01 февраля 2010 года г. Лангепас
Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Лебедя О.Ю.,
при секретаре Султановой Н.М.,
с участием: заявителя ФИО7,
заинтересованных лиц: представителя Администрации ... ФИО2,
представителя Лангепасского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по заявлению ФИО7, ФИО6, заинтересованные лица администрация ..., ФИО5, ФИО4, Лангепасский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре, о признании незаконными действий должностных лиц администрации ... по отложению рассмотрения заявления по выплате социальной выплаты,
установил:
ФИО7, ФИО6 обратились в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц администрации ... по отложению рассмотрения заявления по выплате им социальной выплаты, ссылаясь на то, что Дата обезличена года их семью признали участниками подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры» на 2005 - 2015 годы, утвержденной Законом ХМАО-Югры от Дата обезличена года за Номер обезличеноз (в редакции от Дата обезличена года), то есть их признали нуждающимися в улучшении жилищных условий. На тот момент их семья (муж, жена и несовершеннолетний сын) проживали в квартире у матери ФИО7, принадлежащей ей на праве общей долевой собственности совместно с супругом - ФИО5 В Дата обезличена года семья заявителей приобрела и оформила в общую долевую собственность (по 1/3 доли каждому), за 2 150 000 рублей, трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: ..., ..., ..., .... Ими (заявителями) были собраны все необходимые документы, предусмотренные п. 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, для получения социальных выплат в рамках реализации указанных подпрограммы и программы, после чего они были признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г., а также программы «Содействие молодым семьям в приобретении жилья на 2008-2010 г.», и включены в резервный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальные выплаты в планируемом году. Их семья была утверждена Комитетом по молодежной политике ХМАО-Югры в вышеуказанном списке. В ноябре 2009 г. им позвонили с администрации ... и сообщили, что денежные средства (Федеральная субсидия) для предоставления социальных выплат поступили из бюджета Федерации, для их получения им необходимо написать заявление на выдачу свидетельства и предоставить необходимые документы. В соответствии с п. 38 Правил предоставления социальных выплат для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и документы, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 15 Правил, т.е. тот же пакет документов, который уже сдавался ранее заявителями для участия в подпрограмме. Все требуемые документы и заявление были ими предоставлены в администрацию города. В середине декабря 2009 г. им позвонили с администрации города и пригласили подойти к ним за выпиской. Дата обезличена г. они получили выписку из протокола заседания общественной жилищной комиссии от Дата обезличена года за Номер обезличен, утвержденного постановлением главы администрации ... за Номер обезличен от Дата обезличена года, согласно которой принято решение отложить рассмотрение заявления ФИО8 от Дата обезличена, в связи с отсутствием справок Лангепасского подразделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Лангепасского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по ..., Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам о наличии действующих и прекращенных прав на жилые помещения на территории ... по состоянию на Дата обезличена года на имя ФИО4 и ФИО5 Им было предложено обратиться в Лангепасское подразделение Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по ХМАО-Югре и Лангепасский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по ..., ХМАО и ЯНАО для получения сведений о наличии действующих и прекращенных прав на жилые помещения на территории ... по состоянию на Дата обезличена год на имя ФИО4 и ФИО5 Дата обезличена г. ФИО4 и ФИО5 написали заявления о предоставлении необходимых справок. Дата обезличена года из Лангепасского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ХМАО-Югре были получены официальные отказы в предоставлении необходимых справок. Считают действия администрации ... по отложению рассмотрения их заявления и затягиванию выплаты, причитающейся им по закону, незаконными, поскольку для участия в подпрограмме и для получения соответствующего свидетельства законодательством предусмотрено предоставление одинакового пакета документов, которые были ранее ими представлены.
Заявитель ФИО7 в судебном заседании поддержал заявленные требования, сославшись на доводы и основания, изложенные в заявлении, просил удовлетворить заявление, пояснил, что он и его семья Дата обезличена г. были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, а в Дата обезличена они были признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Администрация не выплачивает положенную Федеральную субсидию, ссылаясь на то, что заявители вновь должны доказать очевидный факт того, что они признаны нуждающимися в жилом помещении. Ни ФИО5, ни ФИО4, у которых они проживали ранее, не имели другого жилья в собственности на момент признания их (заявителей) нуждающимися в улучшении жилищных условий и не имеют его и на сегодняшний день. Предложив им (заявителям) самостоятельно получить сведения о наличии действующих и прекращенных прав на жилые помещения на территории ... по состоянию на Дата обезличена г. на имя ФИО4 и ФИО5, и зная, что им отказано в получении указанных сведений, администрация создает непреодолимые препятствия к осуществлению ими права на получение причитающейся им социальной выплаты. Поскольку Лангепасский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ХМАО-Югре не может предоставить сведения о наличии действующих и прекращенных прав на жилые помещения на территории ... по состоянию на Дата обезличена г., отказал в их предоставлении, то отложенное администрацией заявление так и не будет рассмотрено, и их семья будет лишена законного права на получение Федеральной субсидии.
Заявитель ФИО6, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила в суд телефонограмму о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд рассмотрел дело в ее отсутствие на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Представитель заинтересованного лица администрации ... ФИО2, действующий на основании доверенности, требования заявителей не признал, считая заявление необоснованным, просил в удовлетворении заявления отказать, поддержал письменные возражения на заявление, пояснил, что администрацией ... действительно были затребованы у заявителей справки о наличии либо отсутствии у них жилья на праве собственности по состоянию на дату заключения кредитного договора. Необходимость предоставления таких документов предусмотрена п.п. «г» п.15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденных постановлением правительства от Дата обезличена г. Номер обезличен, в соответствии с которым, для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора, но не ранее Дата обезличена г. В данном случае заявителям не позволяет реализовать свое право на получение указанной субсидии именно необоснованный отказ УФРС по ХМАО-Югре в предоставлении вышеуказанных сведений. Данный отказ был обоснован ст.7 ФЗ РФ от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Никакого запрета в данной норме не содержится. В соответствии со ст.8 ФЗ РФ от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», граждане - физические лица и организации, юридические лица вправе осуществлять поиск и получение информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом. Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества в данном случае не подходят.
Представитель заинтересованного лица - Лангепасского отдела УФСГР, кадастра и картографии по ХМАО-Югре - ФИО3, действующий на основании доверенности, поддержал заявление ФИО4, пояснил, что в соответствии со ст. 7 ФЗ РФ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах, утвержденной приказом Министерства юстиции №226 от 18.09.2003 г., сведения из Единого государственного реестра прав предоставляются только в порядке и по форме, установленными законодательством. Выдача информации из Единого государственного реестра прав, содержащей сведения на определенный заявителем момент или какой-либо период, Законом о регистрации и Инструкцией не предусмотрена. В соответствии с п.3 ст.7 указанного Закона можно получить в форме выписки из Единого государственного реестра прав обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, которые предоставляются на момент выдачи информации. В данном случае выход из данной ситуации видится в необходимости направления запроса Главы администрации ... в отношении конкретного объекта недвижимости, требуемая информация регистрационной службой будет предоставлена. УФСГР выдает информацию в отношении объекта недвижимости, дать информацию на конкретное лицо и на конкретное число невозможно, выдача таких форм справок законом не предусмотрена.
Заинтересованные лица ФИО4 и ФИО5, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Суд рассмотрел дело в их отсутствие в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав заявителя, заинтересованных лиц, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела ФИО7 и ФИО6 состоят в браке, от брака имеют сына - ФИО9, Дата обезличена года рождения и дочь Дата обезличена года рождения. Дата обезличена г. ФИО7 с составом семьи - женой ФИО6 и сыном ФИО9 были признаны участниками подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2005-2015 годы», утвержденной Законом ХМАО-Югры от Дата обезличена г. Номер обезличеноз. Дата обезличена г. заявители заключили кредитный договор Номер обезличен с ОАО «Ханты-Мансийский банк» на получение кредита в сумме 2150 000 рублей и в этот же день по договору купли-продажи с использованием кредитных средств приобрели трехкомнатную квартиру Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... в ..., оформив ее в общую долевую собственность на ФИО7, ФИО6 и несовершеннолетнего ФИО9 по 1/3 доли каждому. Дата обезличена г. исх. Номер обезличен в адрес ФИО7 Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации ... было направлено письмо, где указано, что они признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, а также признаны участниками городской программы «Содействие молодым семьям в приобретении жилья на 2008-2010 годы». Согласно письма отдела по молодежной политике администрации ... от Дата обезличена г. исх.Номер обезличен семья заявителей была включена в резервный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальные выплаты в планируемом году и утверждена в вышеуказанном списке. Как следует из выписки из протокола заседания общественной жилищной комиссии от Дата обезличена г. Номер обезличен, утвержденного постановлением администрации ... от Дата обезличена г. Номер обезличен, Главе ... было рекомендовано отложить рассмотрение заявления ФИО6 от Дата обезличена г. в связи с отсутствием справок Лангепасского подразделения Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ» по ХМАО-Югре и Лангепасского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по ..., ХМАО и ЯНАО о наличии действующих и прекращенных прав на жилые помещения на территории ... по состоянию на Дата обезличена г. на имя ФИО4 и ФИО5, заявителям было предложено представить указанные справки.
Из вышесказанного следует, что ни на момент признания заявителей участниками подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2005-2015 годы», утвержденной Законом ХМАО-Югры от Дата обезличена г. Номер обезличеноз, ни на момент включения их в резервный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальные выплаты, справок о наличии действующих и прекращенных прав на жилые помещения на момент заключения кредитного договора не требовалось; необходимый пакет документов был предоставлен заявителями в администрацию ....
П.п. «г» п.15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г. (утв. постановлением Правительства РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен), на который ссылается представитель администрации ..., не содержит требований о предоставлении справки о наличии действующих и прекращенных прав на жилые помещения на момент заключения соответствующего кредитного договора, как не содержит подобных требований и ст.51 ЖК РФ.
Как пояснил представитель заинтересованного лица Лангепасского отдела УФСГР, кадастра и картографии по ХМАО-Югре - ФИО3, выдача подобных справок не предусмотрена действующим законодательством.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.7 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. №122-ФЗ, выписки из Единого государственного реестра прав, утвержденные в установленном порядке, должны содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
Как следует из указанной статьи, выписки из Единого государственного реестра прав могут содержать сведения лишь о существующих на момент их выдачи правопритязаниях лица, обратившегося за получением указанной выписки, но не за прошлый период, как этого требует от заявителей администрация .... В силу указанной нормы закона действия администрации в части возложения на заявителей данной обязанности не основаны на Законе.
Согласно п.3 ст.7 вышеуказанного Закона, сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в установленном законом порядке только самим правообладателям или их законным представителям. В указанной статье перечислен еще ряд лиц, могущих получить указанные сведения, но заявители к ним не относятся.
Как установлено судом, заявители были обязаны администрацией ... предоставить сведения в отношении действующих и прекращенных прав на жилые помещения на территории ... по состоянию на Дата обезличена г. на имя ФИО4 и ФИО5
Заявители не являются правообладателями жилого помещения, в котором остались проживать заинтересованные лица ФИО4 и ФИО5 Следовательно, какие-либо сведения о наличии указанных прав ФИО4 и ФИО5 в отношении принадлежащих им объектов недвижимости, заявителям заинтересованным лицом Лангепасским отделом УФСГР по ХМАО-Югре в силу закона предоставлены быть не могли.
Кроме того, в случае не проживания заинтересованных лиц ФИО4 и ФИО5 в ... либо в случае их проживания на территории другого государства, получение указанных сведений заявителями могло бы стать вообще невозможным, как по указанным выше причинам, так и по причине отказа ФИО4 и ФИО5 в истребовании в регистрационной службе указанных сведений, поскольку последние какого-либо отношения к получению заявителями указанной в решении социальной выплаты, не имеют.
Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности требований администрации к заявителям по предоставлению вышеуказанных сведений.
В силу изложенного заявление ФИО7 и ФИО6 о признании незаконными действий должностных лиц администрации ... по отложению рассмотрения заявления по выплате социальной выплаты, является обоснованным и подлежащим удовлетворению, а действия администрации ... по отложению рассмотрения заявления ФИО7 и ФИО6 на получение социальной выплаты, причитающейся им как участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» являются незаконными.
В силу ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При указанных обстоятельствах администрация ... обязана устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителей ФИО7 и ФИО6, возобновив производство по рассмотрению указанного заявления.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Таким образом, с администрации ... в пользу ФИО7 и ФИО7 подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в сумме по 100 рублей в пользу каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198, 258 ГПК РФ, суд,
решил:
Заявление ФИО6, ФИО7 удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации ... по отложению рассмотрения заявления ФИО6, ФИО7 о выплате им социальной выплаты, причитающейся им как участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
Обязать администрацию ... устранить в полном объеме допущенное нарушение прав ФИО6, ФИО7 - возобновить производство по рассмотрению указанного заявления.
Взыскать с администрации ... в пользу ФИО6 и ФИО7 понесенные ими расходы по оплате государственной пошлины в сумме по 100 рублей в пользу каждого.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ханты-Мансийского окружного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Лангепасский городской суд.
Председательствующий Лебедь О.Ю.
Копия верна. Судья Лебедь О.Ю.