признание действий незаконными



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 марта 2010 года гор. Лангепас

Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югры Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Нужного К.И.,

при секретаре Зайцевой М.В.,

с участием: истцов Синеевой С.А., Тукач И.Н.

представителя ОАО «Ипотечное агентство Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», представительство в г. Лангепас Михалевой Н.А.,

представителя третьего лица на стороне истца без самостоятельных требований - Администрации г. Лангепас Панасова Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-228\2010 по иску Тукач И.Н., Синеевой С.А. от своего имени и в интересах несовершеннолетнего ребенка Тукач А.И. к открытому акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» представительству ОАО «Ипотечное агентство Югры» в г. Лангепасе, третьи лица на стороне истца без самостоятельных требований Администрации г. Лангепас, о признании действий открытого акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» представительства ОАО «Ипотечное агентство Югры» в г. Лангепасе, незаконными,

Установил:

Тукач И.Н. и Синееа С.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка Тукач А.И., обратились в суд с иском к АНО «Ипотечное агентство ХМАО - Югры» о признании их действий, выразившихся в постановке их семьи на учет с целью получения субсидии на имеющегося ребенка Тукач А.И., 06.09.2003 года рождения, по дате признания отделом по молодежной политике администрации г.Лангепаса их семьи участниками подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы», утвержденной Законом ХМАО-Югры от 11.11.2005 г. № 103-оз, незаконными, возложении обязанности восстановить Тукач И,Н. и Синеву С.А. в очередности на получение субсидии на имеющегося ребенка, Тукач А.И, 06.09.2003 года рождения, по дате подачи заявления в КУМИ администрации г.Лангепаса от 28.10.2008 г., под номером 67, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.

Определением Лангепасского городского суда от 17.03.2010 г. произведена замена ненадлежащего ответчика АНО «Ипотечное агентство ХМАО-Югры» надлежащим - ОАО «Ипотечное агентство Югры».

В судебном заседании истцы Тукач И.Н. и Синева С.А. на удовлетворении их исковых требований к ответчику настаивали, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнили требования относительно очередности, просив суд восстановить их в очереди под №19, исходя из сведений представленных ОАО «Ипотечное агентство Югры» о том, что ссуды с момента передачи дел выданы уже 48 семьям.

Представитель ответчика Михалева Н.А. иск не признала, полагая действия ОАО «Ипотечное агентство Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» законными. Пояснила, что АНО «Ипотечное агентство ХМАО-Югры» приступила к реализации Подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы» с 1 июля 2009г. на основании государственного контракта № 33 от 2 июня 2009г., заключенного с Комитетом по молодежной политике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. До 1 июля 2009г. реализацией Подпрограммы 2 занимались органы местного самоуправления. Согласно п. 2 Постановления Правительства ХМАО - Югры от 22.04.2009г. № 90-п органы местного самоуправления обязаны были в срок до 6 июля 2009 года передать учетные дела участников подпрограммы "Доступное жилье молодым", вставших на учет для получения субсидии до 30 июня 2009 года, организации, привлеченной для реализации подпрограммы в порядке, установленном законодательством о размещении государственного заказа (АНО «Ипотечное агентство ХМАО - Югры»). Во исполнение указанного постановления Администрацией г. Лангепас было передано в АНО «Ипотечное агентство ХМАО -Югры» 2 учетных дела граждан, поставленных на учет до 1 июля 2009г. Согласно п.3 указанного постановления порядок реализации подпрограммы применяется к участникам, подающим заявление о постановке на учет для получения субсидии после 30 июня 2009 года. К участникам подпрограммы, поставленным на учет до 30 июня 2009 года, порядок реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» применяется только в части предоставления субсидии. В соответствии с п.3.5. указанного Порядка решения о предоставлении субсидии принимаются в порядке хронологической последовательности исходя из даты подачи заявления о постановке на учет для получения субсидии, в пределах поступившего объема денежных средств, распределенного на муниципальное образование для предоставления субсидий участникам подпрограммы. Согласно вышеуказанному Порядку, АНО «Ипотечное агентство ХМАО - Югры» был сформирован список граждан, зарегистрированных для получения субсидий. Заявление о получении субсидии семьи Истцов, переданное в учетном деле администрацией г.Лангепас, датировано 28.10.2008г., но в его материалах имеется справка об участии Синеева С.С, Тукач И. Н., Тукач А. И. в подпрограмме «Доступное жилье молодым» датированное от 12.09.2008г., в связи с этим истцы были поставлены на учет по дате 12.09.2008г. Полагает, что данное обстоятельство не нарушает право Истцов на получение субсидии, а наоборот, улучшает их положение, так как субсидия ими будет получена раньше. С требованием истцов о постановке их на учет под номером 67, не согласна, ввиду того, что Порядком реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым», утвержденным Постановлением Правительства ХМАО-Югры № 67-п от 07.04.2006г. не предусмотрено присвоение учетных номеров. Когда присваивался обратившимся лицам статус участника подпрограммы, все документы участника были собраны в соответствии с постановлением Правительства №67. Решение КУМИ не должно было быть. На момент судебного рассмотрения субсидии выданы 48 семьям - участникам Программы.

Представитель третьего лица на стороне истца без самостоятельных требований - Администрации г. Лангепас Панасов Н.Н. в судебном заседании требования Синеевой С.С, Тукач И. Н. полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению. Пояснил, что функции предусмотренные Законом №103 были уполномочены исполнять три структурных подразделения в администрации.

Отдел по молодежной политике вел статистический учет - сколько семей нуждалось в городе, но это не был учет для получения субсидий. Они проверяли обратившиеся к ним молодые семьи на предмет соответствия программе, например, на критерий соответствия возраста. Им разъясняли порядок участия в программе, куда нужно дальше идти и какие документы готовить. В дальнейшем после посещения этого отдела, если человек видел, что он может претендовать на участие в это подпрограмме, он обращался в отдел по учету, распределению муниципального жилищного фонда, предоставлял соответствующие справки с БТИ, с регистрационной палаты, подтверждал, что его семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Уже после того, как было принято соответствующее решение, и нуждаемость была подтверждена, КУМИ принимал документы и рассматривал специально сформированной комиссией вопрос о предоставлении им субсидий. Денег предоставляемых с бюджета округа на всех лиц не хватало, и эти лица формировались в определенный список, реестр, который вел КУМИ. В Администрации г. Лангепаса никто больше очередность вести не мог в виду того, что не было на это никаких полномочий. В отделе по молодежной политики учетных дел не было, были дела обратившихся граждан, велся статистический учет, о том, сколько семей еще нуждается в жилье, иного учета там не было. Учет кандидатов на получение субсидии осуществлял только комитет. Полагает, что список ипотечным агентством сформирован не верно. Право на получение субсидий лицо получало только после того, как обратится в КУМИ и в отношении него будет принято соответствующее решение, то есть получить субсидии без решения комитета человек не мог, об этом написано и в нашем регламенте. Акты о передаче этих дел списками не являются. В ипотечное агентство был передан журнал со 156 семьями, которые уже были зарегистрированы на получение свидетельства о предоставлении субсидий.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истцов по следующим основаниям:

Из выписки №01\3680 от 11.11.2008 г. протокола заседания комиссии по вопросам предоставления субсидий на строительство или приобретение жилых помещений и переселению от 31.10.2008 г. №38, утвержденного постановлением главы города Лангепаса от 11.11.2008 г. №1234, следует, что Синева С.А. и Тукач И.Н. зарегистрированы на получение свидетельства о предоставлении субсидии на имеющегося ребенка Тукач А.И.

В соответствии со ст.1 Закона Ханты-Мансийского АО - Югры от 27 ноября 2008 г. N 141-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы" полномочия по реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» (подпрограмма 2) с 01 июля 2009г. переданы АНО «Ипотечное агентство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на основании государственного контракта, с 01 января 2010г. - ответчику.

В судебном заседании было установлено, что семья истцов обратилась в КУМИ с заявлением о предоставлении субсидии на имеющегося ребенка 28.10.2008 г., т.е. до того, как 1 июля 2009 г. вступил в силу Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 27 ноября 2008 г. N 141-оз которым внесены указанные изменения.

В силу п.16 п. ст.10 Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы" порядок реализации и финансирования подпрограммы 2 определяется Правительством автономного округа.

Согласно п.2.1, 2.4 Порядка реализации подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы (далее - Порядок) (утв. постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.04.2006г. N 67-п "О Порядке реализации подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы" в редакции от 09.10.2007г.) прием и регистрация заявлений от молодых семей, молодых специалистов осуществлялась только в случае представления полного установленного пакета документов.

В силу п.3 Постановления Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 22.04.2009г. N 90-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.04.2006г. N 67-п" к участникам подпрограммы, поставленным на учет до 30 июня 2009 года, приложение к настоящему постановлению о порядке реализации подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы применяется только в части предоставления субсидии.

Как следует из п.2 Регламента работы Администрации г.Лангепаса (Приложения к постановлению Главы г.Лангепаса от 18.01.2008 г. №15) по реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым», организацию и исполнение Подпрограммы обеспечивают - отдел по учету и распределению муниципального жилого фонда Администрации г.Лангепаса, отдел по молодежной политике Администрации г.Лангепаса, и Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г.Лангепаса, при этом, каждый выполнял строго отведенную ему функцию. На КУМИ была возложена обязанность по приему и регистрации заявлений на имя Главы г.Лангепаса о выдаче субсидии только при предоставлении полного пакета документов.

Как установлено в судебном заседании (не оспаривается сторонами, подтверждается материалами дела), семья истцов была зарегистрирована в журнале регистрации заявлений на получение свидетельства о предоставлении субсидии на имеющегося ребенка из бюджета автономного округа по программе «Доступное жилье молодым» при предоставлении полного пакета документов по дате подачи заявления от 28 октября 2008 г. за № 350, т.е. до того, как 10.05.2009г. вступило в силу Постановления Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 22.04.2009г. N 90-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.04.2006г. N 67-п", следовательно, положения указанного постановления о порядке реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы применимы к ним только в части предоставления субсидии.

По информации КУМИ администрации г.Лангепас от 23.10.2009г. №01\3230 в реестр, сформированный из молодых семей, зарегистрированных на получение свидетельства о предоставлении субсидии в КУМИ администрации г.Лангепаса и не получивших субсидии на момент передачи учетных дел Представительству АНО «Ипотечное агентство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в г.Лангепасе, семья истцов включена под № 67 (по дате подачи заявления от 28.10.2008г.).

Как следует из предоставленной КУМИ Администрации г.Лангепас выписки из упрощенного реестра молодых семей, зарегистрированных на получение субсидии из Бюджета ХМАО-Югры по муниципальному образованию городской округ Лангепас по состоянию на 15.06.2009 г., в реестр, сформированный из молодых семей, зарегистрированных на получение свидетельства о предоставлении субсидии в КУМИ Администрации г.Лангепаса и не получивших субсидии на момент передачи учетных дел, семья истцов включена под №67 (по дате подачи заявления от 28.10.2008 г.). Данный реестр был направлен в Комитет по молодежной политике ХМАО-Югры 19.06.2009 г. за исходящим №14/2662.

Согласно распечатке с сайта ОАО «Ипотечное агентство Югры», истцы на 02.12.2009 г. находятся в списке семей на получение субсидии под №311.

Изучив представленный список, суд приходит к выводу о том, что указанные в списке сведения носят только информационный характер. Это вытекает из того, что семьи в списке не расставлены по очередности в хронологическом порядке в зависимости от даты их обращения к третьему лицу с заявлением о постановке их на учет и в зависимости от даты постановки их на учет после предоставления ими полного набора необходимых документов.

Представленные суду акты передачи учетных дел, в которых нумерация, установленная в реестре, нарушена, являются лишь свидетельством передачи учетных дел в Ипотечное агентство.

Таким образом, судом установлено, что Администрация г.Лангепаса при формировании учетных дел действовала в соответствии с утвержденным Регламентом по реализации данной подпрограммы, который ответчиком оспорен не был, незаконным в установленном законом порядке признан не был. В соответствии с данным Регламентом и запросом Координатора подпрограммы ответчику в лице Комитета по молодежной политике ХМАО-Югры был направлен реестр молодых семей, которые были зарегистрированы на получение субсидии, то есть тех семей, которыми были предоставлены в Администрацию г.Лангепаса все документы для постановки на учет и которые до 01.07.2009 г. не получили положенную им субсидию лишь по причине отсутствия финансирования программы либо не наступления своей очередности. Поскольку в данном реестре, семья истцов включена под № 67 (по дате подачи заявления от 28.10.2008г.), следовательно, предоставление субсидии семье должно было осуществляться в рамках указанной подпрограммы по достижении указанной очереди.

Доводы представителя ответчика, как основание для отказа истцам в удовлетворении исковых требований, суд находит необоснованными, поскольку Порядок реализации подпрограммы "Доступное жилье молодым" предоставляет участникам подпрограммы возможность получения субсидии только при предоставлении полного пакета установленных Порядком документов.

Семьи, которые не подавали заявление в КУМИ о выдаче субсидии, либо не имевшие полного набора документов для получения субсидии, по мнению суда, не должны были быть поставлены в общий список и впереди участников программы, которые данные документы предоставили и не использовали право на получение субсидии по обстоятельствам, от них не зависящим (несвоевременное, неполное финансирование Программы).

Включение же в список участников программы, не имеющих полного набора документов, впереди участников, выполнивших в полном объеме все требования Закона для получения вышеуказанной субсидии, влечет нарушение прав последних.

При таких обстоятельствах, изменение семье Синевой С.А. и Тукач И.Н. очередности на получение субсидии на имеющегося ребенка, Тукач А.И., 2003 г. рождения суд считает необоснованным и полагает наличие права на получение семьей субсидии на ребенка по дате подачи заявления на получение субсидии в комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Лангепас, от 28.10.2008 г. по очереди, сформированной из молодых семей, зарегистрированных на получение свидетельства о предоставлении субсидии в КУМИ администрации г.Лангепаса и не получивших субсидии на момент передачи учетных дел Представительству АНО «Ипотечное агентство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в г.Лангепасе.

На основании изложенного, учитывая, что реализация прав истцов возможна только соответствующим уполномоченным органом, которым в г. Лангепас является ОАО «Ипотечное агентство Югры», суд полагает, что предоставление субсидии должна осуществляться указанной организацией. При этом, суд учитывает, что очередность получения субсидии должна соответствовать фактически установленной дате обращения истцов с заявлением о предоставлении субсидии на имеющихся детей 28.10.2008 г., которая на день рассмотрения дела судом определена № 19, (с учетом 48 субсидий уже выданных «Агенством..» молодым семьям).

В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 Настоящего Кодекса.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Тукач И.Н., Синеевой С.А. удовлетворить.

Признать действий открытого акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» представительства ОАО «Ипотечное агентство Югры» в г. Лангепасе по дате постановки на учет для получения субсидии на ребенка по дате признания семьи участниками подпрограммы «Доступное жилье молодым», незаконными

Обязать открытое акционерное общество «Ипотечное агентство Югры» представительство ОАО «Ипотечное агентство Югры» в г. Лангепасе восстановить Тукач И.Н., Синеевой С.А. в очередности на получение субсидии на имеющегося ребенка, Тукач А.И. 2003 г. рождения по дате подачи заявления на получение субсидии в комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Лангепас, от 28.10.2008 г. под номером «19».

Взыскать с открытого акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» представительства ОАО «Ипотечное агентство Югры» в г. Лангепасе в пользу Синеевой С.А. 400(четыреста) рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ханты- Мансийского окружного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Лангепасский городской суд.

Председательствующий К.И. Нужный