копия
Решение
именем Российской Федерации
11 января 2011 года Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи С.И. Кульковой,
при секретаре Д.Н. Куторлановой,
с участием прокурора А.С. Васильевой,
истицы Я.А. Степаненко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Лангепаса в интересах Степаненко Я.А. у ГУ УПФ РФ о признании незаконным решения и взыскании компенсации проезда,
установил:
Прокурор города Лангепаса в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Степаненко Я.А. с исковым заявлением к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Лангепасе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее ГУ УПФ РФ в городе Лангепасе) о признании незаконным решения и взыскании в ее пользу компенсации проезда к месту отдыха и обратно.
В обоснование иска в исковом заявлении указано, что решением от 25 ноября 2010 года ГУ УПФ РФ в городе Лангепасе Степаненко Я.А., являющейся неработающим пенсионером, отказано в выплате компенсации проезда к месту отдыха и обратно со ссылкой на п.5 разъяснений, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 августа 2008 года №-408н, поскольку предоставленная справка о фактическом пребывании заверена печатью, в которой отражено наименование исполкома Подольского городского совета народных депутатов РСФСР.
Прокурор Васильева А.С. в судебном заседании поддержала исковые требования, ссылаясь на доводы и основания, изложенные в заявлении, и уточнила, что просит признать решение об отказе в оплате проезда к месту отдыха от 25.11.2010 года незаконным и взыскать с ответчика в пользу Степаненко Я.А. расходы на проезд к месту отдыха и обратно в сумме 6296 рублей 60 копеек.
Степаненко Я.А. иск поддержала, суду пояснила, что она является неработающим пенсионером по старости. В период с середины октября по середину ноября 2010 года они с мужем ездили на отдых к родственникам в г. Подольск Московской области. Дом, в котором они проживали на отдыхе, обслуживался организацией, созданной еще в советское время, и печать этой организации старая, но другой не было. Поскольку проезд в купейных вагонах не оплачивается, она просит оплатить ей проезд к месту отдыха и обратно по справке о тарифах в размере 6296 рублей 60 копеек.
Ответчик ГУ УПФ РФ в городе Лангепасе направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя. В возражениях на иск ответчиком указано, что Степаненко Я.А. является неработающим пенсионером, о чем указывается в исковом заявлении и подтверждается трудовой книжкой, следовательно, требования о выплате компенсации проезда к месту отдыха и обратно неработающему пенсионеру регулируются Правилами от 1 апреля 2005г. № 176 компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. В целях реализации статьи 34 Закона РФ от 19 февраля 1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Правительством Российской Федерации утверждены Правила от 1 апреля 2005г. № 176 компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.08.2008г. № 408н (зарегистрировано в Минюсте РФ 11 ноября 2008г. регистрационный номер 12607) утверждены Разъяснения о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2005г. № 176.
Правила № 176 от 01.04.2005г.. Разъяснения о применении Правил от 11.08.2008г. № 408н определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации и обратно. Пенсионный Фонд Российской Федерации, его территориальные органы являются правоприменительным органом, и обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с полномочиями, определенными законодательством. Пункт 5 Разъяснений о применении Правил от 11.08.2008г. № 408н предусматривает обязанность пенсионера вместе с заявлением о компенсации предъявить документ, подтверждающий период пребывания пенсионера в месте отдыха, в том числе самоорганизованного. Указанный документ должен иметь подпись компетентного должностного лица, заверенною печатью организации, либо подпись физического лица, заверенную в порядке, установленном законодательством Российской федерации. Место отдыха Степаненко Я.А. подтверждает справкой №2 от 14.10.2010г., выданной ЖСК «Коммунальник», которую подписывает В.В. Гребенкин - без указания должности. Кроме того, печать на указанной справке имеет оттиск « Исполком Подольского городского Совета народных депутатов Московск.обл». Указом Президента РФ от 26.10.1993г. № 1760 деятельность городских и районных Советов народных депутатов прекращена, их функции выполняет соответствующая местная администрация. Указывая, что Степаненко Я.А. предъявила ложную справку о месте пребывания, проявив неуважение к государству, в лице государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Лангепасе, ответчик просит в иске отказать.
Суд, выслушав прокурора, Степаненко Я.А., исследовав представленные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, и это не оспаривается сторонами, что Степаненко Я.А., 17.12.1952 года рождения, является неработающей пенсионеркой по старости, и что в период с 12 октября по 14 ноября 2010 года она выезжала из местности, приравненной к Крайнему Северу, в город Подольск Московской области, что подтверждается проездными документами.
Из заявления Степаненко Я.А. на имя начальника ГУ УПФР в г.Лангепасе от 24 ноября 2010 года следует, что она обратилась в орган Пенсионного фонда РФ с просьбой оплатить ей расходы, произведенные на проезд к месту отдыха. К данному заявлению Степаненко Я.А. приложила проездные билеты, справку с места пребывания, копию трудовой книжки, паспорта и справку о железнодорожном тарифе.
25 ноября 2010 года ГУ УПФ РФ в г. Лангепасе принято решение об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отдыха Степаненко Я.А., со ссылкой на пункт 5 Разъяснений, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.08.2008 г. № 408н и указанием о том, что предоставленная заявителем справка о фактическом пребывании по месту отдыха заверена печатью, в которой отображено наименование исполкома Подольского городского Совета народных депутатов РСФСР.
В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Согласно п. п. 2, 3 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2005 г. № 176 компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно или возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
При этом, п. 9 Правил установлено, что заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства с приложением проездных документов, выданных транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы, и отрывных талонов к путевке, курсовке или иного документа, подтверждающего период пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе либо в ином месте, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха.
Таким образом, в числе тех, кому выплачивается компенсация, не указаны пенсионеры, отдыхающие в местах, где не предоставляются услуги по организации отдыха.
Вместе с тем, отсутствие прямого указания в Правилах о порядке выплаты компенсации пенсионерам, отдыхающим в месте, где не предоставляются услуги по организации отдыха, не может рассматриваться как запрет на получение ими такой компенсации, поскольку получение таковой гарантировано Законом РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Предусмотренные указанным Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Следовательно, реализация права на получение вышеуказанной компенсации не может быть поставлена в зависимость, в данном случае, от выбранной пенсионером формы отдыха.
Ограничение права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно из-за отсутствия путевки или иного документа, полученного в учреждении, предоставляющем услуги по организации отдыха, при том, что эти граждане также являются пенсионерами, получающими трудовую пенсию, и (или) инвалидами и тоже проживают в районах Крайнего Севера (или приравненных к ним местностях), ставит их в неравное положение с теми, кто отдыхает организованно (по путевке, курсовке и другим документам). Данное ограничение противоречит ст. 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Каких-либо требований к документу, подтверждающему пребывание пенсионера в месте неорганизованного отдыха, законодателем не установлено, в связи с чем, отказ пенсионного фонда в компенсации проезда Степаненко Я.А.не основан на законе. Степаненко Я.А. является неработающим получателем пенсии по старости, следовательно, вправе получить компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха, независимо от того, что отдыхала неорганизованно. Документы, подтверждающие проезд к месту отдыха и фактическое пребывание истицы в месте отдыха ею предоставлены.
Кроме того, факт выезда и пребывания Степаненко Я.А. по месту отдыха подтверждается показаниями свидетеля Степаненко В.Н., который находился в указанное время на отдыхе вместе с женой.
Таким образом, решение начальника ГУ УПФ РФ в г. Лангепасе об отказе в оплате проезда к месту отдыха и обратно Степаненко Я.А. вынесено незаконно, в нарушении прав заявительницы, в связи с чем иск прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
При удовлетворении исковых требований на сумму 6296 рублей 77 копеек и искового требования неимущественного характера с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 600 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Лангепасе ХМАО-Югры от 25 ноября 2010 года об отказе Степаненко Я.А. в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Лангепасе ХМАО-Югры в пользу Степаненко Я.А. 6296 (шесть тысяч двести девяносто шесть) рублей 60 копеек.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Лангепасе ХМАО-Югры в местный бюджет 600 (шестьсот) рублей
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения с подачей жалобы через Лангепасский городской суд.
Председательствующий (подпись) С.И. Кулькова.
Копия верна. Судья С.И. Кулькова.
Секретарь Д.Н. Куторланова.