Решение
именем Российской Федерации
26 марта 2010 года Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе:
председательствующего судьи С.И. Кульковой,
при секретаре ФИО0,
с участием прокурора Г.Ф. Фейзиковой,
заявителя ФИО3,
представителя ГУ УПФ РФ по г. ФИО2 ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Лангепаса в интересах ФИО3 об оспаривания отказа государственного учреждения Управление пенсионного фонда РФ по г. Лангепасу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
установил:
Прокурор г. ФИО2 обратился в суд с заявлением в интересах ФИО3 об оспаривании отказа Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации по г. Лангепасу (далее УПФ РФ) в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявления указано, что ФИО3 обратился в орган Пенсионного фонда РФ с просьбой перейти с пенсии Министерства Обороны на трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 6 п.1 ст.28 Федерального закона от Дата обезличенаг. Номер обезличен «О трудовых пенсиях в РФ».
Дата обезличена года ему был дан официальный ответ за подписью начальника УПФ РФ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости на том основании, что законодательством не предусмотрен зачет военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Прокурор считает данный отказ незаконным по следующим основаниям. Подпунктом 6 п.1 ст.28 Федерального закона от Дата обезличенаг. Номер обезличен «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» в случае, если для назначения соответствующей пенсии, предусмотренной настоящим Федеральным законом, требуется трудовой стаж определенной продолжительности, в него включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 указанного Закона, засчитывается период прохождения военной службы. В силу ч.3 ст.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Пунктом 5 названных Правил установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. На основании вышеизложенного прокурор полагает, что в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, засчитывается любая работа в указанной местности, в том числе и военная служба. Просит признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Лангепасе ХМАО - Югры об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Номер обезличен от Дата обезличена г. и обязать Государственное учреждение ФИО4 РФ в г. ФИО2 ХМАО - Югры досрочно назначить ФИО3 трудовую пенсию по старости на основании подпункта 6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001г. №173 «О трудовых пенсиях в РФ».
В судебном заседании прокурор Фейзикова Г.Ф. пояснила, что фактически оспариваются действия УПФ РФ, поскольку в официальном ответе за подписью должностного лица ФИО3 разъяснено, что на досрочное назначение пенсии он претендовать не вправе. Уточняя требования, просила признать незаконным отказ в досрочном назначении трудовой пенсии ФИО3 и назначить ему трудовую пенсию по старости со дня предоставления ФИО3 всех необходимых документов.
ФИО3 также настаивал на удовлетворении заявления и пояснил, что Дата обезличена года он пришел в УПФ по г. ФИО2 с заявлением, в котором высказывал желание перейти с пенсии Министерства обороны РФ на трудовую пенсию и просил назначить ему трудовую пенсию по достижении возраста 55 лет. С собой у него были все необходимые документы, в том числе копия трудовой книжки, согласно которой он с Дата обезличена года по Дата обезличена года проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Вооруженных Силах РФ. Справкой Номер обезличен от Дата обезличенаг., выданной Военным комиссариатом городов ФИО2 и Покачи ХМАО - Югры, подтверждается, что он проходил военную службу с Дата обезличена года по Дата обезличена года в военном комиссариате г. ФИО2. После увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе он устроился на работу в организацию в г. ФИО2 и продолжает работать по настоящее время. При сложении периодов прохождения военной службы в г. ФИО2 работы на предприятии в г. ФИО2, следует, что он проработал более 20 календарных лет в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Поскольку он достиг возраста 55 лет, проработал в местности, приравненной к районам Крайнего Севера более 20 календарных лет, имеет страховой стаж более 25 лет, считает, что решение начальника ГУ УПФ РФ в г. ФИО2 об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости вынесено незаконно. Также пояснил, что документы в УПФ РФ он не сдавал, так как явился в неприемный день за получением консультации.
Представитель заинтересованного лица ФИО6 возражала против удовлетворения заявления прокурора. Обосновывая свои возражения тем, что правовых оснований для зачета ФИО3 в стаж работы в местности приравненной к районам Крайнего Севера период прохождения военной службы не имеется. Указанный период может быть учтен только для назначения пенсии в страховой стаж.
Суд, выслушав участников процесса, приходит к мнению, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из заявления прокурора и пояснений ФИО3, они полагают, что военная служба является разновидностью трудовой деятельности, а негативное воздействие факторов, обусловленных спецификой природно-климатических условий, не зависит от того, проходит ли гражданин службу или работает по трудовому договору, и право на пенсию должно возникать у работника при наличии суммарной продолжительности трудовой (профессиональной) деятельности в определенной местности и достижении им определенного возраста и не может ставиться в зависимость от характера этой деятельности и ведомственной принадлежности организации, в которой она осуществлялась.
Между тем, государственная служба, работа по трудовому договору, предпринимательская деятельность представляют собой различные формы реализации права на труд. Граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации), имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.
Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего, исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих, условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий. Для этой категории граждан предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Право на пенсию военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенный в действие с 1 января 2002 года, основан на принципах обязательного пенсионного страхования: согласно его статье 3 право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
При определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж, под которым Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" понимает суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2). Периоды, включаемые в страховой стаж для установления трудовой пенсии, подразделяются на две группы. В одну входят периоды трудовой и (или) иной деятельности лиц, застрахованных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а в другую - нестраховые периоды.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона, несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал. Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными постановлением ФИО5 от Дата обезличена года N555 (в редакции постановления ФИО5 от Дата обезличена года N475).
Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе и в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Статьей 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (введенной Федеральным законом от Дата обезличена года N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и вступившей в силу с Дата обезличена года) установлено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7-9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом ФИО5. Военная служба в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в перечисленных пунктах не указана.
Таким образом, разъяснения ФИО3 об отсутствии у него права на досрочное назначение ему трудовой пенсии по старости, изложенные в письме за подписью начальника УПФ по г. ФИО2, даны в соответствии с законом в пределах полномочий и не нарушают прав и свобод гражданина ФИО3.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 и ч.4 ст.258 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения с подачей жалобы в Лангепасский городской суд.
Председательствующий С.И. Кулькова.
Копия верна. Судья С.И. Кулькова.