РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2010 года гор. Лангепас
Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа Югры Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Василькив СВ.
при секретаре Томиной Г.Г.,
с участием помощника прокурора гор. Лангепаса Тихоновой Г.Ф.,
представителя ответчика Дубинина А.В., действующего на основании доверенности от 29.09.2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 -655/2010 по иску прокурора г. Лангепас к учреждению социального
обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-IOгры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченным возможностями «Анастасия» о возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности,
Установил:
Прокурор г. Лангепаса обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с иском к учреждению социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Анастасия» (далее по тексту - УСО «Анастасия») о возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности. В обоснование иска указано, что прокуратурой г.Лангепаса проведена проверка социальных учреждений г.Лангепаса по исполнению законодательства РФ о пожарной безопасности, в ходе которой выявлено, что УСО «Анастасия», расположенным по адресу: ул. Ленина, 48, г. Лангепас, допущены нарушения действующего законодательства о пожарной безопасности, которые отражены в акте от 17 сентября 2010 года. Так, 14.09.2010 года в ходе проведенной прокуратурой города проверки выявлено, что при эксплуатации здания УСО ХМАО-Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Анастасия», расположенного по адресу: ул.Ленина, д.48, г.Лангепас, нарушены требования пожарной безопасности: не выполнена ширина пути эвакуации (коридора) на втором этаже не менее 1 м., с учетом уменьшения коридора при одностороннем открывании дверей из помещений в коридор на половину ширины дверного полотна (нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 6.26 СНиП 21-01-97), не установлены на втором этаже двери, отделяющие лестничные клетки от общих коридоров с устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах (нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 6.18, п. 6.43 СНиП 21-01-97, п. 102 СНиП 2.08.02-89), не выполнена ширина лестничных маршей в здании не менее 1,35 м. (нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 6.29 СНиП 21-01-97, п. 1.96 СНиП 2.08.02-89), не выполнена ширина эвакуационного выхода в свету из первого этажа не менее 1,2 м. (нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 6.Г6 СНиП 21-01-97), не выполнена ширина лестничных маршей из помещений спальных групп не менее 1,35 м. (нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 6.29 СНиП 21-01-97), не выполнена ширина эвакуационных выходов в свету из помещений спальных групп не менее 1,2 м. (нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97), не выполнены двери из спальных групп открывающимися по направлению выхода из здания (нарушены п. 3, п. 53 ППБ 01-03, п. 6.17 СНиП 21-01-97), не выполнена ширина выхода из парильной сауны не менее 0,8 м. (нарушены п. 3 ППБ 01-03, 6.16 СНиП 21-01-97), в здании имеются кабеля и провода с алюминиевыми жилами (нарушены п.3 ППБ 01-03, п. 7.1.34 ПУЭ), двери в подвальное помещение не выполнены шириной не менее 0,8 м., высотой не менее 1,9 м. (нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97), не смонтирована система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из коридора подвального этажа (нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 8.2 СНиП 41-01-2003).
В соответствии со ст.37 ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст.38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003г. N 313 установлено, что данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ранее, 24.02.2009 года ОГПН по г.Лангепасу и г.Покачи в УСО «Анастасия» выявлялись аналогичные нарушения пожарной безопасности, о чем выносилось предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Однако требования должностных лиц руководством УСО «Анастасия» не выполнены, нарушения требований пожарной безопасности не устранены.
Таким образом, УСО ХМАО-Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Анастасия» своим бездействием, а именно невыполнением требований правил пожарной безопасности, нарушает права детей и подростков с ограниченными возможностями, пребывающих в данном учреждении. Нарушения действующего законодательства о пожарной безопасности в случае возникновения пожара может создать угрозу жизни и здоровью детей и подростков с ограниченными возможностями, пребывающих в учреждении, а также иных граждан, посещающих данное учреждение.
Прокурор г. Лангепаса просит суд обязать УСО «Анастасия» устранить нарушения пожарной безопасности: выполнить ширину пути эвакуации (коридора) на втором этаже не менее 1 м., с учетом уменьшения коридора при одностороннем открывании дверей из помещений в коридор на половину ширины дверного полотна, установить на втором этаже двери, отделяющие лестничные клетки от общих коридоров с устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах, выполнить ширину лестничных маршей в здании не менее 1,35 м., выполнить ширину эвакуационного выхода в свету из первого этажа не менее 1,2 м., выполнить ширину лестничных маршей из помещений спальных групп не менее 1,35 м., выполнить ширину эвакуационных выходов в свету из помещений спальных групп не менее 1,2 м., выполнить двери из спальных групп открывающимися по направлению выхода из здания, выполнить ширину выхода из парильной сауны не менее 0,8 м., в здании заменить кабеля и провода с алюминиевыми жилами на провода с медными жилами, двери в подвальное помещение выполнить шириной не менее 0,8 м., высотой не менее 1,9 м., смонтировать систему вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из коридора подвального этажа.
В судебном заседании прокурор Тихонова Г.Ф. настаивала на заявленных требованиях.
Представитель ответчика Дубинин А.В., возражая против исковых требований прокурора, пояснил, что согласно расчета по оценке пожарного риска в здании, расчетная величина индивидуального пожарного риска, с учетом невыполненных мероприятий капитального характера по предписанию ОГПН от 24.02.2009 г. № 44/1/1-45, не превышает нормативное значение индивидуального пожарного риска, поэтому здание признавать несоответствующим требованиям пожарной безопасности нет оснований.
Выслушав стороны и исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора г. Лангепаса по следующим основаниям:
Из иска прокурора, материалов дела следует, что в 2009 г. отделом государственного пожарного надзора по городам Лангепас и Покачи в УСО «Анастасия» выявлялись нарушения пожарной безопасности, о чем должностными лицами пожарного надзора составлен соответствующий акт №44 от 24.02.2009г., руководителю УСО «Анастасия» вынесено соответствующее предписание за номером 44\1\1-45 от 24.02.2009 г., из которых остались невыполненными требования о необходимости выполнить ширину пути эвакуации (коридора) на втором этаже не менее 1 м., с учетом уменьшения коридора при одностороннем открывании дверей из помещений в коридор на половину ширины дверного полотна; установить на втором этаже двери, отделяющие лестничные клетки от общих коридоров с устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах; выполнить ширину лестничных маршей в здании не менее 1,35 м.; выполнить ширину эвакуационного выхода в свету из первого этажа не менее 1,2 м.; выполнить ширину лестничных маршей из помещений спальных групп не менее 1,35 м.; выполнить ширину эвакуационных выходов в свету из помещений спальных групп не менее 1,2 м.; выполнить двери из спальных групп открывающимися по направлению выхода из здания; выполнить ширину выхода из парильной сауны не менее 0,8 м.; в здании заменить кабеля и провода с алюминиевыми жилами на провода с медными жилами; двери в подвальное помещение выполнить шириной не менее 0,8 м., высотой не менее 1,9 м.; смонтировать систему вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из коридора подвального этажа в соответствии с Правилами пожарной безопасности (ППБ), правилами устройства электроустановок (ПУЭ), СНиП 21-01-97*, СНиП 2.8. 02-89* и СНиП 41-01-2003.
Согласно ст.1, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии с п.3 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313, наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Согласно п. 1 ППБ 01-03 требования пожарной безопасности установленные ППБ обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Правила устройства эвакуационный и аварийных путей, эвакуационных путей, установленные СНиП 21-07-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", введенные в действия с 01 января 1998 г. содержат требования пожарной безопасности, и подлежат обязательному соблюдению руководителями организаций в силу ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Согласно акту №44 от 24 февраля 2009 г. проверки соблюдения требований пожарной безопасности в УСО «Анастасия», проведенной ОГПН по г.Лангепасу и г.Покачи, в здании УСО «Анастасия» выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, устранение которых предписывалось ранее по предписанию №350 от 03.08.2007 г. Как установлено в судебном заседании, руководителю УСО «Анастасия» вынесено соответствующее предписание на их устранение за номером 44\1\1-45 от 24.02.2009 г., из которых до настоящего времени ряд указанных выше требований остался невыполненным.
Согласно абз.4 раздела 1 «Введение» СНиП 21-07.97* требования данного комплекса и норм применяются к объектам защиты на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации, включая реконструкцию, ремонт и изменение функционального назначения.
Из правового смысла строительных норм следует, что применение указанных норм обязательно для вновь планируемых к строительству объектов, либо для объектов, функциональное значение которых планируется изменить, а также при проведении на объектах реконструкционных работ и ремонта.
Учитывая, что требования пожарной безопасности, установленные строительными нормами и правилами 21-07-97*, введены в действие до начала использования указанного здания в качестве реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, и при указанных обстоятельствах распространяются на него, несоблюдение указанных требований при эксплуатации данного здания, является нарушением правил пожарной безопасности.
Кроме того, в силу ч.4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», если дальнейшая эксплуатации уже существующих зданий, сооружений и строений, запроектированных и построенных в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, то на них распространяются положения указанного Федерального закона. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями указанного Федерального закона.
Согласно ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: 1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом. Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 144 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах, нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится в формах:
1) аккредитации;
2) независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);
3) государственного пожарного надзора;
4) декларирования пожарной безопасности;
5) исследований (испытаний);
6) подтверждения соответствия объектов защиты (продукции);
7) приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности;
8) производственного контроля;
9) экспертизы.
Порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.5, 6 Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (утв. постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. N 304) результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска (далее - заключение), направляемого (вручаемого) собственнику, в котором в обязательном порядке указывается вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности (в случае их выполнения)
Представителем ответчика представлен в суд расчет по оценке пожарного расчета в здании, эксплуатируемом УСО «Анастасия», но вывода о выполнении условий соответствия указанного объекта защиты требованиям пожарной безопасности в нем не содержится.
Между тем, в вышеуказанном социальном учреждении пребывают дети и подростки с ограниченными возможностями, численность которых меняется, посещение учреждения не ограничено и для других граждан, количество которых установить не возможно, в связи с чем эксплуатация указанного здания без соответствующего устройства эвакуационный и аварийных путей, эвакуационных путей, приведения здания в соответствии с иными требованиями правил пожарной безопасности, ведет к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Учитывая изложенное, суд полагает, что указанные пункты предписания соответствуют действующему законодательству, поскольку они содержали требования, основанные на фактических нарушениях пожарной безопасности. При указанных обстоятельствах суд считает действия ответчика противоречащими положениям ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», указанные в предписании нарушения подлежат устранению.
В силу ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины. С учреждения подлежит уплате в местный бюджет государственная пошлина в размере 4000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора г.Лангепас удовлетворить.
Обязать учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Анастасия», расположенное в здании, по адресу: ул. Ленина, д. 48 г.Лангепаса, устранить нарушения пожарной безопасности: выполнить ширину пути эвакуации (коридора) на втором этаже не менее 1 м., с учетом уменьшения коридора при одностороннем открывании дверей из помещений в коридор на половину ширины дверного полотна, установить на втором этаже двери, отделяющие лестничные клетки от общих коридоров с устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах, выполнить ширину лестничных маршей в здании не менее 1,35 м., выполнить ширину эвакуационного выхода в свету из первого этажа не менее 1,2 м., выполнить ширину лестничных маршей из помещений спальных групп не менее 1,35 м., выполнить ширину эвакуационных выходов в свету из помещений спальных групп не менее 1,2 м., выполнить двери из спальных групп открывающимися по направлению выхода из здания,
выполнить ширину выхода из парильной сауны не менее 0,8 м., в здании заменить кабеля и провода с алюминиевыми жилами на провода с медными жилами, двери в подвальное помещение выполнить шириной не менее 0,8 м., высотой не менее 1,9 м., смонтировать систему вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из коридора подвального этажа.
Взыскать с учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Анастасия», в местный бюджет 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ханты-Мансийского окружного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Лангепасский городской суд.
Председательствующий: Василькив С.В.