г. «О порядке реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005 - 2015 годы», уведомление о постановке их на учет для получения субсидии им не направили, решение АНО «Ипотечное агентство ХМАО - Югры» о предоставлении им субсидии до настоящего времени не принято. Кроме того, ответчик в нарушение указанного Порядка распределяет поступившие средства не в порядке очередности, а также не предоставляет им информацию о том, под каким номером они стоят в очереди на получение данной субсидии, что нарушает их права.
Определением Лангепасского городского суда от Дата обезличена г. произведена замена ненадлежащего ответчика АНО «Ипотечное агентство ХМАО-Югры» на надлежащего ответчика - ОАО «Ипотечное агентство Югры».
В ходе рассмотрения дела истцами было изменено исковое требование, они просили обязать открытое акционерное общество «Ипотечное агентство Югры» предоставить им субсидию в соответствии с порядком реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005 - 2015 годы» (ходатайство об изменении иска от Дата обезличена г.)
В судебном заседании истец ФИО5 настаивал на удовлетворении иска, сослался на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнил, что их очередь на получение субсидии уже прошла. Субсидию им не выплатили. Как следует из сайта ответчика, в настоящее время они стоят в очереди на получение субсидии под Номер обезличен.
Истец ФИО4, извещенная надлежащим образом о времени, дате и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, в своем заявлении от Дата обезличена г. поддержала исковые требования, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Суд в порядке ст.167 ч.5 ГПК РФ приступил к рассмотрению дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, иск не признала, показала, что с Дата обезличена года все учетные дела были переданы в Представительство АНО «Ипотечное агентство ХМАО - Югры» в .... В деле имеется заявление о постановке истцов на учет. На учет они были поставлены Администрацией ..., которая гражданам, ставшим на учет, выдавала выписку из протокола заседания комиссии, вместо уведомления о постановке на учет. Права семьи ФИО5 никаким образом не ущемлены, истцы стоят на учете на получение субсидии согласно дате поступления от них полного пакета документов. В течение 2009 года были выплачены субсидии гражданам, которые встали на учет в Дата обезличена годах, то есть раньше, чем семья ФИО4. Ипотечное агентство начало ставить на учет граждан, только после Дата обезличена года. Комитетом по молодежной политике ХМАО-Югры было определено, что списки должны были быть сформированы по дате подачи документов гражданами, что Ипотечное агентство и сделало. Истцы находятся в очереди по дате подачи ими заявления. Какие-либо права истцов ответчиком нарушены не были.
Представитель 3-го лица на стороне ответчика без самостоятельных требований - Администрации ... ФИО3, действующая на основании доверенности, показала, что считает исковые требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению. Администрация ... передала все учетные дела, которые были ею сформированы, Ипотечному агентству, в том числе и дело семьи ФИО4. Всего таких дел было 156. Комитетом по молодежной политике ХМАО-Югры был затребован реестр тех молодых семей, которые на момент передачи дел Ипотечному агентству не получили субсидию. Данный реестр был направлен Комитету Администрацией ... в электронном виде. Полагает, что список на первоочередное получение субсидии должен был быть сформирован именно из вышеуказанных 156 дел, а Ипотечное агентство сформировало список из всех переданных ему дел. Поэтому в настоящее время у Ипотечного агентства нет четкой очередности. Были включены в список и те семьи, которые писали заявление на получение субсидии и которые не писали. В первую очередь в списки должны были быть включены те семьи, которые были зарегистрированы в КУМИ и не получили субсидию. Заявление, которое было написано гражданином в отдел по молодежной политике Администрации ..., не влекло непосредственно за собой получения субсидии, поскольку только КУМИ после написания на имя Главы ... заявления о выдаче субсидии решал данный вопрос. В Ипотечное агентство были переданы все учетные дела и те, которые имели заявление на выдачу субсидии, и те, которые не имели его и не содержали в себе полный пакет документов, поэтому семья ФИО4 в очереди отодвинулась. Полагает, что Ипотечное агентство не имело право формировать список таким образом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства в совокупности, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истцов по следующим основаниям.
Из выписки Номер обезличен от Дата обезличена г. протокола заседания комиссии по вопросам предоставления субсидий на строительство или приобретение жилых помещений и переселению от Дата обезличена г. Номер обезличен, утвержденного постановлением главы ... от Дата обезличена г. Номер обезличен, следует, что ФИО4 и ФИО5 зарегистрированы на получение свидетельства о предоставлении субсидии на рожденного ребенка ФИО6, Дата обезличена года рождения, с Дата обезличена г.
В соответствии со ст.1 Закона Ханты-Мансийского АО - Югры от Дата обезличена г. N141-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы" полномочия по реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» (подпрограмма 2) с Дата обезличена г. переданы АНО «Ипотечное агентство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на основании государственного контракта, а с Дата обезличена г. ответчику - открытому акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры».
В судебном заседании установлено, что семья истцов обратилась в КУМИ Администрации ... с заявлением о предоставлении субсидии на имеющегося ребенка Дата обезличена г., т.е. до вступления в силу вышеуказанного Закона.
В силу Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы" порядок реализации и финансирования подпрограммы 2 определяется Правительством автономного округа.
Из пунктов 2 и 3 Порядка реализации подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы (далее - Порядок) (утв. постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от Дата обезличена г. N67-п "О Порядке реализации подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы" в редакции от Дата обезличена г.) следует, что прием и регистрация заявлений от молодых семей, молодых специалистов, а также предоставление субсидий в рамках данной подпрограммы, должны осуществляться только в случае представления полного установленного пакета документов.В силу п.3 ФИО7-Мансийского АО - Югры от Дата обезличена г. N90-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от Дата обезличена г. N67-п», к участникам подпрограммы, поставленным на учет до Дата обезличена года, приложение к настоящему постановлению о порядке реализации подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы применяется только в части предоставления субсидии.
Как следует из п.2 Регламента работы Администрации ... (Приложения к постановлению Главы ... от Дата обезличена г. Номер обезличен) по реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым», организацию и исполнение Подпрограммы обеспечивают следующие уполномоченные органы Администрации ...:
2.1. Отдел по учету и распределению муниципального жилого фонда Администрации ...:
2.1.1. Признает молодые семьи, молодых специалистов нуждающимися в улучшении жилищных условий.
2.2. Отдел по молодежной политике Администрации ...:
2.2.1. Ведет учет молодых семей, молодых специалистов, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с перечнем документов (приложения Номер обезличен,2);
2.3. Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации ...:
2.3.1.Осуществляет прием и регистрацию заявлений (образец - приложение Номер обезличен к Регламенту) с полным пакетом документов в соответствии с перечнем (приложение Номер обезличен к Регламенту):
- молодых семей на получение субсидии на имеющихся детей, в случае рождения, (усыновления) детей и пр.
2.3.2. В течение 10 дней после подачи документов КУМИ принимает решение о предоставлении либо отказе в предоставлении субсидии.
Таким образом, как следует из указанного Регламента каждый уполномоченный орган администрации ... выполнял строго отведенную ему функцию. На КУМИ же была возложена обязанность по приему и регистрации заявлений на имя Главы ... о выдаче субсидии только при предоставлении полного пакета документов.
В деле имеется такое заявление истцов от Дата обезличена г.
Таким образом, истцами в Администрацию ... был предоставлен полный пакет документов для получения субсидии, следовательно, истцы при наличии денежных средств уже до передачи учетных дел из Администрации ... в Ипотечное агентство, имели возможность получить указанную субсидию, однако ее не получили в связи с тем, что не подошла их очередь.
Как установлено в судебном заседании, не оспаривается сторонами, подтверждается материалами дела, семья истцов была зарегистрирована в журнале регистрации заявлений на получение свидетельства о предоставлении субсидий из бюджета автономного округа по подпрограмме «Доступное жилье молодым» при предоставлении полного пакета документов по дате подачи заявления от Дата обезличена г. под Номер обезличен.
Указанная регистрация произведена до Дата обезличена г., то есть до вступления в силу ФИО7-Мансийского АО - Югры от Дата обезличена г. N90-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от Дата обезличена г. N67-п", следовательно, положения указанного постановления о порядке реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы» применимы по отношению к истцам только в части предоставления им субсидии.
Как следует из предоставленной КУМИ Администрации ... выписки из упрощенного реестра молодых семей, зарегистрированных на получение субсидии из Бюджета ХМАО-Югры по муниципальному образованию городской округ Лангепас по состоянию на Дата обезличена г. (письмо от Дата обезличена г. Номер обезличен), в реестр, сформированный из молодых семей, зарегистрированных на получение свидетельства о предоставлении субсидии в КУМИ Администрации ... и не получивших субсидии на момент передачи учетных дел, семья истцов включена под Номер обезличен (по дате подачи заявления от Дата обезличена г.). Данный реестр был направлен в Комитет по молодежной политике ХМАО-Югры.
Согласно распечатки с сайта ОАО «Ипотечное агентство Югры» истцы на Дата обезличена г. находятся в списке семей на получение субсидии под Номер обезличен.
Как следует из письма Администрации ... от Дата обезличена г. на имя Председателя Комитета по молодежной политике ХМАО-Югры ФИО8, в Комитет Администрацией ... направлена информация об участниках подпрограммы, состоящих на учете для предоставления субсидии в рамках подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым». Из указанных сведений видно, что список состоит из 436 семей, семья истцов в списке значится под Номер обезличен.
Согласно актов передачи учетных дел из Администрации ... в АНО «Ипотечное агентство ХМАО-Югры» для реализации подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» - Дата обезличена г. было передано пять учетных дел (акт Номер обезличен), Дата обезличена г. было передано 126 учетных дел (акт Номер обезличен), Дата обезличена г. - 25 учетных дел (акт Номер обезличен), Дата обезличена г. - 284 учетных дела (акт без номера), Дата обезличена г. - 152 учетных дела (акт Номер обезличен). Учетное дело семьи ФИО4 под Номер обезличен было передано по акту Номер обезличен. Учетное дело под Номер обезличен в акте Номер обезличен от Дата обезличена г., отношения к рассматриваемому спору не имеет, поскольку касается получения истцами субсидии на первого ребенка.
Изучив направленные третьим лицом в Комитет по молодежной политике ХМАО-Югры сведения об участниках подпрограммы, состоящих на учете в рамках подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» для предоставления субсидий (в список очередников включено 436 семей), суд приходит к выводу о том, что указанные в списке сведения носят только информационный характер. Это вытекает из того, что семьи в списке не расставлены по очередности в хронологическом порядке в зависимости от даты их обращения к третьему лицу с заявлением о постановке их на учет и в зависимости от даты постановки их на учет после предоставления ими полного набора необходимых документов.
Что касается актов передачи учетных дел, в которых также данная нумерация нарушена, то они являются лишь свидетельством передачи учетных дел в Ипотечное агентство.
Как указывает представитель третьего лица ФИО3, реестр, сформированный из молодых семей, зарегистрированных на получение свидетельства о предоставлении субсидии в КУМИ администрации ... и не получивших субсидии на момент передачи учетных дел, в который семья истцов включена под Номер обезличен по дате подачи заявления от Дата обезличена г., был направлен в электронном виде Координатору подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» - в Комитет по молодежной политике ХМАО-Югры.
Данный факт подтверждается письмом КУМИ Администрации ... от Дата обезличена г. Номер обезличен, в котором в абзаце 1 указано о необходимости предоставления данного реестра Координатору подпрограммы, а также направленным из Комитета по молодежной политике ХМАО-Югры в адрес Администрации ... передачи учетных дел участников подпрограммы «Доступное жилье молодым», в котором содержится требование о направлении в Комитет по молодежной политике автономного округа информационных реестров по формам, ранее направленным Комитетом в Администрацию ... в электронном виде.
Представитель ответчика ФИО2 данный факт не подтверждает, указывая, что в Представительство АНО «Ипотечное агентство ХМАО-Югры» в ... из Комитета по молодежной политике ХМАО-Югры данный реестр не поступал.
Суд считает факт направления данного реестра в Комитет по молодежной политике ХМАО-Югры установленным (доказательств обратного ответчик в силу ст.56 ГПК РФ в суд не представил).
Таким образом, судом установлено, что Администрация ... при формировании учетных дел действовала в соответствии с утвержденным Регламентом по реализации данной подпрограммы, который ответчиком оспорен не был, незаконным в установленном законом порядке признан не был. В соответствии с данным Регламентом и запросом Координатора подпрограммы ответчику в лице Комитета по молодежной политике ХМАО-Югры был направлен реестр молодых семей, которые были зарегистрированы на получение субсидии, то есть тех семей, которыми были предоставлены в Администрацию ... все документы для постановки на учет и которые до Дата обезличена г. не получили положенную им субсидию лишь по причине отсутствия финансирования программы либо не наступления своей очередности. Семья ФИО4 в данном списке была указана 24.
Представитель ответчика не оспаривает, что действительно после передачи учетных дел Ипотечное агентство сформировало единый список семей на получение субсидии, в который были включены и те семьи, которые написали заявление на получение субсидии в КУМИ, и те семьи, которые такого заявления не писали, в том числе семьи не представившие до настоящего времени в агентство полный набор документов (данные учетные дела были переданы ответчику из отдела по молодежной политике Администрации ...). Представитель ответчика также указывает на то, что указанный список был составлен на основании протокола Межведомственного совещания по вопросам координации деятельности по реализации подпрограммы доступное жилье молодым от Дата обезличена г. с учетом даты подачи семьей заявления о постановке на учет, что не противоречит действующему законодательству.
Суд не может принять указанные доводы представителя ответчика как основание для отказа истцам в удовлетворении исковых требований, поскольку Порядок реализации подпрограммы "Доступное жилье молодым" не предоставляет участникам подпрограммы возможности получения субсидии при предоставлении неполного пакета установленных Порядком документов.
В силу этого семьи, которые не подавали заявление в КУМИ о выдаче субсидии либо не предоставили на момент передачи учетных дел все необходимые для получения субсидии документы, то есть не имевшие полного набора для получения субсидии документов, по мнению суда, не должны были быть поставлены в список впереди семей, которые данные документы предоставили.
Включение же в список семей, не имеющих полного набора документов, впереди семей, сдавших полный набор документов, то есть семей, которые в полном объеме выполнили все требования Закона для получения вышеуказанной субсидии, как полагает суд, влечет нарушение прав последних.
Ссылки представителя ответчика на протокол Межведомственного совещания по вопросам координации данной подпрограммы не могут быть приняты судом, поскольку данный протокол является внутренним актом ответчика и разрешения данной ситуации не предусматривает.Суд приходит к выводу, что действиями ответчика по составлению списка без учета вышеуказанных обстоятельств, были нарушены права семьи ФИО4, поэтому требования истцов о предоставлении им субсидии суд считает обоснованными.
Как следует из материалов дела, номер семьи истцов, указанный в журнале регистрации заявлений на получение свидетельства о предоставлении субсидий из бюджета автономного округа по подпрограмме «Доступное жилье молодым» - 26. Данный журнал является первичным документом, служащим для контроля за регистрацией молодых семей, ставших на учет по указанной подпрограмме. Номер истцов в выписке из упрощенного реестра молодых семей, зарегистрированных на получение субсидии, направленного электронной почтой в Комитет по молодежной политике ХМАО-Югры - 24. Указанные номера недалеки друг от друга, поставлены с учетом подачи заявления и постановки семьи истцов на учет и фактически реально отражают обстоятельства по постановке и нахождению семьи ФИО4 в списке очередности на получение указанной субсидии.
В силу ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований либо возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчик доказательств обратного в суд не представил.
В судебном заседании установлено, что с июля 2009 г. субсидию по подпрограмме 2 «Доступное жилье молодым» получили 43 человека, а в 2010 году - до рассмотрения дела по существу - 5 человек.
На основании этого суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения дела очередь истцов на получение данной субсидии, если принять во внимание даже их очередь под Номер обезличен - прошла, а значит, истцы в настоящее время в указанной очереди при предоставлении субсидии в рамках указанной подпрограммы должны стоять первыми.
В силу изложенного исковые требования истцов подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:Исковые требования ФИО5, ФИО4 удовлетворить.Обязать открытое акционерное общество «Ипотечное агентство Югры» предоставить ФИО5, ФИО4 субсидию в соответствии с порядком реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005 - 2015 годы».Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ханты-Мансийского окружного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Лангепасский городской суд.
Председательствующий Лебедь О.Ю.
Копия верна. Судья Лебедь О.Ю.