Решение
именем Российской Федерации
28 июля 2010 года Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи С.И. Кульковой,
при секретаре Д.Н. Куторлановой,
с участием прокурора А.С. Васильевой,
истца А.К. Миннуллиной,
представителя ответчика А.Р. Шатаевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-544/2010 по иску прокурора города Лангепаса в интересах Миннулиной А.К. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лангепасе Ханты-Мансийкого автономного округа - Югры о признании незаконным решения об отказе оплаты проезда к месту отдыха и обратно и возложении обязанности оплатить проезд,
установил:
Прокурор города Лангепаса в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Миннуллиной А.К. с исковым заявлением к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Лангепасе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее ГУ УПФ РФ в городе Лангепасе) о признании незаконным решения от 10 февраля 2010 года об отказе в компенсации расходов по оплате стоимости проезда к месту проведения отдыха и взыскании в ее пользу 5626 рублей. Указанным решением ГУ УПФ РФ в городе Лангепасе Миннуллиной А.К., являющейся неработающим пенсионером по старости, в выплате указанной компенсации отказано со ссылкой на п.5 разъяснений, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 августа 2008 года №-408н, поскольку Миннуллина А.К. не предоставила документ, подтверждающий место отдыха. Согласно п.п. 2 и 3 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимися получателями трудовой пенсии по старости и инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01 апреля 2005 года №-176, компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно или возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Пунктом 9 указанных Правил установлено, что заявление о компенсации таких расходов подается пенсионером в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства с приложением проездных документов, отрывных талонов к путевке, курсовке или иного документа, подтверждающего пребывание в санатории, профилактории, доме отдыха туристической базе или в ином месте, где были предоставлены услуги по организации отдыха. Учитывая, что в законе отсутствует прямое указание о порядке выплаты компенсации пенсионерам, отдыхающим в месте, где не предоставляются услуги по организации отдыха, реализации права на получение компенсации расходов на оплату отдыха не может быть поставлена в зависимость от выбранной пенсионером формы отдыха. Считает, что решение ответчика об отказе в оплате проезда к месту отдыха и обратно Миннуллиной А.К. является незаконным, нарушающим права пенсионера.
Прокурор Васильева А.С. в судебном заседании поддержала исковые требования, ссылаясь на доводы и основания, изложенные в заявлении, и уточнила, что просит обязать ответчика оплатить Миннуллиной А.К. расходы на проезд к месту отдыха и обратно в сумме 5626 рублей.
Миннуллина А.К. иск поддержала, суду пояснила, что путевку в санаторий ей не выдавали длительное время, она болеет, у неё давление, в связи с чем ей необходимо было выехать в местность с более благоприятным климатом. Она отдыхала у дочери в Альметьевске, но билеты удалось приобрести туда до Бугульмы и обратно из Самары.
Представитель ответчика Шатаева А.Р. исковые требования не признала, суду пояснила, что предусмотренная законодательством обязанность возмещать проезд пенсионерам, являющимся получателями пенсии по старости или по инвалидности и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, производится к месту отдыха и обратно только при предоставлении необходимых документов. Так как Миннуллина А.К. не представила документ, подтверждающий место отдыха, ей было отказано.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, и это не оспаривается сторонами, что Миннулина А.К., Персональные данные года рождения, является неработающей пенсионеркой по старости, и что в период с 14.12.2009 года по 18.01.2009 года оны выезжала из местности, приравненной к Крайнему Северу в центральную Россию, что подтверждается проездными документами.
8 февраля 2010 года Миннуллина А.К. обратилась с заявлением к ответчику о предоставлении ей компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату проезда к месту отдыха на территории РФ и обратно. К заявлению она приложила проездные документы (железнодорожные билеты) с указанием в них маршрута: Лангепас - Бугульма и Самара-Лангепас.
Решением ответчика от 10 февраля 2010 года ей было отказано в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, со ссылкой на п.5 Разъяснений, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 августа 2008 года №-408н, о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно, утвержденных Постановлением Правительства №-176 от 01 апреля 2005 года.
Данное решение ответчика об отказе Миннуллиной А.К. в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, суд находит незаконным.
Согласно статье 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №-4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в редакции от 29 декабря 2004 года), компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 34 указанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года №-176 были утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
Согласно пункту 3 указанных Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов.
В силу подп. «г» п. 10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающим стоимость проезда воздушным транспортом в салоне экономического (низшего) класса.
В соответствии с пунктами 7 и 8 Правил к заявлению о компенсации расходов гражданин должен приложить путевку, курсовку или иной документ (или отрывные талоны), являющийся основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха.
Таким образом, в числе тех, кому выплачивается компенсация, не указаны пенсионеры, отдыхающие не в местах, где не предоставляются услуги по организации отдыха.
Вместе с тем отсутствие прямого указания в названных Правилах о порядке выплаты компенсации гражданам, осуществляющим отдых не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха, не может рассматриваться как запрет на получение ими такой компенсации.
Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно раз в два года гарантирована статьей 34 Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайней Севера и приравненных к ним местностях".
Предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам представляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях (преамбула к Закону).
Из этого следует, что отсутствие или наличие права на предоставление компенсации не может быть постановлено в зависимость, в данном случае, от выбранной гражданином формы отдыха.
Ограничение права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно на основании отсутствия путевки или иного документа, полученного в организации, представляющей услуги по организации отдыха, при том, что эти граждане также являются пенсионерами, получающими трудовую пенсию, и (или) инвалидами и тоже проживают в районах Крайнего Севера (или приравненных к ним местностях), ставит их в неравное положение с теми, кто отдыхает организованно (по путевке, курсовке и другим документам).
Такое ограничение противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Следовательно, пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и в том случае, если отдых осуществлялся не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха.
Отсутствие прямого указания в законе на возможность оплаты проезда пенсионера - получателя трудовой пенсии по старости или по инвалидности к месту отдыха и обратно в пределах Российской Федерации, не должно ограничивать право пенсионера в свободе выбора вида и места своего отдыха.
Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что Миннуллина А.К. должна была предоставить документ, подтверждающий место отдыха, с указанием реквизитов организации, оказывающей услуги отдыха, суд считает необоснованными.
В соответствии с п. 9 упомянутых выше Правил, заявление о компенсации расходов пенсионеркой Миннуллиной А.К. подано в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства с приложением проездных документов.
Из её пояснений следует, что она выбрала неорганизованный отдых - у дочери в г. Альметьевске.
При таких обстоятельствах, решение ГУ УПФ РФ в городе Лангепасе от 10 февраля 2010 году об отказе Миннуллиной А.К., являющейся неработающей пенсионеркой по старости, в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения ею отдыха на территории РФ и обратно, является незаконным, нарушающим ее права и законные интересы, а произведенные Миннуллиной А.К. расходы по оплате проезда к месту отдыха и обратно, в сумме 5626 рублей подлежат компенсации.
В силу ст.103 ГПК РФ, с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 600 рублей (200 рублей по требованию о признании незаконным решение ГУ УПФ РФ в городе Лангепасе от 20 марта 2009 года об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отдыха, и 400 рублей по требованию о взыскании 5626 рублей).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лангепасе Ханты-Мансийкого автономного округа - Югры от 10 февраля 2010 года об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно Миннулиной А.К.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лангепасе Ханты-Мансийкого автономного округа - Югры оплатить Миннулиной А.К. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно в размере 5626 рублей.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лангепасе Ханты-Мансийкого автономного округа - Югры в местный бюджет 600 (шестьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения с подачей жалобы через Лангепасский городской суд.
Председательствующий