РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Лангепас 21 июля 2010 года
Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего, судьи Ямгурзина Г.А.,
с участием старшего помощника прокурора города Лангепаса Васильевой А.С.,
представителей ответчика Греховой Е.Ю., действующей на основании приказа и Устава и Газизова Р.М., действующего на основании доверенности №-448 от 16 июля 2010 года,
при секретаре Рогоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №-2-493/2010 по иску прокурора города Лангепаса в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних детей, посещающих муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №-2 «Брусничка», к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида №-2 «Брусничка» (в дальнейшем МДОУ «Детский сад №-2 «Брусничка») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека, принять меры к получению санитарно-эпидемиологического заключения на песок, находящийся в песочницах,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Лангепаса, в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних детей, посещающих МДОУ «Детский сад №-2 «Брусничка», с иском к МДОУ «Детский сад №-2 «Брусничка» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека, принять меры к получению санитарно-эпидемиологического заключения на песок, находящийся в песочницах, ссылаясь на то, что ответчиком допущены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
Иск мотивирован тем, что в нарушение Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 1995 года №-677, которым основными задачами дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление здоровья детей, ст.ст.2 и 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года №-52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», о том, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, а также выполнении санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятиях и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части, осуществляемой ими деятельности, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), пункта 21 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПиН 3.2.1333-03, устанавливающей, что юридические лица, независимо от организационно-правовых форм собственности и индивидуальные предприниматели обязаны проводить мероприятия по профилактике паразитных болезней на территории РФ, п.2.1.16 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПиН 2.4.1.1249-03, обязывающей ежегодно, весной на игровых площадках проводить полную смену песка, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение, песочницы на ночь закрывать крышками, а в теплое время года 1 раз в месяц исследовать песок на степень биологического загрязнения, и при обнаружении возбудителей кишечных инфекций, гельминтозов и других примесей, опасных для здоровья детей, проводить его смену, п.4.12 этих же Правил, что мероприятия по профилактике токсокароза включают регулярную замену песка в детских песочницах (3 раза в теплое время года) и предупреждение загрязнении их собаками и кошками, ответчик, имеющий на своей территории 10 песочниц, в мае 2010 года завез песок, без санитарно-эпидемиологического заключения на возможность его использования для игровой деятельности. Считает, что ответчиком в ходе образовательного процесса не осуществляется комплекс мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья детей. Бездействие администрации муниципального дошкольного учреждения противоречит принципам действующего законодательства, в части обеспечения прав детей на охрану здоровья, что предусмотрено ст.10 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
В судебном заседании старший помощник прокурора города Лангепаса Васильева А.С. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, ссылаясь на доводы и основания, изложенные в заявлении, дополнительно суду пояснила, что песок был завезен в песочницы, находящиеся на территории садика без санитарно-эпидемиологического заключения, анализы по результатам исследования уже завезенного песка не могут подменять санитарно-эпидемиологическое заключение о его безопасности.
Представители ответчика Грехова Е.Ю. и Газизов Р.М., иск, считая его необоснованным, не признали, суду пояснили, что в учреждении ежегодно, перед наступлением летнего оздоровительного периода, производится полная замена песка в песочницах, обычно с 01 по 15 июня 2010 года. Проведение лабораторных исследований производится в теплое время года с учетом климатических особенностей региона не ранее июня месяца. Свежий песок в песочницы завезен шефской организацией СЦ СО ЛПР ООО «Управление социальных объектов» 15 июня 2010 года без исследования на степень биологического загрязнения. Пробы песка службой филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по ХМАО-Югре в городах Лангепасе и Покачи» отобраны по графику этого ФГУЗ, 16 июня 2010 года. Результаты лабораторных исследований были получены 21 июня 2010 года, они соответствуют санитарным правилам. Обращение в территориальный отдел Ростпотребнадзора за получением соответствующего заключения не практиковалось, хотя понимают, что протоколы лабораторных исследований песка не являются санитарно-эпидемиологическим заключениями.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об обоснованности иска прокурора.
В судебном заседании установлено, что ответчик МДОУ «Детский сад №-2 «Брусничка» является юридическим лицом, осуществляет свою общеобразовательную деятельность на основании лицензии, устава учреждения.
Согласно ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №-52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
На основании ч.ч.1 и 3 ст.29 указанного федерального закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории РФ, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В соответствии с Уставом МДОУ «Детский сад №-2 «Брусничка» одной из основных задач учреждения является охрана жизни и здоровья детей. Учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса. Ребенку гарантируется охрана жизни и здоровья (п.1.7, 1.16, 4.9 Устава).
В соответствии п.2.1.16 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003 года №-24, ежегодно, весной, на игровых площадках проводят полную смену песка, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение. Песочницы на ночь закрывают крышками. В теплое время года 1 раз в месяц песок исследуют на степень биологического загрязнения. При обнаружении возбудителей кишечных инфекций, гельминтозов и других примесей, опасных для здоровья детей, проводят смену песка.
Согласно п.2.17.1. указанных Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03, руководитель учреждения обеспечивает наличие в учреждении настоящих санитарных правил и норм и доведение их содержания до сотрудников учреждения, выполнение требований санитарных правил и норм всеми сотрудниками учреждения, организацию производственного и лабораторного контроля, необходимые условия для соблюдения санитарных правил и норм.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, на территории ответчика МДОУ «Детский сад №-2 «Брусничка» имеется 10 песочниц с песком, предназначенных для игровой деятельности детей, посещающих учреждение. Песок в них завезен без соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения 15 июня 2010 года, при этом наступление летнего оздоровительного периода, в соответствии с п.2.5 устава учреждения установлен с 01 июня по 31 августа 2010 года.
Пробы песка, находящегося в песочницах учреждения, были получены филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по ХМАО-Югре» 16 июня 2010 года. Исследования проб проводились по показателям химического состава, микробиологическим, радиационным и санитарно-гельминтологическим характеристикам. Их результаты ответчиком получены 21 июня 2010 года.
Вместе с тем, доводы представителей ответчика о том, что протоколы лабораторных исследований, фактически являются санитарно-эпидемиологическими заключениями, суд не может признать состоятельными, поскольку результаты этих исследований не могут подменять санитарно-эпидемиологического заключения, требование о наличие которого, на песок, завозимый на территорию дошкольного учреждения, является обязательным в соответствии с п.2.1.16 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03.
Протоколы лабораторных исследований песка, пробы которого получены в дошкольном учреждении, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре», проверены на соответствие, как это следует из протоколов, СанПиН 2.17.1287.3. Однако этот СанПиН устанавливает требования к качеству почв населенных мест и сельскохозяственных угодий, обуславливающих соблюдение гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов различного назначения, в том числе и тех, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние почв, и по этой причине применение в лабораторных исследованиях песка для игровых целей в дошкольном учреждении, этого СанПиН 2.17.1287.3. ошибочна, поскольку использование песка для целей дошкольного учреждения регламентировано СанПиН 2.4.1.1249-3.
Представители ответчика, возражая по существу предъявленного иска, ссылались на письмо начальника территориального отдела Управления Роспотренадзора по ХМАО-Югре в гор.Лангепсе и гор.Покачи, который, ссылаясь на приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека №-224 от 19 июля 2010 года «Санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и других видов оценок», сообщает, что песок не входит в перечень продукции, на которую учреждениями Роспотребнадзора выдаются санитарно-эпидемиологические заключения на номерных бланках.
Действительно, в указанном приказе №-224, утвердившем порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, песок не включен в перечень продукции, на которую Роспотребнадзором выдается такое заключение.
Вместе с тем, по мнению суда, с учетом требований п.2.1.16 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03, дошкольное образовательное учреждение обязано производить замену песка, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение, которое выдается на основе проведенных испытаний песка и подтверждается их протоколами. Отсутствие у структур Роспотребназора обязанности выдавать соответствующее заключение на песок, не освобождает ответчика от получения такого заключения в иных, уполномоченных на то учреждениях и организациях.
Проведение лабораторных исследований песка, филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по ХМАО-Югре», результаты которого представлены ответчиком, являются лишь мероприятиями, обязывающими детское дошкольное учреждение в силу п.2.1.16 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03 в теплое время года 1 раз в месяц исследовать песок на степень биологического загрязнения.
Об этом свидетельствует и письмо и.о.главного врача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре в гор.Лангепасе и гор.Покачи» о том, что в 2010 году согласно плана-графика, исследования песка в детских учреждениях будут проводиться в июне, июле и августе месяце в зависимости от погодных условий (предположительно в середине месяце).
Кроме того, из указанного письма также установлено, что образовательным учреждениям города рекомендовано обратиться за получением соответствующего заключения в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в ХМАО-Югре в гор.Лангепасе и гор.Покачи после получения протоколов лабораторных исследований песка. Доказательств свидетельствующих об отказе в выдаче территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в ХМАО-Югре в гор.Лангепасе и гор.Покачи такого заключения и обжаловании отказа, ответчиком не представлено.
Вместе с тем, положениями ст.28 Федерального закона от 30 марта 1999 года №-52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.
Учитывая, что песок, находящийся в песочницах на территории садика, должен допускаться к использованию для игровой деятельности в образовательном процессе при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам, которое у ответчика отсутствует, тем самым ответчик не обеспечивает права воспитанников учреждения на охрану и безопасность здоровья, следовательно, иск прокурора к МДОУ «Детский сад №-2 «Брусничка» в части возложения обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека, принять меры к получению санитарно-эпидемиологического заключения на песок, находящийся в песочницах, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Учитывая, что прокурор на основании подп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, в силу ст.103 ГПК РФ с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора города Лангепаса в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних детей, посещающих муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №-2 «Брусничка», к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида №-2 «Брусничка» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека, принять меры к получению санитарно-эпидемиологического заключения на песок, находящийся в песочницах, удовлетворить.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №-2 «Брусничка» устранить допущенные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека и принять меры получению санитарно-эпидемиологического заключения на песок, находящийся в песочницах на территории учреждения.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №-2 «Брусничка» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий-