копияРЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Лангепас 28 июня 2010 года
Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего, судьи Ямгурзина Г.А.,
с участием старшего помощника прокурора города Лангепаса Васильевой А.С.,
представителей третьего лица на стороне истца, Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Лангепасский центр занятости населения» Вершининой Н.Д. (действует по доверенности №-30 от 04 февраля 2010 года), и ответчика ООО «Каскад», Лесниковой Е.А. (действует на основании доверенности без номера от 28 июня 2010 года),
при секретаре Томиной Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №-2-475/2010 по иску прокурора города Лангепаса в интересах неопределенного круга лиц, третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Лангепасский центр занятости населения» (в дальнейшем Лангепасский ЦЗН), к обществу с ограниченной ответственностью «Каскад» (в дальнейшем ООО «Каскад») о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении в полном объеме квот для трудоустройства инвалидов и возложении обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выделении квот для трудоустройства инвалидов и создании специализированных рабочих мест для инвалидов в установленном размере,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Лангепаса обратился в порядке ст.45 ГПК РФ в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «Каскад» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении в полном объеме квот для трудоустройства инвалидов и возложении обязанности устранить в полном объеме указанные нарушения путем выделении квот для трудоустройства инвалидов и создании для них специализированных рабочих мест, ссылаясь на то, что указанное предприятие в нарушение Федерального закона от 24 ноября 1995 года №-181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не полном объеме предоставляет квоты для трудоустройства инвалидов. Исковые требования мотивированы тем, что на основании ст.21 указанного закона организациям, численность которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Размер квот в Ханты-Мансийском автономном округе определен ст.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2004 года №89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», согласно которого размер квот для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников организации. В силу ч.2 ст.6 названного закона ХМАО-Югры при невозможности выделения (создания) рабочих мест в счет установленной квоты работодатель вправе профинансировать выделение (создание) рабочих мест в другой организации в соответствии с заключенными договорами. Бездействие ООО «Каскад», по мнению прокурора, нарушает требования ст.24 Федерального закона №-181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку ответчик в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов не создал и не выделил рабочие места для трудоустройства инвалидов, численность которых, согласно предоставленным сведениям Лангепасского ЦЗН составляет 12 человек. Считает, что ответчик не выполняет установленную законодательством обязанность по трудоустройству инвалидов и созданию для них специальных рабочих мест. Основания для освобождения указанной организации от обязанности квотирования рабочих мест, отсутствуют. Бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц, оно влечет нарушение прав инвалидов.
В судебном заседании старший помощник прокурора города Лангепаса Васильева А.С. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, ссылаясь на доводы и основания, изложенные в заявлении.
Представитель третьего лица Вершинина Н.Д., иск прокурора поддержала, суду пояснила, что ответчик, нарушая федеральное законодательство, не в полном объеме предоставляет квоты и не создает рабочие места для трудоустройства инвалидов, состоящих на регистрационном учете в городском центре занятости. В то же время, дополнила, что нельзя говорить о бездействии ответчика, поскольку ООО «Каскад» в настоящее время трудоустроило двух инвалидов, постоянно работает над созданием для них рабочих мест, информирует об этом ЦЗН.
Представитель ответчика ООО «Каскад» Лесникова Е.А., исковые требования признала, суду пояснила, что при общей численности работников организации в количестве 160 человек, организовано 2 рабочих места для инвалидов. Для трудоустройства третьего человека, имеющего инвалидность, в настоящее время подыскиваются возможности, решается вопрос об изменении штатного расписания.
Свидетель Пермикина Н.Б. суду пояснила, что в ООО «Каскад» численность работников составляет 170 человек, в связи с чем, по квоте предприятие должно трудоустроить трех инвалидов, в том числе одного на специализированное место. Дополнила, что ответчик регулярно занимается решением вопросов трудоустройства инвалидов, вместе с тем, обязательства по трудоустройству одного человека, не исполнило.
Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав представленные доказательства, суд пришел к убеждению об обоснованности иска в части требований. Суд принимает признание представителем ответчика иска, отмечая, что это не противоречит закону и не нарушает чьи-либо права и интересы.
Согласно ст.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2004 г. № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», принятого во исполнение Федерального закона от 24 ноября 1995 года №-181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», квота устанавливается независимо от организационно-правовой формы и формы собственности организациям, численность работников в которых составляет более 100 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Квота устанавливается с учетом работающих в организации граждан из числа категории, для которой введено квотирование рабочих мест. Квота рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников организации. Порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов определяется Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 21.09.2009г. № 254-п «Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» определено, что минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается работодателем самостоятельно со среднесписочной численностью: от 101 до 500 человек - одно специальное рабочее место; от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места; от 1001 до 5000 человек - три специальных рабочих места; более 5001 человека - четыре специальных рабочих места. Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем за счет собственных средств.
Судебным следствием установлено, что по состоянию на 01 января 2010 года в Лангепасском ЦЗН было зарегистрировано 15 безработных граждан, относящихся к категории инвалидов, а на 19 мая 2010 года, на регистрационном учете состоит 12 безработных граждан, имеющих инвалидность.
Учитывая, что согласно штатному расписанию ООО «Каскад» на 2010 год общая численность организации составляет 168 человек, из них занято инвалидами 2 рабочих места, вместо трех (от 168 человек - 2% =3,36 человек, то есть менее, предусмотренного законом), суд приходит к выводу о том, что ответчик не в полной мере соблюдает законодательство, регулирующее обязанность работодателей по квотированию рабочих мест для инвалидов. Доказательств обратного, в силу ст.56 ГПК РФ, ответчик суду не представил.
Ответчиком не представлено суду и доказательств финансирования им создания рабочих мест для инвалидов в других организациях, тогда как указанными выше федеральными законами, а также Законом ХМАО-Югры от 23.12.2004 г. № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», при невозможности выделения (создания) рабочих мест в счет установленной квоты работодатель вправе профинансировать выделение (создание) рабочих мест в другой организации в соответствии с заключенными договорами.
Вместе с тем, суд считает убедительными доводы представителей ответчика и третьего лица о том, что ООО «Каскад» не бездействует в предоставлении квот для трудоустройства инвалидов. Как установлено судебным следствием, ответчиком, хоть и в недостаточном количестве, создаются рабочие места для инвалидов, предприятие регулярно информирует Лангепасский ЦЗН о проводимой в рамках исполнения Федерального закона от 24 ноября 1995 года №-181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», работе.
При таких обстоятельствах, иск прокурора в части признания в действиях ответчика бездействия, суд считает не подлежащим удовлетворению.
Учитывая, что прокуроры на основании подп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ освобождены от уплаты госпошлины, в силу ст.103 ГПК РФ с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Принять признание ответчиком иска в части возложения обязанностей устранить в полном объеме допущенные нарушения Федерального закона №-181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» путем выделении квот для трудоустройства инвалидов и создании специализированных рабочих мест для инвалидов в установленном количестве.
Иск прокурора города Лангепаса в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Каскад» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении в полном объеме квот для трудоустройства инвалидов и возложении обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выделении квот для трудоустройства инвалидов и создании специализированных рабочих мест для инвалидов в установленном размере, удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Каскад», зарегистрированное в городе Лангепасе ул.Мира 8-39, устранить в полном объеме допущенные нарушения Федерального закона №-181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» путем выделении квот для трудоустройства инвалидов и создании специализированных рабочих мест для инвалидов в установленном количестве.
В удовлетворении иска прокурора города Лангепаса в части признания незаконным бездействия общества с ограниченной ответственностью «Каскад», выразившегося в не предоставлении в полном объеме квот для трудоустройства инвалидов, отказать.
Взыскать с общества ограниченной ответственностью «Каскад» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий-
Копия верна.
Судья
Лангепасского городского суда- Г.А. Ямгурзин