РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Лангепас 28 июня 2010 года
Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего, судьи Ямгурзина Г.А.,
с участием старшего помощника прокурора города Лангепаса Васильевой А.С.,
представителя третьего лица Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Лангепасский центр занятости населения», Вершининой Н.Д., действующей на основании доверенности №-30 от 04 февраля 2010 года,
при секретаре Томиной Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №-2-475/2010 по иску прокурора города Лангепаса в интересах неопределенного круга лиц, третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Лангепасский центр занятости населения» (в дальнейшем Лангепасский ЦЗН», к Бюджетному учреждению среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Лангепасский профессиональный колледж» (в дальнейшем Лангепасский ПК) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении в полном объеме квот для трудоустройства инвалидов и возложении обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выделении квот для трудоустройства инвалидов и создании специализированных рабочих мест для инвалидов в установленном размере,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Лангепаса, в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском Лангепасскому ПК о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении в полном объеме квот для трудоустройства инвалидов и возложении обязанности устранить в полном объеме указанные нарушения путем выделении квот для трудоустройства инвалидов и создании для них специализированных рабочих мест, ссылаясь на то, что Лангепасский ПК в нарушение положений, предусмотренных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №-181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не полном объеме предоставляет квоты для трудоустройства инвалидов. Исковые требования мотивированы тем, что на основании ст.21 указанного закона организациям, численность которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Размер квот в Ханты-Мансийском автономном округе определен ст.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2004 года №89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», согласно которого размер квот для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников организации. В силу ч.2 ст.6 названного закона ХМАО-Югры при невозможности выделения (создания) рабочих мест в счет установленной квоты работодатель вправе профинансировать выделение (создание) рабочих мест в другой организации в соответствии с заключенными договорами. Бездействие Лангепасского ПК нарушает требование ст.24 Федерального закона №-181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку ответчик в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов не создал и выделять рабочие места для их трудоустройства. Согласно предоставленным сведениям Лангепасского ЦЗН на регистрационном учете в качестве безработных и относящихся к категории инвалидов состоит 12 человек. Считает, что ответчик не выполняет установленную законодательством обязанность по трудоустройству инвалидов и созданию для них специальных рабочих мест. Бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку указанное влечет за собой нарушение прав инвалидов.
Поскольку представитель ответчика Лангепасского ПК, извещенный надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, директор Зиньковский В.Н. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, суд, в порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ приступил к рассмотрению дела в отсутствие в судебном заседании представителя ответчика. В отзыве по существу иска, представитель ответчика сообщает, что нарушения законодательства будут устранены.
В судебном заседании старший помощник прокурора города Лангепаса Васильева А.С. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, ссылаясь на доводы и основания, изложенные в заявлении.
Представитель третьего лица Лангепасского ЦЗН Вершинина Н.Д. иск поддержала, суду пояснила, что ответчик не предоставляет квоты и не создает рабочие места для трудоустройства инвалидов, которые состоят на регистрационном учете в городском центре занятости. Общая численность работников в Лангепасском ПК составляет 105 человек, для трудоустройства инвалидов должна быть выделена квота, составляющая 2% от общего количества рабочих мест, то есть для трудоустройства 2 инвалидов, в том числе 1 человек на специализированное место, трудоустроен лишь один инвалид. Для трудоустройства инвалида на специализированное рабочее место и оплаты его труда с федерального бюджета выделено 30 тысяч рублей.
Свидетель Пермикина Н.Б., заместитель директора Лангепасского ЦЗН, суду пояснила, что ответчиком фактически рабочие места для трудоустройства инвалидов не создавались. При численности работников более 100 человек должно быть выделена квота для трудоустройства двух инвалидов, в том числе одно специальное место.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав представленные в совокупности доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года №-1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. На основании ч.3 ст.25 упомянутого закона, работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, перечислении в фонд занятости обязательных страховых взносов и внесении обязательной платы при невыполнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов.В соответствии со ст.20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №-181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.
На основании ст.21 указанного федерального закона, организациям, численность которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Согласно ст.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2004 г. № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», квота устанавливается независимо от организационно-правовой формы и формы собственности организациям, численность работников в которых составляет более 100 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Квота устанавливается с учетом работающих в организации граждан из числа категории, для которой введено квотирование рабочих мест. Квота рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников организации. Порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов определяется Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 21.09.2009г. № 254-п «Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» определено, что минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается работодателем самостоятельно со среднесписочной численностью: от 101 до 500 человек - одно специальное рабочее место; от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места; от 1001 до 5000 человек - три специальных рабочих места; более 5001 человека - четыре специальных рабочих места. Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем за счет собственных средств.
В судебном заседании установлено, что по состоянию на 01 января 2010 года в Лангепасском ЦЗН было зарегистрировано 15 безработных граждан, относящихся к категории инвалидов, а на 19 мая 2010 года 12 безработных граждан, имеющих инвалидность.
Из информации Лангепасского ЦЗН от 09 июня 2010 года следует, что Лангепасскому ПК установлено два квотируемых рабочих места, для трудоустройства инвалидов.
Судом установлено, что в Лангепасском ПК общая численность работников составляет 105 человек, количество занятых инвалидами рабочих мест 1, специализированные рабочие места не создавались.
Учитывая, что общая численность работников в Лангепасском ПК составляет более 100 человек, из них занято инвалидами 1 рабочее место, что не соответствует установленному размеру квот для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников, суд приходит к выводу о том, что ответчик не в полной мере соблюдает законодательство, регулирующее обязанность работодателей по квотированию рабочих мест для инвалидов. Доказательств обратного, в силу ст.56 ГПК РФ, ответчик суду не представил.
Ответчиком не представлено суду доказательств финансирования им мероприятий по созданию рабочих мест для инвалидов в других организациях, тогда как указанными выше федеральными законами, а также Законом ХМАО-Югры от 23.12.2004 г. № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», при невозможности выделения (создания) рабочих мест в счет установленной квоты работодатель вправе профинансировать выделение (создание) рабочих мест в другой организации в соответствии с заключенными договорами.
Кроме того, суд отмечает, что ответчик, реализуя свое право, закрепленное в «Административном регламенте Федеральной службы по труду и занятости по представлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников», утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 03 июля 2006 года №-513, не обращался в службу занятости населения за оказанием ему государственной услуги в подборе инвалидов, для трудоустройства по доведенной квоте.
При таких обстоятельствах ответчик не только нарушает законодательство о квотировании мест для трудоустройства инвалидов, но и бездействует в решении указанного вопроса.
Учитывая, что прокуроры на основании подп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ освобождены от уплаты госпошлины, в силу ст.103 ГПК РФ с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора города Лангепаса в интересах неопределенного круга лиц к Бюджетному учреждению среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Лангепасский профессиональный колледж» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении в полном объеме квот для трудоустройства инвалидов и возложении обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выделении квот для трудоустройства инвалидов и создании специализированных рабочих мест для инвалидов в установленном размере, удовлетворить.
Признать бездействие Лангепасского профессионального колледжа, зарегистрированного в городе Лангепасе ул.Ленина, 52, выразившееся в непредоставлении в полном объеме квот для трудоустройства инвалидов, незаконными.
Обязать Бюджетное учреждение «Лангепасский профессиональный колледж», зарегистрированный в городе Лангепасе ул.Ленина, 52, устранить в полном объеме допущенные нарушения Федерального закона №-181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» путем выделении квот для трудоустройства инвалидов и создании специализированных рабочих мест для инвалидов в установленном количестве.
Взыскать с Бюджетного учреждения «Лангепасский профессиональный колледж» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий-