РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2010 года гор. Лангепас
Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Василькив С.В.
при секретаре Томиной Г.Г.,
с участием истца Галикаева П.Е.,
представителя администрации гор. Лангепаса Синева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-310/2010 по исковому заявлению Галикаева П.Е. к администрации гор. Лангепаса о признании незаконным отказа администрации гор. Лангепаса в приватизации жилого помещения по адресу гор. Лангепас ул, Солнечная дом Номер обезличен комната Номер обезличен, и возложении на администрацию гор. Лангепаса заключить с ним договор приватизации данного жилого помещения,
установил:
Галикаев П.Е. обратился в Лангепасский городской суд с иском к Администрации г.Лангепаса о признании незаконным отказа Администрации г.Лангепас в приватизации жилого помещения, понуждении заключения договора о приватизации жилого помещения. В обоснование своих исковых требований истец указал, что в связи с работой в ТПП «Лангепаснефтегаз» ему было предоставлено жилое помещение - комната Номер обезличен (значащаяся общежитием) в доме Номер обезличен по ул.Солнечной в г. Лангепас и был выдан ордер Номер обезличен от Дата обезличенаг. В последующем указанное общежитие было передано на баланс ЛГ МУП «ЖКУ». Согласно ст.7 ФЗ № 189-ФЗ от 29.12.2004г. « о введении в действие жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям или учреждениям и использовавшихся в качестве общежития, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. 03.03.2010г. истцом было подано заявление в администрацию г.Лангепас по вопросу передачи ему на праве собственности (приватизации) жилого помещения - комнаты Номер обезличен в ... по ул.Солнечной в г. Лангепас. Администрация г.Лангепас оставила заявление без удовлетворения. Просит признать неправомерным отказ администрации г. Лангепас ему в приватизации указанного жилого помещения, обязать администрацию г. Лангепас заключить с ним договор приватизации, взыскать с ответчика в пользу истца судебные издержки в размере суммы оплаченной государственной пошлины.
В судебном заседании истец Галикаев П.Е. исковые требования поддержал, сославшись на доводы и обстоятельства, указанные в исковом заявлении. От требования о понуждении администрации гор. Лангепаса заключить с ним договор о приватизации жилого помещения, отказался.
Представитель ответчика Синеева С.А., действующая по доверенности № 5 от 11.01.2010 года, иск не признала, пояснила, что общежитие передано в муниципальную собственность ООО «Лкойл-Западная Сибирь» по договору № 40с0569, и используется в настоящее время в этом же качестве. Поскольку истцом требований о признании фактически сложившихся между сторонами договорных отношений по социальному найму не заявлено, ст. 7 ФЗ РФ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса РФ» не применима в данных правоотношениях. Данное жилое помещение относится к специализированному жилому фонду, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности.
Представитель Лангепасского городского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального комплекса» В.Н.Лесникова, действующая по доверенности № 3323 от 12.11.2009 года, заявила ходатайство о рассмотрении дела без её участия, что в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела по существу.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему:
В силу ст.4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, служебные жилые помещения.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. То есть, с момента вступления в силу Вводного закона статус жилого помещения в общежитии подлежит изменению не по воле органа местного самоуправления, а в силу прямого указания закона об этом. Это означает, что на лиц, проживающих на момент вступления в силу названного Закона в таких общежитиях, распространяются нормы ЖК РФ о правах и обязанностях нанимателей жилых помещений по договору социального найма. Эти лица являются нанимателями занимаемых ими помещений по договору социального найма, несмотря на произведенную ранее регистрацию таких домов в качестве общежитий.
Согласно ч.2 ст.67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо прав, перечисленных в ч.1 настоящей статьи, может иметь иные права, предусмотренные настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в том числе право на приватизацию.
В соответствии со ст. 18 Закона РСФСР 04.07.19991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (с последующими изменениями от 23.12.1992 года, при переходе государственных предприятий в иную форму собственности, жилищный фонд закрепленный за предприятиями на праве хозяйственного ведения или переданный в оперативное управление, подлежит передаче правопреемникам, либо в ведение органов местного управления, с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права приватизации жилья.
На основании Указа Президента РФ от 10.01.1993 года № 8 «об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения фонда в состав приватизируемых предприятий», запрещено включать объекты жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Из копии договора №04с0569 передачи имущества ООО «ЛУКойл-Западная Сибирь» в муниципальную собственность от 19.06.2004г., следует, что общежитие находящееся в г.Лангепасе по ул.Солнечная ..., было безвозмездно передано предприятием ООО «ЛУКойл-Западная Сибирь» администрации г.Лангепаса, то есть во исполнение названных законодательных актов.
На момент вступление в действие названного закона (29.12.2004 года), указанное общежитие было передано в муниципальную собственность, согласно договора от 19.06.2004 года.
На момент передачи дом имел статус общежития, в настоящее время является муниципальной собственностью, и является собственностью муниципального образования г.Лангепас.
Согласно ст.123 Конституции РФ, ч.1 ст.12, ст. ст. 56, 195 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна представить суду доказательства в обоснование своих доводов и возражений, а суд основывает свое решение только на представленных и исследованных в судебном заседании доказательствах.
Необходимость предоставления доказательств в обоснование исковых требований, а также положения ст.56 ГПК РФ неоднократно разъяснялись сторонам в определении о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству и в судебных заседаниях, однако ответчик доказательств опровергающих доводы истца не представил в судебное заседание. Не имеется доказательств того, что спорное жилое помещение с момента введения его в эксплуатацию не находилось в собственности государственного предприятия, а также, что в установленном законом порядке жилое помещение включено в специализированный жилой фонд (постановление об этом отсутствует).
Напротив, на основании указанного выше договора № 04с0569 от19.06.2004 года, общежитие в доме Номер обезличен по ул. Солнечной гор. Лангепаса, зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как общежитие, что следует из имеющего в материалах дела свидетельства.
В соответствии со ст. 13 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ», граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят или имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения. При таких обстоятельствах спорное жилое помещение утратило статус служебного и согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ, подлежало передаче в собственность в порядке приватизации.
Согласно существующей судебной практике, бремя доказывания обстоятельств того, что на момент предоставления жилого помещения в пользование истца, последний не относился к государственному жилому фонду или являлся служебным жилым помещением, т.е. не подлежал приватизации, лежит на ответчике. Поскольку доказательств обратного не предоставлено суд исходит из того, что в силу закона, при переходе государственного предприятия в иную форму собственности, право на приватизацию жилого помещения сохраняется.
Таким образом, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от времени передачи предприятием жилого помещения в ведение органа местного самоуправления, а также оформления указанных документов.
Приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната). Согласно информации ЛГ МУП «УК ЖКК» в комнате Номер обезличен ... по ул. Солнечной гор. Лангепаса, зарегистрирован и проживает только Галикаев П.Е., ввиду чего доводы ответчика об использовании истцом койко-места в общежитии, и не возможности в виду этого приватизации жилого помещения не обоснованы. Ввиду утраты статуса общежития в силу закона, граждане, занимавшие часть жилого помещения на условиях «койко-места», также приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку ст. 7 Вводного закона предусматривает применение ЖК РФ о договоре соц.найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в домах ранее принадлежащих государственным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений. Поэтому истцу должно передаваться жилое помещение (комната № 7) в целом на условиях социального найма.
То обстоятельство, что на сегодняшний день дом находится в муниципальной собственности, равно как и его изначальный статус стороны не оспаривали. Таким образом, к возникшим правоотношениям применяются ст.7 Вводного закона и нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Требования Галикаева П.Е. подлежат удовлетворению, поскольку перечисленные доказательства подтверждают, что жилой дом Номер обезличен по ул. Солнечная в г.Лангепас изначально принадлежал государственному предприятию, комната в нем использовалась в качестве общежития. Дом безвозмездно был передан в ведение органов местного самоуправления, и с момента вступления в силу ФЗ «о введение в действие ЖК РФ, данное жилое помещение утратило статус общежития, истец вправе приобрести спорную комнату в собственность в порядке приватизации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Галикаева П.Е. удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации гор. Лангепаса в приватизации Галикаевым П.Е. жилого помещения - комнаты Номер обезличен, дома Номер обезличен по улице Солнечная города Лангепас Ханты-Манскийского автономного округа - Югры.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ханты-Мансийского окружного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Лангепасский городской суд.
Председательствующий: Василькив С.В.