РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Лангепас 08 июля 2010 года
Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего, судьи Ямгурзина Г.А.,
с участием старшего помощника прокурора города Лангепаса Васильевой А.С.,
представителя третьего лица Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Лангепасский центр занятости населения» Вершининой Н.Д., действующей на основании доверенности №-30 от 04 февраля 2010 года,
представителя ответчика ООО «Лангепасско-Покачевское управление ремонта скважин» Андреевой А.Н., действующей на основании доверенности №-15/29 от 07 мая 2010 года,
при секретаре Томиной Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №-2-502/2010 по иску прокурора города Лангепаса в интересах неопределенного круга лиц, третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Лангепасский центр занятости населения» (в дальнейшем Лангепасский ЦЗН), к обществу с ограниченной ответственностью «Лангепасско-Покачевское управление ремонта скважин» (в дальнейшем ООО «ЛП УРС») о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении в полном объеме квот для трудоустройства инвалидов и возложении обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выделении квот для трудоустройства инвалидов и создании специализированных рабочих мест для инвалидов в установленном размере,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Лангепаса, в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «ЛП УРС» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении в полном объеме квот для трудоустройства инвалидов и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем выделении квот для трудоустройства инвалидов и создании для них специализированных рабочих мест, ссылаясь на то, что в ходе проверки установлено, что ООО «ЛП УРС» в нарушение Федерального Закона от 24 ноября 1995 года №-181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не полном объеме предоставляет квоты для трудоустройства инвалидов, не создает и не выделяет для них рабочие места. Исковые требования мотивированы тем, что на основании ст.21 указанного закона организациям, численность которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Размер квот в Ханты-Мансийском автономном округе определен ст.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2004 года №89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», согласно которого размер квот для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников организации. В силу ч.2 ст.6 названного закона ХМАО-Югры при невозможности выделения (создания) рабочих мест в счет установленной квоты работодатель вправе профинансировать выделение (создание) рабочих мест в другой организации в соответствии с заключенными договорами. Бездействие ООО «ЛП УРС» нарушает требования ст.24 Федерального закона №-181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку ответчик в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов не создал и не выделил рабочие места для трудоустройства инвалидов, численность которых, согласно предоставленным сведениям Лангепасского ЦНЗ составляет 12 человек. Считает, что ответчик не выполняет установленную законодательством обязанность по трудоустройству инвалидов и созданию для них специальных рабочих мест. Бездействие ответчика, по мнению прокурора, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку указанное влечет за собой нарушение прав инвалидов.
В судебном заседании старший помощник прокурора города Лангепаса Васильева А.С. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, ссылаясь на доводы и основания, изложенные в заявлении.
Представитель третьего лица Лангепасского ЦНЗ Вершинина Н.Д. иск поддержала, суду пояснила, что ответчик не предоставляет в полном объеме квоты и не создает рабочие места для трудоустройства безработных инвалидов, состоящих на регистрационном учете в городском центре занятости. Такая работа начала проводиться на предприятии лишь с июля 2010 года.
Андреева А.Н., представляя интересы ответчика ООО «ЛП УРС», иск не признала, суду пояснила, что предприятием выполняются требования, предъявляемые к работодателям о квотировании рабочих мест для инвалидов. В штатное расписание внесены изменения, введены 21 единица подсобных рабочих для трудоустройства инвалидов. Решается вопрос о создании 3 специализированных рабочих мест. В настоящее время в администрации города на согласовании находится договор, заключенный между предприятием и муниципальным детским садиком №-1 «Теремок» о переуступке прав по созданию рабочего места для инвалида - оператора ПЭВМ. При определении Лангепасским центром занятости конкретных лиц, относящихся к категории инвалидов на выделенные рабочие места для трудоустройства двух инвалидов в гор.Лангепасе и одного - в гор.Покачи.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об обоснованности иска прокурора.
Согласно ч.1 ст.25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года №-1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. В силу ч.3 ст.25 упомянутого закона, работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, перечислении в фонд занятости обязательных страховых взносов и внесении обязательной платы при невыполнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов.В соответствии со ст.20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №-181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.
Согласно ст.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2004 г. № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», квота устанавливается независимо от организационно-правовой формы и формы собственности организациям, численность работников в которых составляет более 100 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Квота устанавливается с учетом работающих в организации граждан из числа категории, для которой введено квотирование рабочих мест. Квота рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников организации. Порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов определяется Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 21.09.2009г. № 254-п «Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» определено, что минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается работодателем самостоятельно со среднесписочной численностью: от 101 до 500 человек - одно специальное рабочее место; от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места; от 1001 до 5000 человек - три специальных рабочих места; более 5001 человека - четыре специальных рабочих места. Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем за счет собственных средств.
В судебном заседании установлено, что по состоянию на 01 января 2010 года в Лангепасском ЦНЗ было зарегистрировано 15 безработных граждан, относящихся к категории инвалидов, а на 19 мая 2010 года, на регистрационном учете состоит 12 безработных граждан, имеющих инвалидность.
В соответствие со штатной численностью ООО «ЛП УРС» (656 чел.) установлена квота для трудоустройства 13 инвалидов, в том числе 2 на специальные рабочие места.
До настоящего времени, при доведенной квоте, ответчиком не трудоустроен ни один работник, имеющий инвалидность, что свидетельствует о нарушении им законодательства, направленного на социальную защиту инвалидов, то есть о предоставлении в полном объеме квот для их трудоустройства. Доказательств обратного, в силу ст.56 ГПК РФ, ответчик суду не представил.
Доводы представителя ответчика о том, что нарушения ООО «ЛП УРС» законодательства о создании рабочих мест для инвалидов, связано с тем, что служба занятости населения, которую они информируют, не направляет на предприятие лиц, имеющих инвалидность, суд считает несостоятельными.
Федеральный Закон от 24 ноября 1995 года №-181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2004 года №89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» и Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 сентября 2009 года №-254-п «Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», четко определяет порядок квотирования рабочих мест для инвалидов, порядок их создания.
Федеральным законом от 19 апреля 1991 года №-1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» на работодателей возложена обязанность ежемесячно представлять органам службы занятости населения информацию о наличии вакантных рабочих мест.
Этим же законом содействие работодателям в подборе необходимым работников является государственной услугой в области содействия занятости населения. Процедура предоставления данной услуги определена «Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости по представлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 03 июля 2006 года №-513. В соответствии с пунктом 65 указанного Административного регламента «основанием для начала предоставления государственной услуги содействия в подборе необходимых работников является обращение работодателя или его представителя в государственное учреждение службы занятости».
Как установлено судебным следствием ООО «ЛП УРС» лишь предоставляло в службу занятости населения ежемесячную информацию о наличии вакантных рабочих мест, в том числе о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. При этом официально о предоставлении ему государственной услуги в подборе инвалидов, для трудоустройства по доведенной квоте, не обращалось.
Кроме того, ответчиком не представлено суду доказательств финансирования им создания рабочих мест для инвалидов в других организациях, тогда как указанными выше федеральными законами, а также Законом ХМАО-Югры от 23.12.2004 г. № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», при невозможности выделения (создания) рабочих мест в счет установленной квоты работодатель вправе профинансировать выделение (создание) рабочих мест в другой организации в соответствии с заключенными договорами.
Учитывая, что прокуроры на основании подп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ освобождены от уплаты госпошлины, в силу ст.103 ГПК РФ с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора города Лангепаса в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Лангепасско-Покачевское управление ремонта скважин» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении в полном объеме квот для трудоустройства инвалидов и возложении обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выделении квот для трудоустройства инвалидов и создании специализированных рабочих мест для инвалидов в установленном размере, удовлетворить.
Признать бездействия общества с ограниченной ответственностью «Лангепасско-Покачевское управление ремонта скважин», зарегистрированного в городе Лангепасе улица Ленина, строение 11, выразившиеся в непредоставлении в полном объеме квот для трудоустройства инвалидов, незаконными.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Лангепасско-Покачевское управление ремонта скважин», зарегистрированное в городе Лангепасе улица Ленина, строение 11, устранить в полном объеме допущенные нарушения Федерального закона №-181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» путем выделении квот для трудоустройства инвалидов и создании специализированных рабочих мест для инвалидов в установленном количестве.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Лангепасско-Покачевское управление ремонта скважин» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий-