Именем Российской Федерации
город Лангепас 19 июля 2010 года
Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего, судьи Ямгурзина Г.А.,
с участием старшего помощника прокурора города Лангепаса Васильевой А.С.,
представителя ответчика Денисовой Н.В., действующей на основании Устава,
при секретаре Томиной Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №-2-500/2010 по иску прокурора города Лангепаса в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних детей, посещающих муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №-8 «Рябинка», к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида №-8 «Рябинка» в дальнейшем МДОУ «Детский сад №-8 «Рябинка») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека, принять меры к получению санитарно-эпидемиологического заключения на песок, находящийся в песочницах, установить крышки на песочницы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Лангепаса, в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних детей, посещающих МДОУ «Детский сад №-8 «Рябинка», с иском к МДОУ «Детский сад №-8 «Рябинка» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека, принять меры к получению санитарно-эпидемиологического заключения на песок, находящийся в песочницах, установить крышки на песочницы, ссылаясь на то, что ответчиком допущены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
Иск мотивирован тем, что в нарушение Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 1995 года №-677, которым основными задачами дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление здоровья детей, ст.ст.2 и 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года №-52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», о том, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, а также выполнении санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятиях и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части, осуществляемой ими деятельности, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), пункта 21 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПиН 3.2.1333-03, устанавливающей, что юридические лица, независимо от организационно-правовых форм собственности и индивидуальные предприниматели обязаны проводить мероприятия по профилактике паразитных болезней на территории РФ, п.2.1.16 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПиН 2.4.1.1249-03, обязывающей ежегодно, весной на игровых площадках проводят полную смену песка, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение, песочницы на ночь закрывать крышками, а в теплое время года 1 раз в месяц исследовать песок на степень биологического загрязнения, и при обнаружении возбудителей кишечных инфекций, гельминтозов и других примесей, опасных для здоровья детей, проводить его смену, п.4.12 этих Правил, что мероприятия по профилактике токсокароза включают регулярную замену песка в детских песочницах (3 раза в теплое время года) и предупреждение загрязнении их собаками и кошками, ответчик, имеющий на своей территории 4 песочницы, в мае 2010 года завез песок, без санитарно-эпидемиологического заключения на возможность его использования, имеющиеся песочницы не оборудованы специализированными крышками для ограничения доступа животных в ночное время. Считает, что ответчиком в ходе образовательного процесса не осуществляется комплекс мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья детей. Бездействие администрации муниципального дошкольного учреждения противоречит принципам действующего законодательства, в части обеспечения прав детей на охрану здоровья, что предусмотрено ст. 10 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
В судебном заседании старший помощник прокурора города Лангепаса Васильева А.С. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, ссылаясь на доводы и основания, изложенные в заявлении, дополнительно суду пояснила, что песок был завезен в песочницы, находящиеся на территории садика без санитарно-эпидемиологического заключения, анализы по результатам исследования уже завезенного песка не могут подменять санитарно-эпидемиологическое заключение о его безопасности. Крышки на песочницы не установлены, а имеющиеся на них чехлы не обеспечивают защиты песка от его загрязнения, проникновения животных, поскольку в момент проведения проверки установлено, что они поднимаются ветром и срываются.
Представитель ответчика Денисова Н.В., иск не признала, считает его необоснованным, суду пояснила, что в учреждении ежегодно, перед наступлением летнего оздоровительного периода, производится полная замена песка в песочницах, обычно с 01 по 15 июня 2010 года. Проведение лабораторных исследований производится в теплое время года с учетом климатических особенностей региона не ранее июня месяца. Свежий песок в песочницы завезен подшефной организацией Управлением по сбору и переработке попутного нефтяного газа в июне 2010 года без его исследования на степень биологического заключения. Пробы песка службой филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по ХМАО-Югре в городах Лангепасе и Покачи» отобраны на степень биологического загрязнения по графику этого ФГУЗ, 16 и 22 июня 2010 года. Результаты лабораторных исследований были получены 22 июня 2010 года, они соответствуют санитарным правилам. Песочницы закрыты чехлами. Детей играть в песочницы не допускали. Считает, что каких-либо официальных требований к крышкам на песочницы, из какого материалы они должны быть изготовлены, нет, главное условие, чтобы они плотно прилегали к краям песочницы, выполнено. Обращение в территориальный отдел Роспотребнадзора за получением соответствующего заключения не практиковалось.
Выслушав стороны, исследовав представленные в совокупности доказательства, суд пришел к выводу об обоснованности иска прокурора в части требований.
В судебном заседании установлено, что ответчик МДОУ «Детский сад №-8 «Рябинка» является юридическим лицом, осуществляет свою общеобразовательную деятельность на основании лицензии, устава учреждения.
Согласно ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №-52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
На основании ч.ч.1 и 3 ст.29 указанного федерального закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории РФ, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В соответствии с уставом МДОУ «Детский сад №-8 «Рябинка» одной из основных задач учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса. Ребенку гарантируется охрана жизни и здоровья.
В соответствии п.2.1.16 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003 года №-24, ежегодно, весной, на игровых площадках проводят полную смену песка, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение. Песочницы на ночь закрывают крышками. В теплое время года 1 раз в месяц песок исследуют на степень биологического загрязнения. При обнаружении возбудителей кишечных инфекций, гельминтозов и других примесей, опасных для здоровья детей, проводят смену песка.
Согласно п.2.17.1. указанных Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03, руководитель учреждения обеспечивает наличие в учреждении настоящих санитарных правил и норм и доведение их содержания до сотрудников учреждения, выполнение требований санитарных правил и норм всеми сотрудниками учреждения, организацию производственного и лабораторного контроля, необходимые условия для соблюдения санитарных правил и норм.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, на территории ответчика МДОУ «Детский сад №-8 «Рябинка» имеется 4 песочницы с песком, предназначенных для игровой деятельности детей, посещающих учреждение. Песок в них завезен без соответствующего эпидемиологического заключения, как это следует из представленных ответчиком актов 02 и 21 июня 2010 года, при этом наступление летнего оздоровительного периода, в соответствии с Уставом учреждения установлен с 01 июня по 31 августа 2010 года.
Пробы песка, находящегося в песочницах учреждения, были получены филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по ХМАО-Югре» 16 и 22 июня 2010 года. Исследования проб проводились по показателям химического состава, микробиологическим, радиационным и санитарно-гельминтологическим характеристикам. Их результаты ответчиком получены 17 и 24 июня 2010 года.
Вместе с тем, доводы представителя ответчика о том, что протоколы лабораторных исследований, фактически являются санитарно-эпидемиологическими заключениями, суд не может признать состоятельными, поскольку они не могут подменять санитарно-эпидемиологического заключения, требование о наличие которого, на песок, завозимый на территорию дошкольного учреждения, является обязательным в соответствии с п. 2.1.16 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03.
Так, лабораторные исследования песка, пробы которого получены в дошкольном учреждении, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре», проведены на соответствие, как это следует из протоколов, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.17.1287.3. Однако указанный СанПиН устанавливает требования к качеству почв населенных мест и сельскохозяственных угодий, обуславливающих соблюдение гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов различного назначения, в том числе и тех, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние почв, и по этой причине не может применяться в лабораторных исследованиях песка для игровых целей в дошкольном учреждении, поскольку использование песка для целей дошкольного учреждения регламентировано СанПиН 2.4.1.1249-3.
Кроме того, из 4 имеющихся в учреждении песочниц с песком, лишь в двух (группы №№-2 и 3) были проведены санитарно-гельминтологические исследования (протокол №-44). Половина имеющихся песочниц ни по каким характеристикам исследованы не были.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что на ответчика в силу Федерального закона от 30 марта 1999 года №-52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» возложена обязанность осуществлять меры по профилактике заболеваний, суд считает, что ответчиком не выполнены в должном объеме требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Представитель ответчика, возражая по существу предъявленного иска, ссылалась на письмо начальника территориального отдела Управления Роспотренадзора по ХМАО-Югре в гор.Лангепсе и гор.Покачи, который, ссылаясь на приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека №-224 от 19 июля 2010 года «Санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и других видов оценок», сообщает, что песок не входит в перечень продукции, на которую учреждениями Роспотребнадзора выдаются санитарно-эпидемиологические заключения на номерных бланках.
Действительно, в указанном приказе №-224, утвердившем порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, песок не включен в перечень продукции, на которую Роспотребнадзором выдается такое заключение.
Вместе с тем, по мнению суда, с учетом требований п.2.1.16 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03, дошкольное образовательное учреждение обязано производить замену песка, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение, которое выдается на основе проведенных испытаний песка и подтверждается их протоколами. Отсутствие у структур Роспотребнадзора обязанности выдавать соответствующее заключение на песок, не освобождает ответчика от получения такого заключения в иных, уполномоченных на то учреждениях и организациях.
Проведение лабораторных исследований песка, филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по ХМАО-Югре», результаты которого представлены ответчиком, являются лишь мероприятиями, обязывающими детское дошкольное учреждение в силу п.2.1.16 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03 в теплое время года 1 раз в месяц исследовать песок на степень биологического загрязнения.
Об этом свидетельствует и письмо и.о.главного врача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре в гор.Лангепасе и гор.Покачи» о том, что в 2010 году согласно плана-графика, исследования песка в детских учреждениях будут проводиться в июне, июле и августе месяце в зависимости от погодных условий (предположительно в середине месяце). Кроме того, из указанного письма также установлено, что образовательным учреждениям города рекомендовано обратиться за получением соответствующего заключения в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в ХМАО-Югре в гор.Лангепасе и гор.Покачи после получения протоколов лабораторных исследований песка. Доказательств свидетельствующих об отказе в выдаче территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в ХМАО-Югре в гор.Лангепасе и гор.Покачи такого заключения и обжаловании отказа, ответчиком не представлено.
Вместе с тем, положениями ст.28 Федерального закона от 30 марта 1999 года №-52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.
Учитывая, что песок, находящийся в песочницах на территории садика, должен допускаться к использованию для игровой деятельности в образовательном процессе при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам, которое у ответчика отсутствует, тем самым ответчик не обеспечивает права воспитанников учреждения на охрану и безопасность здоровья, следовательно, иск прокурора к МДОУ «Детский сад №-8 «Рябинка» в части возложения обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека, принять меры к получению санитарно-эпидемиологического заключения на песок, находящийся в песочницах, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Оснований для удовлетворения исковых требований в части возложении обязанности установить крышки на песочницы суд не усматривает, поскольку песочницы закрыты крышками в виде чехлов, а требования, предъявляемые к ним, действующими санитарными правилами не установлены.
Так, СанПиН 2.4.1.1249-03 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях» не предусматривает конкретных требований к устройству крышек песочниц. Главная цель, по мнению суда, не допустить биологического загрязнения песка возбудителями кишечных инфекций и гельминтозов из внешней среды, достигнута.
Учитывая, что прокурор на основании подп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, в силу ст.103 ГПК РФ с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора города Лангепаса в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних детей, посещающих муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №-8 «Рябинка», к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида №-8 «Рябинка» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека, принять меры к получению санитарно-эпидемиологического заключения на песок, находящийся в песочницах, установить крышки на песочницы, удовлетворить частично.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №-8 «Рябинка» устранить допущенные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека и принять меры получению санитарно-эпидемиологического заключения на песок, находящийся в песочницах на территории учреждения.
В удовлетворении исковых требований прокурора города Лангепаса к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида №-8 «Рябинка» в части возложения обязанности установить крышки на песочницы, отказать.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №-8 «Рябинка», расположенного в городе Лангепасе ул.Солнечная 28а, государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий-