оспаривание действий регистрационной палаты



Решение

именем Российской Федерации

25 марта 2010 года Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе:

председательствующего судьи С.И. Кульковой,

при секретаре ФИО0,

с участием заявителя ФИО3,

представителя заинтересованного лица - начальника ФИО2го отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - ФИО1 ФИО7,

представителя администрации г. ФИО2 ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 об оспаривании действий органа государственной власти,

установил:

В суд обратилась ФИО3 с заявлением об оспаривании отказа ФИО2го отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - ФИО1 (далее - орган государственной регистрации прав) в предоставлении информации о наличии в собственности лица объектов недвижимости на конкретный период. В обоснование требований ФИО3 пояснила, что Дата обезличена она направила в орган государственной регистрации прав заявление о предоставлении справки о наличии действующих и прекращенных прав на жилые помещения на территории города ФИО2 по состоянию на конкретную дату - Дата обезличена года в отношении её, и ФИО5, ФИО4, от имени которых она действовала на основании доверенности. Дата обезличена года она получила отказ в выдаче такой информации. Указанная справка ей необходима для получения социальных выплат из Федерального бюджета, в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденных постановлением Правительства РФ от Дата обезличена Номер обезличен (далее - «Правила»). Ранее её семья участвовала в окружной подпрограмме «Доступное жилье молодым», предусмотренной Законом ХМАО - ФИО1 от Дата обезличена Номер обезличеноз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - ФИО1 «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - ФИО1» на 2005 - 2015 годы» (далее - Подпрограмма). В рамках данной программы она приобрела трехкомнатную квартиру по ..., ..., ..., с использованием кредитных средств ОАО Ханты-Мансийский банк (кредитный договор от Дата обезличена Номер обезличен). На тот момент её семья признавалась нуждающейся в улучшении жилищных условий администрацией города ФИО2 по основаниям, предусмотренным Подпрограммой. Однако эти основания существенно отличаются от тех оснований, которые содержатся в Жилищном кодексе РФ (например, не учитываются жилые помещения, имеющиеся в собственности у других совместно проживающих членов семьи (родителей). В настоящее время она намерена получить социальные выплаты из Федерального бюджета на те же цели, что и из бюджета ХМАО - ФИО1. Согласно подпункту «г» п. 15 вышеназванных Правил она должна предоставить в орган местного самоуправления свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа). При этом п. 6 Правил содержит отсылочную норму на ст. 51 ЖК РФ, что означает, что признание её семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий должно производиться по тем же основаниям, что и при постановке на учет граждан, нуждающихся в жилье, предоставляемом по договору социального найма. Для того, чтобы получить предусмотренные законом льготы, она должна предоставить сведения о наличии у неё и у других совместно проживающих с ней членов семьи, в данном случае родителей, в собственности жилых помещений на день государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств ипотечного жилищного займа, то есть на Дата обезличена года. Единственным обладателем данной информации является заинтересованное лицо, которым ей отказано в предоставлении требуемой информации, в связи с чем возникли препятствия в осуществлении ею права на получение выплат из Федерального бюджета. В связи с изложенным ФИО3 просит признать незаконным отказ в выдаче информации от Дата обезличена Номер обезличен Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты - Мансийскому автономному округу - ФИО1 и обязать его выдать ей информацию о наличии действующих и прекращенных прав на жилые помещения на территории города ФИО2 на день государственной регистрации права - т.е. на Дата обезличена года в отношении ФИО3, ФИО5 и ФИО4.

В судебном заседании заявитель ФИО3 настаивала на своих требованиях.

Представитель администрации г. ФИО2 ФИО6 пояснил, что требования администрации о предоставлении гражданами сведений, подтверждающих нуждаемость семьи в улучшении жилищных условий на момент получения свидетельства, основаны на положениях жилищного законодательства РФ, окружной жилищной программы и постановления главы администрации города ФИО2 от Дата обезличена года Номер обезличен «О внесении изменений и дополнений в перечень документов, прилагаемых к заявлению о постановке малоимущих граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Представитель заинтересованного лица - ФИО7 требования ФИО3 не признал и пояснил, что, отказывая ФИО3 в выдаче справки о наличии у неё и её родителей объектов недвижимого имущества на апрель 2007 года, он руководствовался положением ст.7 Федерального закона РФ от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним», которая не предусматривает выдачу сведений о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимости на конкретную дату. В связи с этим считает, что сведения могут быть предоставлены по запросу правообладателя на имеющиеся у него на день обращения объекты недвижимости и по запросу других лиц, перечисленных в указанной статье, о переходе прав на отдельные объекты недвижимости.

ФИО5 и ФИО4 в судебное заседание не явились.

Суд, выслушав участников процесса и исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.254 и ст.255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. К оспариваемым в порядке главы 25 ГПК РФ действиями относится властное волеизъявление органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которое не облечено в форму решения. Но повлекло нарушений прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

Из объяснений заявителя, представителя администрации г. ФИО2 следует, что в соответствии с действующими нормами жилищного законодательства в целях недопущения необоснованного получения гражданами субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, на граждан, являющихся участниками жилищных программ, возложена обязанность в соответствии с ч.2 ст.51 ЖК РФ предоставить сведения о наличии всех жилых помещений, имеющихся у гражданина и членов его семьи по договорам социального найма или принадлежащих им на праве собственности.

Из пояснений заявителя, представителя администрации ФИО6 и справки с места жительства о составе семьи на Дата обезличена года следует, что ФИО3 проживала вместе с отцом ФИО4 и матерью ФИО5 в квартире 69 ... по ... в г. ФИО2.

Согласно подпункту «г» п. 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденных постановлением Правительства РФ от Дата обезличена Номер обезличен участники программы должны предоставить в орган местного самоуправления свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), согласно ст.51 ЖК РФ.

Поскольку ФИО3 обратилась за предоставлением субсидии из федерального бюджета только в 2009 году, ей, согласно вышеизложенным Правилам, было предложено предоставить сведения на день заключения кредитного договора.

Единственным органом, обладающим такой информацией на апрель 2007 года, является ФИО2й отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - ФИО1, что не отрицается его представителем - ФИО7.

Следовательно, отказ в предоставлении сведений о наличии у заявителя и членов её семьи в собственности объектов недвижимости на день заключения кредитного договора, т.е. на Дата обезличена года, создал препятствия в осуществлении ФИО3 своих прав на получение субсидии на приобретение жилья.

Статьей 131 ГК РФ закреплено, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Ограничение в предоставлении информации установлено только в интересах правообладателя объекта недвижимости.

Так, согласно п.3 ст.7Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в установленном законом порядке только самим правообладателям или их законным представителям, а также физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя и другим лицам, перечисленным в указанной норме.

Ссылка представителя заинтересованного лица на то, что в указанной норме идет речь о правах отдельных лиц на имеющиеся у них объекты недвижимости только на момент обращения в регистрирующий орган за информацией, поскольку в формулировке закона речь идет только о настоящем времени («имеющиеся»), не основана на законе.

По положениям п.1 ст.7Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом).

Федерального закона, которым бы было запрещено регистрирующему органу выдавать правообладателю или его представителю по доверенности информацию на имевшиеся у него в собственности объекты недвижимости на конкретную дату, нет.

Инструкции, подзаконные акты, письма и методические рекомендации не могут отменять положения Федерального закона.

В связи с изложенным, заявление ФИО3 подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 258, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным отказ ФИО2го отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - ФИО1 о предоставлении ФИО3, действовавшей от своего имени и по нотариально удостоверенной доверенности от имени ФИО4 и ФИО5, информации о наличии действующих и прекращенных прав на жилые помещения на территории города ФИО2 по состоянию на Дата обезличена года.

Обязать ФИО2й отдел ФИО2го отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - ФИО1 предоставить ФИО3, действующей от своего имени и по нотариально удостоверенной доверенности от имени ФИО4 и ФИО5, информацию о наличии действующих и прекращенных прав на жилые помещения на территории города ФИО2 по состоянию на Дата обезличена года в отношении ФИО3, ФИО4, ФИО5.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения с подачей жалобы через Лангепасский городской суд.

Председательствующий С.И. Кулькова.

Копия верна. Судья С.И. Кулькова.